Бостонский КругозорГОСТЬ НОМЕРА

СОЛНЕЧНАЯ

[ + документальный фильм]

...Тогдашний мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани прислал мне благодарственное письмо за этот мюзикл. А над куполом Капитолия в Вашингтоне был поднят в мою честь государственный флаг США. А ещё раньше я получала благодарственные письма за своё творчество от Джорджа Буша-старшего. И от покойного Рональда Рейгана. Когда он умер, я приехала на его похороны. Одна из русской общины США. А с Ненси Рейган мы продолжаем переписываться...

Думать над заголовком этой публикации не пришлось. Мне кажется, он сидел в подкорке всю жизнь. Начиная с тех пор, как в ранней юности я услышал в "Кавказской пленнице" и "Бриллиантовой руке" беззаботные песенки, ставшие и оставшиеся для разных поколений хитами. Да и потом по радио, телевидению, в кинофильмах то и дело слышал эти и многие другие песни, звучащие всё тем же голосом, как солнышко разливающим свет, тепло и радость жизни. Уже много позже, здесь, в Америке, познакомившись с обладательницей этого чарующего голоса - личностью поистине неординарной, большого мужества - я непременно испытываю всё те же ощущения всякий раз при общении с ней.

Аида и впрямь солнечная! Всем своим существом. У неё редкий, удивительный дар: охотно и щедро переливать свою колоссальную позитивную энергию в окружающих. Будь то при личных беседах или с подмостков, при общении с целыми залами, с экранов кинотеатров и телевизоров. Не только я - все, знающие Аиду Ведищеву, так скажут.


ЦЕНА РАЦИОНАЛИЗМА

Я убеждённый рационалист. Во всяком случае всегда таким себя видел. Ничто эфемерное, чего нельзя лицезреть, осязать, обонять, не признаю. Аида - другая: верит в Высшие силы, предначертанность судьбы, реинкарнацию. И вот я со своим рационализмом оказался посрамлен. Было так. Договорились мы с Аидой созвониться как раз для этого самого предъюбилейного интервью. Нас разделяет трёхчасовая разница во времени: в Калифорнии, где живёт Аида, светает раньше, чем в моём Массачусетсе.

Своим вечером, ровно в девять, набираю знакомый номер и слышу:

- Ну вот, тютелька в тютельку:  звоню, как договорились.

- Что тютелька в тютельку - это правда, только вашей заслуги в том нет: не вы же мне звоните, а я вам.

- Да что вы такое говорите! Я ведь номер телефона набрала. - И называет... совсем не мой номер.

Терпеливо объясняю: быть такого не может, чтобы с другой телефонной линии звучал мой голос.

Аида:

- Так мы же с вами на линии телепатической: вы думали обо мне, я - о вас. Причём, одновременно! Вот видите, а вы ещё не верите в телепатию...

Я задумался. Точь-в-точь такое же произошло у нас с Аидой более двух лет назад. И тоже в связи с юбилейным интервью. Правда, тогда был 10-летний юбилей её американской программы. Напоминаю Аиде об этом, а она смеётся, да с таким задором - чисто по-ведищевски.

Я ошарашен: случайности, совпадения, конечно, бывают. Но когда они повторяются, причём точь-в-точь, то это уже не случайности...

Вот чего стоит мой рационализм!..


В  ...НАДЦАТЬ ЛЕТ

- Поздравляю вас, Аида!..

-Так рано ещё - кто поздравляет заранее! Это неправильно, да и примета не очень...

- Так я ведь не с будущим вашим юбилеем поздравляю, а с тем, что вы - абсолютный рекордсмен "Кругозора": уже третий раз по праву являетесь Гостем номера. Два из них - в связи с юбилеями. Желаю эту тенденцию продолжать по случаю всех последующих юбилеев!..

- Это уже от Него зависит...

- Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. А на сколько чувствуете себя вы, Аида?
 
- Мне ...надцать лет! Так я себя и чувствую. Не хочу определённую дату давать, я чувствую себя молодой девчонкой. Просто девчонкой, бегущей по этой жизни без остановки, без отдыха. Неважно, сколько лет мне сейчас, я продолжаю бежать. Недавно телефонный звонок. С Первого канала российского телевидения: "мы хотим снять о вас документальный фильм". "Как же, уже прекрасный фильм обо мне был, - отвечаю. - "Где-то на белом свете" называется. Он идет уже с 2006 года с высочайшим рейтингом, зачем опять снимать?"  "Ну, это был фильм Второго канала, а мы хотим снять свой".

 Я поняла: они знают о моём предстоящем юбилее. И скоро они себя выдали, пообещав именно к 10 июня показать этот фильм. Конечно, это приятно, это своеобразный флажок, пометивший очередной этап моей жизни. Но я продолжаю свой бег по ней.

- А если остановиться для передышки?

- Мне всегда некогда, бежала по жизни как сумасшедшая. Пожалуй, было только две остановки. Таких серьезных. Это эмиграция, которая остановила мое движение, пока я вновь не стала на ноги. И вторая остановка - вынужденная - это смертельная болезнь, которая почти унесла меня в другой мир. Почти! Но по воле Божьей - ну, конечно же, это по Его воле - я осталась жить. Чтобы, наконец, выполнить миссию, ради которой Он прислал мня в этот мир. Это Бог помог мне после такого вынужденного отдыха выдержать химиотерапию, операции. И я воскресла! И тут уже полностью поняла, зачем я пришла сюда. И медленно, но верно шла к своей цели, шла к Олимпу своему. Одинокая. Боролась, но тем не менее шла, шла, шла...

Моя стезя - это музыка: с музыкой я родилась и прожила всю жизнь.

А сейчас, несмотря на все свои трагедии и, конечно, победы, я чувствую, что наступил бархатный сезон. Бархатный сезон моей жизни! Я должна немножко оглянуться и передохнуть. Только чуточку. Чтобы продолжить идти дальше.

- Остаётся только преклоняться и по-доброму завидовать...

- Не говорите и даже не думайте так! Что значит: "остаётся только..."? Надо идти! Всем нам надо идти! Жизнь - это беспрерывный поход, кто его прекращает - тот прекращает жить. Мне очень нравится английское выражение: "We are not what we need; we are what we are needed for" (Мы - не то, что мы хотим, мы пришли сюда для того, чтобы исполнить что-то, для чего мы нужны"). Не то, что мы хотим, а каждый имеет свою миссию! И вот я думаю, что свою миссию выполнила, и я горжусь этим, и счастлива. Но это не значит, что я прекратила идти.

- А как продолжаете?..

- Вот у меня недавно в Москве очередной компакт-диск вышел под названием "Корабль воспоминаний". "Корабль воспоминаний" - это совершенно изумительная песня. Это корабль, переполненный мыслями, чувствами: конечно, и любви, и страсти, и постоянной борьбой за место под солнцем. И вот этот корабль величаво плывет сейчас вновь к своим истокам, наслаждаясь шумом прибоя, романтикой далекого детства. Я слышу песню (напевает): "Уходит детство через свой порог…" - это песня Шаинского. Чувствую аромат чёрного кофе: "Черный кофе, черный кофе мерно дышит в недрах автомата…". И, конечно же, испытываю радостное чувство свободы: "Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…". Чувство свободы, за которую я когда-то отдала все, сладко щемит мое сердце. Вот такие ощущения на этом корабле воспоминаний.

Сейчас я в Palm Stream - чудесное место, изумительная погода, минеральные воды - прямо почти как на Кавказе! И хорошо думается. Оказывается, я
-таки успела в жизни. Достаточно интересно прожила. Правда, ох, как нелёгко. Но могу хвастаться этим. Потому что не каждый проживает в двух мирах, выстаивает в своей борьбе, борется и достигает цели.

- И всё-таки, Аида, откуда в вас столько выносливости, энергии? В конце концов вы же не Атлант!..

- От Бога! И не спрашивайте, ко мне все пристают с этим вопросом. Это Он мне такое дал! Помню, как Моисей обращался к Богу, помню их разговор:

 "Почему я, почему Ты меня избрал, а не моего брата? Он же первосвященник, он же говорит красивые речи. А у меня с детства обожжен язык". Но Бог ответил: "Не волнуйся, я буду говорить через тебя".

Он дает энергию, Он даёт силу, Он дает мысли, Он дает разум, Он дает все абсолютно. Я познала это, понимаете! Самое главное, что я поняла, - надо стараться не думать о плохом, надо настраивться на лучшее. Это раньше я порой копалась в себе, жалела себя: вот, мол, то и то у меня не получается. Теперь я другая: вижу только солнце, и свет Господа Бога. И думаю только о хорошем. И чем больше я вкладываю в себя и окружающих положительных эмоций, тем легче и быстрее всё получается.


ОНА СЕБЯ "ПРОДАВАЛА". И "ПРОДАЛА"

 

- Помню ваш рассказ, когда мы только познакомились - вы тогда в гостях у нас были и рассказывали о своих первых шагах в Америке. Как выдавали себя за гастрольного агента, организовывая самой себе концерты...

- Ну да, так и было, я не собиралась изменять любимому делу и искала свою нишу в Америке. А здесь - всё  сначала, всё сначала. Хоть в СССР были миллионы моих пластинок, известное имя. Кто не видел "Кавказскую пленицу" и "Бриллиантовую руку"? Кто не распевал моих песен? Сопот,  конкурсы разные, где меня признавали лауреатом. Но в Америке кто меня знал? Здесь я никому не нужна была со своими песнями, с медведями своими, которые Землю крутят. Пришлось пойти в колледж, изучать культуру американскую, искусство, литературу, музыку, Бродвей, Голливуд.

- Но ведь пришёл успех! Не было бы его, кабы вы не понравились американским зрителям. И к известным подмосткам вас не допускали бы

- О, да, грех жаловаться: довольно скоро я уже выступала в Нью-Йорке, в знаменитом Карнеги Холле со своей программой "Лучшее Бродвея и Голливуда". Я сделала такую программу. А до этого у меня ещё несколько концертов было. Но за них платили очень мало, а жить-то надо.. Объясняли: тебя, мол, никто не знает.

Обидно было. И я решила попробовать сама себя продавать. Одевала черный паричок, ибо к тому времени я уже перекрасилась в блондиночку. Брала документы нужные, проблемы с языком у меня не было - благо за спиной иняз. Под видом артагента ходила по культурным Центрам, клубам, разным заведениям и предлагала услуги некоей артистки. Мол, есть у меня звезда из России. И очень хорошо получалось: заключала договоры, потом появлялась на концерте уже в облике артистки. Вот так я добывала себе работу. Причём, хорошую работу! В то время, когда другим таким же "неизвестным" платили по 50 долларов, я уже зарабатывала по 300-400. А была же не одна работа, так что доходило до 500 долларов. В то время для нас, недавно прибывших эмигрантов, это были очень большие деньги. Очень!..

- Тем не менее вы не остановились перед затратами уймы сил, нервов и времени для создания уникального проекта - постановки на американской сцене "Masterpiece and Singing Liberty". Вы, прежде певица преимущественно лирическая, вдруг появляетесь на сцене в образе Статуи Свободы. И этому вашему американскому сценическому проекту уже более 13-ти лет. Почему произошла с вами такая метаморфоза? 

- Свобода - самое ценное для человека после здоровья. На своей судьбе убедилась. В этом образе я напоминаю американским зрителям простые истины: надо свято беречь то, за что ваши отцы, деды и прадеды боролись и проливали кровь. И за что сегодня проливают кровь. За свободу от всякой диктатуры, от терроризма, от геноцида. Когда поёшь об этом в платье обыкновенном - не впечатляет. А в образе Статуи Свободы - это сильно.

Но дело не только в платье. Работая над проектом, я изучила историю создания Статуи Свободы, вывела на сцене образ её создателя. В Америке широко не знают его имени. Знают, что француз. Многие считают, что Эйфель, изветный Эйфелевой башней. Но на самом деле не так  Эйфель только кострукцию Статуи сделал. А образ Статуи создал Огюст Бартольди. Даже в школах это не преподают. А вот какая-то русская эмигрантка прибыла - и уже многие годы пропагандирует выведенным ею образом святые для американцев патриотические идеи, и историю одной из американских святынь, и её автора. Знаете, как вдохновено воспринимают этот мюзикл амерканцы! Особенно молодежь. С таким восхищением, с такой неподдельной искренностью смотрят на Lady Liberty и слушают её! Видимо, этот образ дан был мне Сверху. Вот это награда!

Тогдашний мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани прислал мне благодарственое письмо за этот мюзикл. А над куполом Капитолия в Вашингтоне был поднят в мою честь государственный флаг США. А ещё раньше я получала благодарственные письма за своё творчество от Джорджа Буша-старшего. И от покойного Рональда Рейгана. Когда он умер, я приехала на его похороны. Одна из русской общины США. А с Ненси Рейган мы продолжаем переписываться.


ЛЕГЕНДА МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА

- Аида, более трёх десятилетй живя в США в результате вынужденной эмиграции, вы часто бываете в России. И с концертами там выступаете, и на российском телевидении, и кинофильмы о вас в России снимают. Став по праву известной в США, вы продолжаете быть в России, да и вообще в бывшем СССР поистине народной любимицей, обогащая русскую культру. Истино народной артисткой! Хоть официально ни этого звания, ни даже звания заслуженной артитки вас так и не удостоили...

- Я и в Украине была. Я вообще неравнодушна к этой замечательной стране. В Киеве родилась моя мама, там и сейчас живут мои родтвенники. И в Донецке мои родственники. Там я, кстати, уже после эмирации в Америку выступала с концертом. Ну, а почётные российские звания... Господи, да разве это так важно? Главное - что людям нравится моё творчество. В своё время мне много раз хотели присвоить звание, но как дело доходило до министерства культуры - стоп! Низзя!.. Когда-то меня ведь запрещали, всякое было.

- Но сейчас-то время другое...

- Ну вот вы объясните мне: для чего мне эти звания? Зачем быть "Народной", когда я и так народная? В те, советские времена, "заслуженым" и "Народным"
чуть больше платили. При повсеместной нищете это было важно. Сейчас меня вполне устраивают мой статус, моё положение, мне больше не нужно ничего. Я счастлива, поверьте мне. Я уже не в Советском Союзе живу. Вот то, что меня назвали в российской телевизионной программе Дивой эстрады - вот это важно! То, что меня неоднократно заносят в издающееся ещё с позапрошлого века энциклоредическое издание "Who's who in the World" ("Кто есть кто в мире"), а также "Who's Who in America" (Кто есть кто в Америке") - и в будущем году, кстати, снова - вот это важно и очень почётно.

- О вас ходят легенды не только как о певице, но прежде всего - как о редкой души человеке. К вам многие обращаются за советами относительно образа жизни, зная о вашем опыте в связи с прошлым заболеванием, и вы многих поддерживаете. Это интервью будут читать тысячи на всех континентах. Что вы, опираясь на ваш собственный опыт, можете посоветовать им - и здоровым, и не очень - про то, как улучшить качество и продолжительность активной жизни?

- У меня есть специальная книга, я называю ее библией. Там записано что, от чего и как, помогает. Я - приверженец всего натурального, верю в лечение травами и предпочитаю его, верю в то лечение, которое дано нам Богом. Порой смотришь телевизор: тебе предлагают что-то новое. Потом говорят: если у кого больная печень, или больные почки, или глаза - это не стоит принимать. Так лучше уж лечиться натуральным.

- Вы по-прежнему занимаетесь йогой?

- Обязательно! Без этого я не могу. Моя йога - это дыхательная гимнастика. Иначе я не смогу стоять на сцене. Это необходимо.

- А физические упражнения?

- А как же! Обязательно, каждый день!

- И бегаете тоже?

- Нет, я не бегаю, быстрая ходьба у меня. Обязательно, каждый божий день. Если я не пошла утром, - скажем, не было времени - то вечером обязательно. Вот сегодня не упела. Спешила, чтобы успеть к вам, чтобы перед разговором все-таки присесть немножко, отдышаться, поговорить с вами по-хорошему. Но если я не прошлась утром, то ночью я не лягу спать, пока не пройдусь. Я могу и в полночь пойти. Но пока я не похожу хотя бы 40 минут, не говоря о часе, я не лягу спать.

- Аида, а ваше творчество: планы у вас какие?

- Грандиозные, как всегда. Ну вот как всегда, понимаете. Я как всегда - со своим высоко поднятым факелом Свободы в руке.

- Что бы вам хотелось сделать на сцене такого, чего еще не делали?

- На сцене? Мне нужно нести радость людям. Вот недавно был концерт, немножко направленный, не хочу его называть, но вы знаете наши американские праздники. Ко мне подходят люди, какой-то мужчина кричит, показывая на меня: "Марлен Дитрих!" Женщина подходит, кричит: "Боже мой, Мэрилин Монро!..". То есть видят во мне какой-то образ, какой-то имидж чего-то. Я несу такую энергию, понимаете? Им хватает, они чувствуют себя молодыми вместе со мной. По возрасту это мои ну, как вам сказать, одноклашки мои, примерно так. Ну, может быть, немножко старше. Но, тем не менее, они сидят грустные такие, знаете, все немножко больные. А после того, как узнают, сколько мне лет, они выходят другими с концерта. И на неделю, на две, на три хватает им, звонят мне, понимаете? Поэтому моя задача - нести хорошее, положительную энергию.

Сейчас у меня не просто юбилей, у меня будут юбилейные концерты. И я надеюсь, что, как всегда, будут на Бродвее спектакли. И будут люди приезжать из других городов - вот как приезжали из вашего Бостона автобусами. Приезжали и получали заряд нашего мюзикла. А мюзикл очень сильный. Я надеюсь, что на Брайтон Бич приедет ко мне Ян Левинзон поздравить.

Дорогие мои читатели журнала "Кругозор"! Желаю вам - самое главное - всегда положительной энергии, добрых эмоций, всегда хорошего настроения, ни на кого не обижаться, ни на кого не сердиться, а быть всегда веселыми, жизнерадостными. Это продлевает жизнь. А молодым - конечно, творить и нести только положительные дела, чтобы помогать людям жить.

Сейчас очень сложное время. Не только в Америке, но и во всем мире. Поэтому нам нужно поддерживать друг друга и молиться Господу Богу. Без Него ничего не получится. Храни вас всех Господь и всего самого светлого вам!

- И вам большое спасибо, Аида! Радостей в творчестве и во всей жизни вашей и ваших близких! И не забудьте: накануне всех следующих ваших юбилеев перво-наперво забронируйте в вашем графике встречу с "Кругозором". Для нового интервью с Солнечной под рубрикой "Гость номера".

"Где-то на белом свете"
(Документальный фильм)

"Дорожная"

Русская звезда - она и в Америке звезда