ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Алла Цыбульская...Президент Путин любезен с Вами и никогда не отказывает в просьбах? Но кто бы в мире не был любезен с Вами, дорогая мадам Бардо? Это отнюдь не значит, что в стране, где Вы ищете милосердия, оно есть.
_____________________
В фотоокне
Бриджит Бардо
Отваживаюсь писать Вам, глубоко взволнованная Вашими высказываниями в печати по поводу надежды на гуманность по отношению к миру животных, которую Вы возлагаете на президента России В.Путина. Я прочла Вашу автобиографическую книгу, во многом посвященную защите животных. Я знаю о том, что активная помощь наиболее незащищенным существам в этом мире, стала основным содержанием Вашей жизни. Именно по этой причине мне очень хотелось написать Вам давно. Все, что волнует и ранит Вас, также причиняет душевную боль мне.
Решимость написать Вам сейчас возникла как стремление предупредить Вас о том, о чем Вы, по-видимому, просто не подозреваете; призвать Вас снять розовые очки.
Между тем, меня опередили известная российская журналистка Юлия Латынина, написавшая Вам о чудовищном отношении президента Путина к реликтовым животным, и представитель фонда зашиты животных в России Ольга Кукунова, поведавшая Вам о бесконечности злодеяний по отношению к бездомным животным.
Я хочу присоединить свой голос к ним и рассказать Вам о трагедии массовой, происходящей с домашними животными в России, начиная с 90-х годов прошлого века.
Именно в эти годы начались одна за другой экономические реформы, что привели к катастрофическому ухудшению жизни населения. И самым болезненным образом эта ситуация отразилась на судьбе домашних животных. Не имея чем кормить, люди просто стали выбрасывать их на улицы городов. Я - жительница Москвы - в те годы начинала день с того, что выносила еду во двор дома, где жила, бездомным кошкам и собакам. Среди них были и беспородные, и породистые. Замученные, голодные и страдающие от снежного ледяного холода зимой, с всклокоченной не расчесанной шерсткой, они смотрели страдальческими глазами на прохожих, но редко кто мог им подбросить хоть немного пищи... Они - домашние - нуждались в крове над головой. Многие сбивались в стайки около станций метро, где на ступенях можно было в сырости отогреваться. Но на ночь станции закрывались, и беднягам идти можно было лишь в снежную ночь, на мучительную смерть. Ни одного государственного приюта для бездомных животных не было.
Стоя в бесконечных очередях за продуктами в те тяжелые годы, я просила небеса забрать меня отсюда не потому, что тяжело жилось мне - я ощущала себя разделяющей участь народа - а потому, что я не в силах была видеть столько массовых страданий животных. Когда я начинала поднимать эту тему, знакомые мне отвечали, что в беде прежде всего люди. Не согласна. Люди все-таки и в трудные времена себя защищают. А бессловесные животные могут только молча плакать. Или выть. Помощи им ждать неоткуда. Правительство их под свою защиту не берет.
Прежде всего я обвиняю общество людей. Даже если у вас совсем мало еды, вы можете поделиться ею с вашим домашним питомцем, а не гнать его в промерзшие улицы зимой или равнодушно-пустые летом.
А далее я обвиняю правительство. Разве оно не видит из своего благополучия картину бедствий, сравнимых лишь с военным временем. Но у нас война идет на периферии, не в центре, не в сердце России! Так что случилось с сердцем страны, всегда отличавшейся сердобольностью?
И невыносимо, что к картине страданий животных, люди привыкли, и идут мимо.Подумаешь, какая-то кошка или собака на дороге... А если поглядеть в сторону провинции! Там сплошное вымирание домашних животных от голода. Если поехать в командировку или на гастроли, то увидите стаи подыхающих от голода собак и котов!
Приезжайте в Россию и поглядите на её вселенскую катастрофу! И Вы, дорогая мадам Бардо, не станете думать, что в России Вас с Вашими благородными движениями сердца, поймут. В цивилизованных странах существует уважение к страданию. В цивилизованных странах есть жалость и великая человеческая способность к состраданию. А также государственная поддержка и строительство приютов.
Нигде, увы, нет идеальной помощи попавшим в беду животным. В Америке, где я живу сейчас,оплата лечения животных доступна только состоятельным людям. Но есть огромное количество приютов, куда найденное животное можно отнести. И там помогают. И как крайняя мера - эвтаназия осуществляется так, что боли нет. Это человеку, если он человек, больно пережить и осознать, что жизнь прелестного невинного четвероногого существа прервана безо всякой необходимости.
По личным обстоятельствам я уехала из России и живу в Америке. Но в России я бываю. Осенью 2012-го года положение вещей в мире животных в таких городах, как Москва и Петербург, остаются прежними. По улицам скитаются бездомные домашние животные. Каждое могло бы стать радостью и гордостью какой-нибудь семьи. Но этого не случилось. И они постоянно подвергаются нападениям со стороны людей. А это чудовищный отлов на живодерни, это побои, учиняемые наиболее жестокими двуногими, ножевые ранения, выкалывания глаз, безнаказанные выстрелы в животных - абсолютно смирных, безобидных и, увы, ничьих. Над животными издеваются, но нет законов, наказывающих людей за эти преступления. Пока люди не перестанут ставить себя в более высокое положение и не поймут, что перед лицом страдания они равны с животными, и кровь у всех одного цвета - красного, гуманности не дождаться. А бедные животные испытывают такие же чувства страха, голода, холода, боли, что и люди.
Российский инорежиссер Эльдар Рязанов снял прекрасный фильм "Небеса обетованные". В нем есть финальный душераздирающий кадр: бездомные люди, сопровождаемые эскортом гонимых собак, поднимаются в воздух, в облака, в небо и летят.Это метафора единственной возможности спастись и исчезнуть...
Президент Путин любезен с Вами и никогда не отказывает в просьбах? Но кто бы в мире не был любезен с Вами, дорогая мадам Бардо? Это отнюдь не значит, что в стране, где Вы ищете милосердия, оно есть.
От всего сердца,
Алла Цыбульская.
Театровед, публицист, активист охраны животных.
Бостон.