ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ С АИДОЙ ВЕДИЩЕВОЙ
Александр Болясный- В мае мне позвонил продюсер "Достояния республики". Это музыкально-развлекательное шоу такое на Первом канале российского телевидения... Ну, приглашает меня на выпуск, посвящённый песням 60-х годов. А я же не могу сейчас отвлекаться, мне нужно к Карнеги-Холлу готовиться. Говорю
"Если хотите, я в ноябре лечу в Москву на кинофестиваль - вот тогда и снимете меня". А он
"Нет, нет, съемка идет уже сейчас...".
День предстоял сумасшедший. До сдачи номера оставалось всего ничего, а работы - непочатый край: одно вычитать и откорректировать, другое дописать, в третьем перепроверить сомнительные факты... Но главное - успеть созвониться с Аидой, интервью откладывать нельзя.
Памятуя совет мудрого знакомого: чтобы сделать сутки 25-часовыми, надо вставать на час раньше - я спозаранку уже включал комьютер, предвкушая пару-тройку безмятежных творческих часов, пока не начался рабочий день и молчит телефон.
Размечтался!... Оживший экран тут же высветил, что за ночь мой почтовый ящик успел наполниться. Если "не заметить" - вскоре гора новых писем образуется, тогда и за неделю не разгребёшь. И началось... Полдня улетучилось - будто не бывало. Всё, хватит, пора начинать вызванивать - дело неодночасовое, уж я-то хорошо знаю, каково "вычислять" Аиду.
Взялся за трубку, только поднёс палец к номеронабирателю - вдруг звонок. Тут же нажал на кнопку приёма - и ушам своим не верю: голос Ведищевой!
- Да как же вы, Аида, могли знать, что я вас разыскиваю? - изумляюсь.
Смеётся: "Так интуиция ж... Она меня никогда не подводит". И принимается сыпать фактами.
Ведищеву всегда заслушаешься: и когда рассказывает, и когда поёт. Но сейчас мне нужно услышать от Аиды, расказ о её грядущем пении. Точнее - о скором юбилейном концерте Аиды Ведищевой в Нью-Йорке, в прославленном Карнеги-Холле. Ради этого и разыскиваю её тщетно ещё с лета.
- А я же в Москве была, на "Достоянии республики".
И рассказывает:
- В мае мне позвонил продюсер "Достояния республики". Это музыкально-развлекательное шоу такое на Первом канале российского телевидения. Его суть: две команды жюри - из старшего и младшего поколений - голосованием определяют лучшую песню (не исполнителя!) из прозвучавших в передаче. Ну, приглашает меня на выпуск, посвящённый песням 60-х годов. А я же не могу сейчас отвлекаться - мне нужно к Карнеги-Холлу готовиться. Говорю: "Если хотите, я в ноябре лечу в Москву на кинофестиваль - вот тогда и снимете меня". А он: "Нет, нет, съемка идет сейчас...".
Они мне звонили целую неделю. Знаете, даже ночью. Приятно, конечно, с одной стороны, но с другой - мои мысли сейчас заняты Карнеги-Холлом. "Ну, Аида Семеновна, ну, пожалуйста". В общем, я согласилась. Приняли, надо сказать, по высшему разряду: и билет оплатили, и машину в моё распоряжение, хотели отель пятизвёздочный, но я отказалась, хотела побыть там, где мои родственники, которые специально приехали.
И вот - первый тур, это же всё в виде конкурса проходило. Выходшь - по правой стороне наши корифеи, все "звезды" наши, наше поколение. А по левой стороне - молодежь, новое поколение, эти воспринимают наши старые песни по-своему. И вот судят: не исполнителей, а сами старые песни. Ну, я спела "Лесной олень", это же шлягер, поют его и отельные исполнители, и детские хоры, поют и молодые, и старые. Помню, в прошлом году меня тоже пригласили в Москву, там есть ьакая популярная молодая эстрадная певица Леночка Неклюдова. Так вот, я была гостьей на презентации её компакт-диска. Пела она и моих "оленей", и "медведей", и все мои песни. Как это волнительно: то, что когда-то доносила до людей я, не исчезло, живёт, и сегодняшние молодые продолжают петь.
Аида снова напевает: "Слова любви вы говорили мне в городе каменном…". И непроизвольно переносишься на четыре десятилетия назад, когда после часовой толкучки в очереди у касы кинотеатра, наконец, усаживаешься со скомканным в кулаке вожделенным билетом, и в который раз смотришь, на Юрия Никулина, охмуряемого жгучей блондинкой. И слышишь тот же голос, что и сейчас: "Помоги мне, помоги мне - в желтоглазую ночь позови. Видишь - гибнет, сердце гибнет в огнедышащей лаве любви... ". Чувствовалост, что и Аида на миг окунулась в прошлое. В то, далёкое, когда после выхода на экраны "Бриллиантовой руки" она получила телеграмму из союзного Минкульта с требованием "прекратить это безобразие". Очень уж претил Екатерине Фурцевой, тогдашнему министру культуры, "этот разврат" про вулкан любви и прочее... И в прошлом совсем недавнем Аида сейчас пребывала: когда в Москве на "Достоянии республики" увидела старых коллег - таких же кумиров эстрады. Вспоминает:
- Аида, о вас много писали и пишут, ваша жизнь не может не поражать! И в прежнем Советском Союзе, и в сегодняшней России вы в числе кумиров, и в США получили признание, причём, и среди русско- и среди англоязычных американцев.
- Именно так и пишут российские журналисты: "Две жизни Аиды Ведищевой". Ну, что сказать: действительно, моя жизнь - жизнь актрисы Аиды Ведищевой - это две половинки. Первая - в бывшем Советском Союзе, в России. Там, в Москве, моё имя осталось жить, меня там в мире эстрады называют даже легендой, "золотым голосом советской эстрады", ассоциируя с популярными песнями, которые я исполняла: "Песенка о медведях" и "Помоги мне" из "Кавказской пленницы" и "Бриллиантовой руки"; "Лесной олень", "Чунга-Чанга"...
А вторая половина - это уже не Аиды Ведищевой, а Amazing Aida (Удивительной Аиды) - нынешняя, американская. В Америке про меня писали в газетах: "...she is really amazing", то есть , "она по-настоящему удивительная". Вот оттуда и пошло. И сейчас для меня главное Карнеги-Холл. Я хочу там показать то, что создала здесь, на что ушло десятилетие, а не то, что делала когда-то.
- Что конкретно имеете в виду?
У меня хороший состав исполнителей, хотя мюзикла не будет, на мюзикл просто денег не хватает. Сейчас трудное время, поэтому мы делаем концерт, а не мюзикл.
- Кто это мы?
Мы - это Американская ассоциация культуры и образования "New American Association for Culture and Education". В числе спонсоров предстоящего концерта - и легендарный Джо Франклин.
- Не та ли это программа, за которую вас наградили американским флагом?
- Если не ошибаюсь, вам предстоит уже не первое появление на сцене знаменитого Карнеги-Холла?..
- Ну да, я уже имела такое счастье: Карнеги Холл это место, где я начала петь в Нью-Йорке. Вообще впервые в Нью-Йорке. Представляете! Когда я прилетела в Америку в 80-ом году, в Нью-Йорк, то пошла, конечно, учиться. В колледж. Занималась, училась сценическому мастерству. Как новичок, все - сначала. Только училась уже мастерству бродвейскому, естественно. "Взяла" театр, танец... Уже в 82-ом сделала свое шоу. И знаете, где я выступала? В Карнеги Ресайтел Холле! Сколько с тех пор прошло лет? Много. Двадцать семь! И вот снова предстоит концерт именно в том же самом Карнеги Ресайтел Холле. Интересно... Удивительно!..
- ...как удивительно вообще многое в вашей сульбе, Аида. Вся жизнь ваша удивительна! И не зря, не зря американские газетчики закрепили за вами псевдоним Amazing Aida. Я их понимаю.
- Один из открывателей в Америке ток-шоу Джо Франклин - пригласил меня в свое шоу. Я приняла участие. Моя манера исполнения ему понравилась.
Сказал, что я - "совершенно другая" артистка: мол, талантливая, необыкновенно одаренная, в общем - новая "звезда" Америки. Его менеджер вышел на сцену в Карнеги Холле в 1982 году и произнес именно эти слова Джо Франклина.
Пока я жила в Нью-Йорке, я, ао апмглашению Франулина, очень часто принимала участие в его шоу. Даже в каких-то его концертах участвовала. И я горжусь, что судьба подарила мне возможность работать со знаменитым и популярным Джо Франклиным! Тем, который открыл известную Барбару Страйзанд, через шоу которого прошли все "звезды". Мы с ним друзья по сегодняшний день.
...А в 2007-ом - уже, конечно, в преклонном возрасте - он всё ещё работал в офисе (кстати, и сегодня продолжает). Пришел он тогда на моё шоу о Свободе: "Masterpiece and Singing Liberty" - и был поражен абсолютно. Он написал письмо. Даже не письмо: это была книга, и каждый писал в ней отзыв. Представляете! И он написал: "I have rarely seen a musical production more professional astage" ("Редко я видел музыкальное представление, выполненное с таким профессионализмом"). И дальше добавил, что этот мюзикл - для Бродвея, он должен жить "on Broadway Theatre" (в бродвейских театрах).
Когда раньше я пела баллады, пела гражданские песни, они как-то "не так" воспринимались. Но когда я пою это в образе статуи Свободы, люди вскакивают, кладут руку на сердце - хотя это не гимн - и они поют: "God bless America..."). Настолько все это трогательно для них...
А какая категория ваших американских зрителей более чувственно этот образ воспринимает - как сказал поэт, "не по долгу, а по душе"?
Англоязычная, конечно. Особенно молодежи очень нравится, вот что интересно. Молодежи! Это для неё просто: "Oh, Lady Liberty, оh, Lady Liberty!" ("О, леди Свобода! О, леди Свобода,") Они с таким восхищением смотрят, с такой искренностью слушают!
...Сколько лет прошло - почти вся моя жизнь в Америке: начала с Джо Франклина, в Карнеги-Холле - и вот итожу здесь же.
- А дальше что?..
- Дальше? Новые дела. Жизнь! У каждого из нас - своя миссия на Земле, я свою намерена выполнить полностью. Вот сразу после Карнеги-Холла я улетаю в Москву. Там фестиваль, будет, фильм обо мне, потом - мои концерты...
- Что за фестиваль?
- О, это интересно. Я вам сейчас расскажу. Это будет фестиваль фильмов о жизни советских, российских артистов, которые живут за рубежом. Конкретно обо мне там будет представлен документальный фильм "Где-то на белом свете..." (СМОТРЕТЬ)
Его ещё года три тому назад телеканал "Россия" показывал. Фильм имел самый высокий рейтинг: был период, когда чуть ли не каждый месяц показывали. Вот в ноябре, вскоре после концерта в Карнеги-Холле, полечу в Москву.
- Аида, когда около трёх лет тому назад вы впервые выступили в "Кругозоре", он только начинался, выходил в печатной версии и его читательская аудитория ограничивалась территорией США. Сейчас, с переходом в интернет, она несравненно возросла - "Кругозор" читают на четырёх континентах, апкдставляете к какой аудитории вы можете обратиться...
- Это замечательно. Во-первых, поздравляю журнал с юбилеем, желаю никогда не терять своё лицо, привлекая к себе тем самым всё более широкую аудиторию читателей. Сегодня на полках стоит много литературы, выходит много периодических изданий, которые просто разлагают души наши. "Кругозору" желаю и дальше подавать пример противоположный. Как это актуально сегодня, когда в мире везде резкое снижение нравственности, духовности. Вот почему я и создала образ, статуи Свободы, он тоже противостоит этому, призывая к высокоц морали, духовности. У меня есть ария Statue of Liberty.Там поется: "People, don't abuse your liberty, your freedom, open eyes, and you will see my sighting light" ("Люди, не издевайтесь над свободой, откройте глаза и вы увидите мой ведущий свет"). Вот такая идея: свобода, статуя Свободы должна быть чистой. Недаром я выхожу сначала в зеленой одежде, а потом переодеваюсь в белую. Потому что свобода должна очиститься, она должна снять с себя зелёный мох.
Откройте глаза и найдите правильный путь в жизни, - призываю я со сцены своих зрителей, слушателей, а сейчас, со страниц "Кругозора" - читателям. Вот это моя миссия, миссия нести людям нравственность, духовность, и патриотизм, конечно. В этом наши с "Кругозором" цели совпадают.