ЕСТЬ ПЯТИЛЕТКА
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯВот фрагменты из редакционной почты. "Среди ваших читателей много евреев, зачем вы пишете о Гленне Ли Беке, который пропагандирует антисемитизм?" (Он - американский консерватор, журналист, радио и телеведущий, политический комментатор, писатель, предприниматель. - А.Б.). "Кому нужны эти статьи о русских фашистах-православных хоругвеносцах?..". "От "Кругозора" через океан разит русофобством и сионизмом". "Сколько вам платят в ЦРУ за развал России?..". "Вас тоже ислам охмурил, расписываете, какие они несчастненькие, а все они террористы...". "Либералы теперь не в моде, неча их превозносить...".
Самое интересное, что авторы всех этих эпистол - усердные читатели "Кругозора", коль не жалеют времени не только на его чтение, но и на анонимные письма в редакцию. Есть подобные и на сайте, в комментариях - можете полюбопытствовать. Ну и что? Они имеют право на свои мнения ничуть не меньшие, чем мы с вами - на свои. "Кругозор" открыт для всех. И каждый читатель, имея выбор, в состоянии сделать свой, никем не навязанный, вывод. Так что все эти "проклятия" - что комплименты "Кругозору". Он и в дальнейшем не откажется от "моды" на плюрализм мнений, от взаимоуважения и взаимопонимания между различными политическими вглядами, этносами, религиозными конфессиями.
РОКФЕЛЛЕРУ БЫЛО БЫ ПРОЩЕ
- Уважаемый Александр, в сентябре нынешнего, 2011 года вашему детищу - "Кругозору" - пять лет. Уже можно говорить о достижениях, итогах и, увы, некоторых потерях. Сожалеете ли вы, что бюджет издания не позволил ему и дальше существовать в печатном виде? И как переход в интернет отразился на содержании и распространении "Кругозора"?
- Гм... Кто же будет радоваться тому, что бюджет что-то не позволяет?! Сожалею, конечно. Однако исчезновение печатного "Кругозора" вызвано не только его пустым карманом. Такое всё равно произошло бы: раньше-позже, но должно было произойти. Сама идея "Кругозора" вела к этому. Один из его девизов: "Кругозор" - для всех, кому он не безразличен!". А для всех - это значит, чтобы каждый, где бы он ни находился, в любой момент имел беспрепятственный доступ к журналу. Сполна реализоваться это может лишь в интернете. Конечно, в идеале хорошо бы, чтоб "Кругозор" одновременно был - причём, на всех континентах! - и печатным, и электронным. Тем более, что далеко не все русскоязычные читатели, особенно из старшего поколения, владеют компьютером. Но для того, чтобы такое стало возможным, я должен быть не Болясным, а Рокфеллером, Баффетом или Гейтсем. Тогда проблемы этой не было бы.
А вот что дал переход в интернет. Когда "Кругозор" был печатным, сувенирно-глянцевым (нижайший поклон - нашему талантливому и неординарному киевскому дизайнеру Михаилу Добровольскому!), журнал распространялся лишь в пределах США. Сегодня же его читатели, авторы и собственные корреспонденты - на всех континентах. Своими значительно увеличенным объёмом и тематической насыщенностью нынешний "Кругозор" ни в какое сравнение не идёт с прежним тоненьким печатным.
О ПОЛИТИКЕ, "ДЕЛЕ БУНТОВА" И "КЛЕВЕТНИКЕ"-АДВОКАТЕ
- Вначале пути вы утверждали, что "Кругозор" будет стоять далеко от политики. Однако от политики - особенно в аспекте защиты прав человека в России при режиме, объявившем себя демократическим, а по сути таковым не являющимся, - вы не только не ушли, но напротив: участвуете, занимая гуманную позицию. Публикациями о противоправных действиях к россиянам привлекаете внимание общественности и тем самым помогаете попавшим в беду. Недавно я получила письмо от москвички Натальи Дубинец, она поделилась, что из вашего русско-американского журнала узнает о таких событиях в ее стране. Что послужило толчком для обращения журнала ещё и к правозащитной теме?
- Так... Давайте разложим по полочкам. Во-первых: "Кругозор" - не "русско-американский журнал", хоть он на русском языке и его редакция находится в США, в Бостоне. "Кругозор" это независимый журнал международный. В сети его официальное название: "Интернет-издание "Кругозор" - независимый интернет-журнал".
Далее. Я никогда не провозглашал, что "Кругозор" будет стоять вдали от политики". Это было бы глупо. "Кругозор" - о всей жизни, а политика - один из главных аспектов жизни общества. Провозглашалось другое: что "Кругозор" не будет чересчур политизированным, а публикации в нём - чересчур аналитичными. Переход в интернет позволяет реализовать этот подход сполна: в журнале наряду с политикой - странствия, непознанное, наука, культура, проза, поэзия, здоровье, личная жизнь, видео- и кинофильмы... Но сегодня интерес читателей к политике особо повышен. Россия, вообще постсоветское пространство, Европа, Америка, Израиль, всемирный экономический кризис, терроризм, арабские революции - обо всём этом журнал пишет без ущерба другим темам.
Виновники же того, что "Кругозор" основательно занялся и правозащитной тематикой, - сами читатели. Очевидно, убедившись, что независимость журнала - действительная, а не придуманная, и никто вне редакции не может диктовать: что публиковать, а что нет. Приходят электронные письма. Много писем. Особенно из России. Но из других бывших советских республик тоже. Каждое моё утро начинается с почты. Надо быть каменным, чтобы не чувствовать во многих письмах слёы, горе, безысходность, отчаяние от беззакония, циничного беспредела, которые ломают всё больше судеб. А копии документов, как правило приложенных к этим письмам, подтверждают правоту обратившихся в редакцию. Конечно, всем помочь невозможно, к тому же, журналист сам проблем не решает, он их лишь ставит перед обществом. Но порой именно это оказывает конкретным людям конкретную помощь. Потому "Кругозор" и занялся доступными ему средствами, не нарушая международного права, ещё и такой деятельностью: берём под защиту гласностью тех, кто в этом особо нуждается.
Вот, например, многомесячная кампания по защите россиянина Виталия Бунтова, уже 9 лет находящегося в заключении. Всё это время он не перестаёт настаивать на том, что особо тяжкое преступление, которое ему инкриминировали, - это чудовищный оговор. Бунтов даже в условиях заключения пытается отстаивать свои достоинство и права человека и не отказывается от цели: доказать свою невиновность и привлечь к уголовной ответственности тех, кто его оклеветал, и над ним издевается.
Он открыто заявляет, что не простит жесточайших пыток, которым, его подвергли в колонии в Тульской области. Естественно, в России это упорно отрицают, но у Виталия Бунтова есть вещественные доказательства - ногтевые пластины, вырванные у него во время пыток. Эти вещдоки позволили Европейскому суду по правам человека рассматривать дело Бунтова в приоритетном порядке. А есть и заключение о независимых экспертизах Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны РФ, его экспертно-криминалистическим бюро "Гранат", а также Государственного научного центра дерматовенерологии Минздравсоцразвития РФ. Эти экспертизы подтвердили с высочайшей вероятностью, что ногти действительно принадлежали живому человеку, и им является Виталий Бунтов. Но в России упрямо отрицают, что сотрудники колонии - то есть люди в погонах, в том числе и офицерских, представители государства - изощрённо пытали подданного этого же государства Виталия Бунтова. Но вот - заключение уже не независимой, а назначеной экспертизы: Государственного учреждения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы". Чёрным по белому: "...ногтевые пластины и кровь, обнаруженная на них, могли принадлежать одному человеку с А группой крови, им мог быть Бунтов В.М.".
Казалось бы, Закон, да и элементарная логика должны восторжествовать. Увы. "Вот уже почти два года, как мы добиваемся возбуждения уголовного дела по факту пыток, совершенных представителями власти... Но получаем одинаковые ответы: что состав преступления отсутствует", - пишет в "Кругозор" Ирина Бунтова - жена Виталия. Эти отписки прибывают и из прокуратуры Тульской области, и из Генеральной прокуратуры Российской Федерации Строптивым родным Виталия Бунтова и его адвокату угрожают судебным преследованием за клевету.
Ну, по отношению к адвокату Андрею Столбунову, ставшему неугодным не только в связи с Бунтовым, преследование уже осуществляется. Правда, поводом избрали другое дело этого известного адвоката и общественного деятеля, возглавляющего общественную антикорупционую организацию "Справедливость". Обнародованием на своём интернет-сайте очень уж "некомфортной" для чиновников информации, которая, понятно, вмиг распространяется в глобальной сети, эта "Справедливость" "достала" многих: и в шатском, и в погонах. Вот и решили выкорчевать с корнем и "Справедливость", и её лидера. Подробнее "Кругозор" ещё расскажет об этом.
"Дело Бунтова" - песчинка в море беспредела, творящегося ныне в Российской Федерации. Тяжко думать, что такое происходит не в нацистской Германии, не в период сталинских репрессий, а в современной России. И дело чести "Кругозора", журналистской совести предавать огласке "кухню" этого беспредела.
ПРОКЛЯТЬЯ - ТЕ ЖЕ КОМПЛИМЕНТЫ
- В "Кругозоре" чуть ли не из номера в номер провозглашается свобода мнений - нету их запрещённых и "дозволенных". Сегодня это, конечно, "модно". Но не кажется ли вам, что порой под ширмой такой свободы на страницы журнала выплёскивается то, что у интеллигенции вызывает протест, даже душевно ранит её. Не боитесь ли из-за этого потерять читателей?
- Нет, не боюсь. Не от вас одной, Алла, слышу такое. Вот фрагменты из редакционной почты. "Среди ваших читателей много евреев, зачем вы пишете о Гленне Ли Беке, который пропагандирует антисемитизм?" (Он - американский консерватор, журналист, радио- и телеведущий, политический комментатор, писатель, предприниматель. - А.Б.). "Кому нужны эти статьи о русских фашистах - православных хоругвеносцах?..". "От "Кругозора" через океан разит русофобством и сионизмом". "Сколько вам платят в ЦРУ за развал России?..". "Вас тоже ислам охмурил, расписываете, какие они несчастненькие, а все они террористы...". "Либералы теперь не в моде, неча их превозносить...".
Самое интересное, что авторы всех этих эпистол - усердные читатели "Кругозора", коль не жалеют времени не только на его чтение, но и на анонимные письма в редакцию. Есть подобные и на сайте, в комментариях - можете полюбопытствовать. Ну и что? Они имеют право на свои мнения ничуть не меньшие, чем мы с вами - на свои. "Кругозор" открыт для всех. И каждый читатель, имея выбор, в состоянии сделать свой, никем не навязанный, вывод. Так что все эти "проклятия" - что комплименты "Кругозору". Он и в дальнейшем не откажется публиковать авторов, взгляды и точка зрения которых на общественные процессы прямо противоположны позиции и оценке событий и явлений журналом. Но... во-первых, читателям многое становится сразу очевидно без комментариев, во-вторых, остается надежда, что свобода мнений, взаимоуважение и взаимопонимание между различными политическими вглядами, этносами, религиозными конфессиями может людей сближать.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
- Обычно редакцию журнала составляют несколько человек: главный редактор, выпускающий редактор, секретарь, корректор... И как только вы один управляетесь с объёмом работ, рассчитанным на целый штат?
- Что значит я один? "Кругозор" это плод коллективного труда. Один человек не в силах делать постоянно обновляюшийся в течение месяца публицистический и литературно-художественный журнал, тем более - международный. В "Кругозоре" более 95 процентов публикаций - эксклюзивные или написанные специально для него. Со всего света. Число авторов "Кругозора" уже превышает 200 и это количество бурно растёт. Кстати, пользуясь возможностью, прошу прощения у тех авторов, чьи фотографии и краткие биографические справки ещё не помещены в раздел АВТОРЫ на нашем сайте. По причинам техническим этот раздел был временно "заморожен", однако он уже продолжил пополняться.
"Кругозора" не было бы, если б не поддержка читателей. Во-первых - самим фактом их приверженности этому иданию, причём, круг читателей неуклонно расширяется и количественно, и "географически". Во-вторых, неоценима поддержка посильными пожертвованиями, которые идут исключительно на развитие технической базы "Кругозора". Огромная благодарность всем, кто нам помогает!
- Вы находите и отбираете для публикаций в журнале темы, вы привлекаете авторов с именем и без (находя неоткрытые еще дарования). Мне, например, всегда интересно читать жизнеописания Марины Прозоровой: они - летопись советской жизни. Много тонких пристальных матералов об искусстве можно найти в интервью, взятых Ириной Чайковской. О судьбах цивилизации пишет в "Кругозоре"российский ученый Евгений Абрамян, о моральной безответственности в политике Путина-Медведева - живущий в Америке профессор-физик Юрий Магаршак; об истории культуры высказывается музыковед Соломон Волков, малоизвестные обстоятельства жизни композитора Эдуарда Колмановского поведаны его сыном Сергеем Колмановским; автор и исполнитель своих лирических песен, известная в русскй Америке телеведущая Валерия Коренная - тоже постоянный "кругозорец". Меня привлекают мемуарные публикации: людям из бывшего СССР пришлось вынести уникальный исторический опыт репрессий и 2-ой мировой войны. Им необходимо поделиться своим ценным и горестным грузом, а цивилизованным и душевным читателям, кстати, принадлежащим к более молодым поколениям, необходимо об этом знать. С глубочайшим волнением я читала воспоминания Марии Селецкой, Цили Точильниковой, Ганеллы Златковской, Софии Перлиной... Понимаете ли вы, что таким образом вы очень многим протянули руку поддержки?
- Уважаемая Алла, так ведь ради этого "Кругозор" и создан! Чтобы вокруг него собралось побольше тех, кто "не хлебом единым", поборников свободной мысли и общечеловеческих ценностей; и кто испытывает потребность самовыразиться в журнале и умеет это делать. Вы, не совсем правы, говоря что это я привлекаю в журнал авторов - как раз их большинство само пришло "Кругозор" и предложило сотрудничество. Причём, как профессиональные мастера публицистики и беллетристики, так и любители, многие из которых мало чем уступают профессионалам.
В письме одного из них - признание : мол, с юности мечтал писать, заняться журналистикой, а только на склоне лет, в "Кругозоре", нашёл отдушину и понял, что мечта сбывается. Это не единственное подобное откровение. А в то же время приходят начинающие, молодые...
Вы назвали авторов, привлекших ваше внимание. Но уверяю вас: если дать возможность другим читателям сделать то же самое, боюсь, для дополненного списка не хватит этой публикации. Сколько читательских откликов - как на сайте в виде комментарие, так и в редакционной почте - вызывают статьи публициста Юрия Кирпичёва из Канады, страстная публицистика Даниила Голубева из Калифорнии и военные обозрения Марка Штейнберга из Нью-Йорка. А рассказы Михаила Юдовского из Германии и израильтянки Елены Шапельниковой, берущие за душу эссе Елены Матусевич из Аляски, С приходом на страницы "Кругозора" россиянина Леонида Анцеловича из Ростова-на-Дону в журнале стали возрождаться исчезающие ныне жанры фельетона и памфлета. В редакционной почте - благодарности от читателей за увлекательные очерки Владимира Васильчеко из Танзании и Рефата Алиева из Австралии. Не так давно "кругозорский" авторский актив пополнился прозаиками Виктором Фишманом из Пенсильвании и Виктором Бердником из Калифорнии; ветераном журналистики, бывшим "крокодильцем" Григорием Крошиным из ФРГ, публицистом Владимиром Суравикиным из Айовы, который хорошо известен в русскоязычном секторе интернета.
- Как один из ваших авторов я испытываю радость, публикуясь у вас. Как читатель "Кругозора", я вас поздравляю с пятилетним юбилеем, достижениями и желаю "Кругозору" творческого долголетия.
- Спасибо!