В АВСТРАЛИЮ, В АВСТРАЛИЮ...
Рефат ШАКИР-АЛИЕВНигде так ярко не проявляется натура человека, как за рулём автомобиля. Когда впервые сел за руль в Австралии, чувствовал себя очень неуверенно. Помню, подъезжаю к перекрестку без светофора и лихорадочно соображаю - моя дорога или не моя. Поперёк мне к перекрестку подъехала другая машина и остановилась. Водитель, дамочка лет под девяносто, совсем беленькая, хрупкая, этакий божий одуванчик, машет мне ручонкой: проезжайте, мол, пожалуйста. Умилительно, до слёз. А ведь дорога её была...
Эмиграция - путешествие, которое никогда не кончается. Моё путешествие началось с чудного мгновения, когда передо мной замаячил заманчивый образ Австралии. Столько впечатлений, приключений и всякого рода сюрпризов, рассказать - не перерассказать.
Сначала были нeзабываемые поездки по маршруту Ташкент - Москва - Ташкент, каждое из которых заслуживает отдельного повествования. Ездил поездом, так как это было время, когда летать самолётами Аэрофлота неожиданно для многих стало роскошью, а не средством передвижения.
Были занимательные интервью-головоломки, когда приходилось отвечать на вопросы не только о том, что я знал о себе, а интервьюеры (язык сломаешь) ещё не знали, но и о том, что они знали обо мне, а я ещё не знал.
Были увлекательные экскурсии в различные учреждения и приятные встречи с интересными людьми - чиновниками, ответственными за эмиграцию. Каждый из них был интересен по-своему, но всех их объединяла трогательная забота о том, чтобы мой слишком тяжёлый, по их мнению, кошелёк не обременял моё путешествие.
Ташкентский аэропорт. Слёзы расставания. Расставания надолго. Навсегда.
Мелькнул за иллюминатором Сергели, окраина Ташкента, блеснул в последний раз узкой змейкой Чирчик, некогда полноводная и стремительная река моего детства...
И всё. Самолёт уносил меня в неизвестность...
Что приезжим, особенно с наших краёв, сразу бросается в глаза в поведении австралийцeв, так это - их вежливость. Здесь не редкость, когда встречный незнакомец одаривает тебя улыбкой и приветствует тебя на своём австралийском говорке. Признаюсь, поначалу это бывает так непривычно, что даже теряешься и думаешь, что они что-то от тебя хотят. Пока не сообразишь, что они ничего от тебя не ждут, кроме ответной улыбки.
Когда меня спрашивают, что меня больше всего удивляет и восхищает в австралийцах, то отвечаю, не задумываясь: их подчёркнутая доброжелательность, внимание к нуждам другого и готовность помочь. Эти качества австралийцев покоряют раз и навсегда.
Есть в английском языке популярное слово "charity", что означает милосердие, благотворительность. Я же сюда приехал гол, как сокол. Все деньги, которые в течение жизни заработал, да от родителей получил в наследство, - а это были приличные деньги, я наивно тогда полагал, что их хватит на безбедное существование не только нам, но и нашим детям, -пропали в узбекском банке. А то, что мы получили от продажи квартиры, хватило только на билеты сюда. К тому же мы приехали без права на пособие и в страну, где без знания языка и с седой головой найти работу - большая проблема.
Самый раз пойти с сумой по миру. Но не в Австралии. Здесь масса благотворительных организаций, позвони только - сами к тебе придут и принесут всё нужное, чтобы выжить до тех пор, пока сам не станешь на ноги.
Никогда не забуду, как мы случайно забрели в какую-то церковь просто полюбоваться архитектурой, и старенький служитель стал расспрашивать нас о житье-бытье. Мы и рассказали о нашей ситуации. Не я, конечно, я тогда и двух слов по-английски связать не мог. Этот благообразный старичок вынес нам большую торбу, полную всяких продуктов, а в придачу ваучер на пятьдесят долларов, который можно отоварить в продуктовом магазине. Тогда, в 1996 году продукты были в несколько раз дешевле, и этого ваучера нашей семье хватило на две недели питания. И этот человек сделал добро, даже не спросив, как нас зовут, какой мы национальности и вероисповедания.
Не только служители культа такие добрые; у многих австралийцев это уже внутри - помогать тому, кто нуждается. Не знаю, какую роль здесь играют экономическое состояние, социальная среда, воспитание и религия, - я не великий дока в этих премудростях, - но то, что к благотворительности в Австралии особое отношение, я убеждался не раз.
А об вежливости австралийцев, о которой упоминалось выше, любой эмигрант вам расскажет. Я не хочу сказать, что все австралийцы парят, как ангелы в голубых небесах, но, когда здесь сталкиваешься с грубостью, не лишним бывает присмотреться, не из наших ли землячков хамоватый товарищ.
Вежливость - антоним грубости, а вот какое отдельное слово подобрать как антоним к хамству, я затрудняюсь. По мне, вежливость или грубость - всего лишь формы социального поведения, а хамство и его антоним, которым можно было бы выразить то, что я увидел в Австралии, а именно, уважительное отношение к любому человеку, признание достоинства личности, являются более широкими социальными характеристиками. Это - сущность общества, если хотите.
Нигде так ярко не проявляется натура человека, как за рулём автомобиля.
Когда впервые сел за руль в Австралии, чувствовал себя очень неуверенно.
Помню, подъезжаю к перекрестку без светофора и лихорадочно соображаю - моя дорога или не моя. Поперёк мне к перекрестку подъехала другая машина и остановилась. Водитель, дамочка лет под девяносто, совсем беленькая, хрупкая, этакий божий одуванчик, машет мне ручонкой: проезжайте, мол, пожалуйста.
Умилительно, до слёз. А ведь дорога её была.
В Австралии левосторонее движение.Для эмигрантов из наших краёв, где правостороннее движение, приходится поначалу туго. Всё время тянет вправо. По себе знаю.
Когда первый раз я сел за руль в Австралии и делал правый поворот, то по привычке заехал на правую сторону. Смотрю, навстречу мне, лоб в лоб, мчится машина. Резко торможу. Встречный тоже визжит тормозами. Водила высовывается из окна и показывает оттопыренный средний палец. Я, не зная ещё, что этот нерусский жест означает, делаю дружелюбную гримасу на лице и показываю в ответ оттопыренный большой палец. Нормалёк, вроде того. Тот орёт что-то на своём. Кроме "f...", которое к тому времени я уже освоил, ничего не понимаю. Но сообразил, что виноват. Кричу в ответ: "Сорри".
Надо отдать должное австралийцам: у них "сорри", действительно, волшебное слово. Сразу рот до ушей, и в ответ: "It's alright", что означает "всё нормально".
Если в ответ на "сорри" оппонент продолжает распаляться и продолжает метать громы и молнии в твою сторону, то считай, что он вырос и воспитывался где-то, но только не в Австралии. Тест очень надёжный. Не раз убеждался.
А один случай меня, вообще, поразил. Как-то я нечаянно захлопнул дверку в машине, оставив ключ зажигания внутри. В Австралии проблем с подобного рода казусами нет. Вызываю по телефону службу помощи автомобилистам. Благо, у меня была страховка на всякий такой случай.
Приехал высокий сухопарый старик в возрасте за семьдесят. Приветливо улыбаясь, осмотрелся, нашел щель в переднем окне шириной где-то всего в сантиметр, притащил длинную проволоку, просунул в эту щель и стал вылавливать ключи за колечко, на котором они были. Я наблюдал за его действиями без особой надежды на успех предприятия; ключи-то остались не на переднем сидении, а, вообще, в багажном отделении в хвосте машины. Но выражать своё недоверие не стал.
Проходит пол-часа, час... Старик упорно и безрезультатно рыбачит. Стемнело, дует промозглый ветер с моросью. Я задубарил. Старик предложил мне зайти в магазин напротив погреться. Но у меня тоже какая-никакая совесть имеется. Проявляю со стариком солидарность. Правда, уже без энтузиазма.
Через пару часов, не меньше, старик, выловил-таки ключи и, счастливый, вручил их мне. К моему удивлению. А больше всего меня удивляло, что за всё это время старик ни разу не чертыхнулся, не помянул мою маму, не выразил своего интимного отношения ни к ключам, ни к их хозяину. Даже не спросил, почему я такой разява. Он шутил, улыбался, подбадривал и меня, и, думаю, себя. Этот старик запомнился мне на всю жизнь, и когда меня спрашивают об австралийцах, в первую очередь мне на ум приходит этот случай.