ПОДВИГ
Бостонский КругозорЕё энергии и работоспособности хватило бы на много жизней. При этом она не забывала быть страстной и любящей дочерью, матерью, бабушкой, а последнее время и прабабушкой. Такой запомнилась всем, кто её знал, Елена Георгиевна Боннэр. Она осталась примером мужества, совестливости, благородства...
Желающих присоединиться к авторам некролога просим заполнить под этой публикацией форму "ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ".
Её энергии и работоспособности хватило бы на много жизней. При этом она не забывала быть страстной и любящей дочерью, матерью, бабушкой, а последнее время и прабабушкой. Такой запомнилась всем, кто её знал, Елена Георгиевна Боннэр.
Она ушла из жизни в субботу, 18 июня 2011 года, после продолжительной болезни, в возрасте 88 лет. Выдающийся общественный деятель, правозащитник, вдова академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Внесшая неоценимый вклад в общественное развитие России и всего мира.
Елена Боннэр (друзья называли её Люся) родилась 15 февраля 1923 года в Туркменистане. Её отца Геворка Алиханова расстреляли советские палачи в 1937-ом, а её мать Руфь Боннэр многие годы была узницей советских тюрем и лагерей.
В войну Люся - санитарка и медсестра на фронте, перенесла там ранения и была награждена правительством за свою героическую службу. Годы спустя она написала, что военные годы научили её уважать все народы и быть терпимым ко всем религиям. Самое отвратительное учение, - писала она, - это учение о превосходстве одних наций над другими.
После войны Люся поступила в медицинский институт, стала врачом. В 60-е активно участвовала в диссидентском движении, подписала письма протеста против преследований людей за их убеждения. Среди её деятельности того времени - участие в Хельсинкском движении и передаче на Запад лагерных дневников Эдуарда Кузнецова. В это время она знакомится с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, за которого выходит замуж в 1972 году. Они прожили вместе, до смерти Сахарова в 1989 году. Их любовь и глубочайшая привязанность друг к другу была легендарной и очевидной для любого, кто видел их вместе.
Их небольшая квартира в Москве была открыта для всех: друзей и просто знакомых, для каждого, кто готов был "засветиться" и прийти туда, рассказать о произволе советских властей, о преследованих, пытках в лагерях и психушках. Кватира всегда была полна крымскими татарами, евреями-отказниками, диссидентскими активистами и Западными корреспондентами. Об этой квартире были специальные доклады КГБ в адрес Политбюро, Елене угрожали арестом и лагерем. Про неё распространялись гнусные антисемитские сплетни, пытались объяснить общественную деятельность Сахарова её "сионистским" влиянием.
В 1980 году Сахарова арестовали и сослали в Горький, куда вместе с ним, поначалу добровольно, поехала и Люся. Чтобы не исчезнуть и не погибнуть в изоляции, защитить от преследования свою семью, Андрей Дмитриевич проводил мучительные голодовки.
Сахаровы вернулись в Москву в 1986 году по личному распоряжению Горбачёва. Момент их возвращения в Москву символизировал подлинное начало Перестройки. Последние годы жизни Сахарова прошли в беспрерывной деятельности, в попытках укрепить наметившиеся демократические перемены в Советском Союзе.
После смерти Андрея Дмитриевича Люся активно продолжила общественную деятельность, добилась открытия Музея и общественного Центра Сахарова, написала многочисленные статьи и письма с критикой постсоветского развития Советского Союза и России. Её здоровье к этому времени ухудшилось, ей приходилось проводить всё больше времени на лечении, сперва в Москве, а потом в Бостоне. Несмотря на это она написала и издала две автобиографические книги, разобрала архивы Сахарова, отредактировала и подготовила к изданию его книги. Она встречалась со многими крупными общественными деятелями Запада, пытаясь убедить мир, что едва успевшая родиться российская демократия превращается под Путиным в авторитарный режим, всё больше напоминающий Советский Союз.
Елена Боннэр осталась примером мужества, совестливости, благородства.
Мы посылаем нашу любовь и сочувствие её детям Тане и Алёше, а также многочисленным внукам и правнукам Елены Георгиевны и призываем всех восхищаться и удивляться трудной и замечательной жизнью Елены Георгиевны Боннэр.
Павел ЛИТВИНОВ, Александр ЕСЕНИН-ВОЛЬПИН, Владимир БУКОВСКИЙ, Владимир АЛЬБРЕХТ, Софья ИСКАКОВА, Владимир ГЕРШОВИЧ, Виктор ФАЙНБЕРГ, Андрей ГРИГОРЕНКО, Галина ГАБАЙ-ФИКЕН, Иван КОВАЛЁВ, Татьяна ОСИПОВА (КОВАЛЁВА), Сергей ХОДОРОВИЧ, Ирина РОНКИНА, Виктор СНИТКОВСКИЙ, Виктор ШЕЙНИС, Татьяна МОНАХОВА, Анна СОРОКИНА, Ион ШИМБЕРГ, Леонид АНЦЕЛОВИЧ, Мирослав МАРИНОВИЧ, Игорь МЕЛЬЧУК, Вера ЕВСИНА, Андрей ТИХОМИРОВ, Реувен СЛУЦКИН, Радик ЦИМЕРИНОВ, Райя-Лииса МЯКЕЛЯ, Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ, ТЕР-МАРКОССЯН, Абрам БОТВИННИК, Сергей ДАВИДИС, Галина ШАШАНОВА, Павел ЛЮЗАКОВ, Елена САННИКОВА, Вера ВАСИЛЬЕВА, Александр ЗАРЕЦКИЙ, Александр БОЛЯСНЫЙ, Рауф БАБАЕВ, Виталий ЧЕВЕРЕВ, Дэви АРКАДЬЕВ, Михаил ЗАНАДВОРОВ, Владислав ШИНКУНАС, Белла ВИШНЕВСКАЯ, Татьяна и Леонид ПЛЮЩ, Никита КРИВОШЕИН, Пётр ХЛЕБОВИЧ, Ахъяд ИДИГОВ, Ирина ЛЕВИНСОН, Эдуард ГЛЕЗИН, Борис БАЛЬСОН, Алексей ДАВЫДОВ, Денис БИЛУНОВ, Виктор ШНАЙДЕР, Елена МАГЛЕВАННАЯ, Сергей МАРЬИН, Вадим КАРАСТЕЛЁВ.
Фотоокно на главной странице Александра ЗАРЕЦКОГО (Бостон).
______________________________
Желающих присоединиться к авторам некролога просим заполнить под этой публикацией форму "ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ".