«БОСФИЛЬМ»: ФИЛЬМЫ О НАШЕЙ ЭМИГРАЦИИ
Михаил БРУСИЛОВСКИЙВ 1993 году в Кембридже появился новый артист, который начал показывать небольшие кукольные представления. Он прибыл из Ленинграда, то есть уже Санкт-Петербурга, и единственное, что привёз с собой – чемодан с деревянными куклами. Звали этого артиста Игорь Фокин, а его театр назывался «Деревянная лошадь». Несмотря на то, что у большинства кукол были русские имена и танцевали они под русские песни, очень узнаваемые.
26 мая, в День памяти (Memorial Day), в клубе «Макор» в рамках кинопрограммы «Фильмы о нашей эмиграции» будут показаны два фильма: «Кукольник из Кембриджа» и «Affittare Appartamento» («Квартира для рента»). Хотя об обоих фильмах сказано немало, но пришло время поведать поподробнее.
(Кембридж – наш островок Европы в Америке с маленькими магазинчиками, поздно закрывающимися, брусчатой мостовой, небольшими улочками – всегда был знаменит своими уличными артистами. В других городах Америки такой уличный театр – редкость).
Михаил БРУСИЛОВСКИЙ
Игорь Фокин и его куклы.
В 1993 году в Кембридже появился новый артист, который начал показывать небольшие кукольные представления. Он прибыл из Ленинграда, то есть уже Санкт-Петербурга, и единственное, что привёз с собой – чемодан с деревянными куклами. Звали этого артиста Игорь Фокин, а его театр назывался «Деревянная лошадь». Несмотря на то, что у большинства кукол были русские имена и танцевали они под русские песни, очень узнаваемые, его представления привлекали внимание пёстрой разноязыкой кембриджской публики, и вокруг него всегда теснились зрители.
Уже в следующем году Игорь перевёз в Кембридж семью. Он понемногу видоизменял свою 15-минутную программу, постепенно всё более и более вовлекая публику, особенно детскую, в действие. Успех был большой. Многие зрители, несмотря на то, что видели его программу не один раз, всё равно останавливались и смотрели опять – пройти мимо было невозможно. Какая-то особая теплота исходила от кукол Игоря и самого кукольника.
16 маленьких артистов – слонёнок Ду-ду, Петруша, скрипач Яша, Луи Армстронг, птичка Киви, клоун Белый, жонглёр, разбойник, весёлые скелеты – в руках Игоря Фокина оживали и жили своей жизнью, каждый со своим характером, создавая неповторимые образы. Представление было простое и трогательное, грустное и смешное одновременно.
Постепенно всё чаще и чаще фотографии Игоря с куклами и интервью с ним стали появляться в бостонской прессе. Летом 1996-го Игоря пригласили выступать на летних Олимпийских играх в Атланте. Кажется, в Бостоне уже не оставалось ни одной газеты, не опубликовавшей фотографии его театра. Игорь начал думать об изменении программы, стал мастерить новую куклу.
Когда на одном из наших местных телеканалов возникла идея создания постоянной русскоязычной передачи, мне понравилась идея Людмилы Старобинец снять фильм об Игоре Фокине. Съёмка была очень интересная. Игорь рассказывал о себе и своем театре, о своём приезде в Америку. Рассказал, как ему работается, об истории создания и жизни его кукол. В конце мы сняли несколько номеров и договорились, что следующий раз доснимем на улице во время представления. К сожалению, этой второй съёмке не суждено было осуществиться.
21 сентября 1996 года, через несколько часов после очередного представления, вернувшись домой, Игорь скончался от инфаркта. Ему было 36 лет. Никто не мог поверить в случившееся. Установили временный мемориал в Кембридже на месте, где Фокин выступал. Семь дней и ночей там горели свечи и были свежие цветы. Собирались друзья Игоря, многочисленные зрители. Уличные артисты устроили два фестиваля его памяти и все вырученные деньги отдали семье Игоря. За эти дни пожертвования внесли тысячи людей.
Через четыре дня после его смерти газета «Christian Science Monitor» опубликовала статью о Фокине. Она была написана при жизни, и о его смерти не упоминалось, только в редакционном комментарии было сказано, что Игоря больше нет. Опубликованная в газете фотография, была, по всей вероятности, последней, запечатлевшей Игоря Фокина с его куклами.
Я скопировал весь отснятый материал и подарил вдове Игоря Асе Ханиной перед её возвращением в Россию. После смерти мужа она не могла оставаться в Бостоне с тремя детьми, в том числе с грудным Гришей, который родился почти накануне смерти отца.
Около пяти лет я не мог притронуться к отснятому материалу. Как-то на вечеринке с друзьями я рассказал о съёмке и о незаконченном фильме. Одна гостья возмутилась: как можно допустить, чтобы никто не увидел то, что мы сняли об Игоре. Меня задели её слова и, вернувшись домой, я до утра монтировал фильм. Мы назвали его «Кукольник из Кембриджа». Премьера состоялась 22 июля 2001 года в одном из кинотеатров Бостона.
К пятилетию со дня смерти Игоря Фокина на месте его выступлений в Кембридже был открыт памятник. Заслуга в том, что он появился как дань Игорю и всем уличным артистам, принадлежит самому городу – всем, кто был инициатором этого проекта, в том числе представителям русскоязычной общины. Автор идеи памятника – близкий друг Игоря Слава Гауфберг. А осуществил проект скульптор Константин Симун из Кембриджа, который лично знал Игоря. Тот самый Симун, чей известный памятник «Дорога жизни» («Разорванное кольцо») установлен в России на берегу Ладожского озера.
После того как Борис Фурман и Вадим Барановский помогли перевести «Кукольникa из Кембриджа» на английский, он зажил новой жизнью. Только в этом году фильм демонстрировался на кинофестивале Salem FilmFest, получил престижную телевизионную Telly Award®.
Русская эмиграция в Америку имела разные периоды. После московской Олимпиады и почти десятилетнего перерыва в конце восьмидесятых железный занавес был опять приподнят. Из СССР хлынула новая волна. Маршрут в те годы был: Австрия – Италия – Америка. Короткометражный художественный фильм «Affittare Appartamento» как раз и рассказывает об итальянском периоде русской эмиграции в Америку. Фильм основан на реальных событиях, происшедших в 1989-ом в Ладисполи. Когда работа над фильмом подходила к концу, надо было выбрать название. Мы решили назвать фильм «Affittare Appartamento», что в переводе с итальянского означает «Сдаётся квартира» или «Квартира для рента».
Те, кто эмигрировал через Австрию и Италию, помнят, что нужно было самому искать себе квартиру в окрестностях Рима и жить там до получения визы. Итальянский период эмиграции в 70-х назывался «римскими каникулами». Это было чудное время поездок в Венецию, Флоренцию, Неаполь. Но в 80-е ситуация изменилась. Американское посольство в Риме начало давать отказы на въезд в Америку и количество отказников стало расти, а пособие, выдаваемое на жизнь – уменьшаться. Но происходили в той жизни и курьёзные ситуации.
Фильм рождался непросто. Около шести месяцев Борис Фурман, Игорь Шехтман и я писали сценарий. И ещё полгода ушло на съёмки и монтаж. У нас не было денег лететь в Италию, так что всё снималось в Бостоне. Например, римскую гостиницу Норланд мы снимали в Ulin House, а улицы Ладисполи и сцены у знаменитого фонтана – на North End. Главные роли в фильме сыграли Игорь Шехтман, Наталия и Эдуард Снитковские. Наташа и Эдик не добирались через Италию. Они прилетели в Америку незадолго до начала съёмок, и, наверное, это помогло им понять состояние героев фильма – эмигрантов.
Одну из ролей в «Affittare ...» сыграла Алла Денисенко, так рано ушедшая из жизни. Она сразу вписалась в свой образ, да так, что когда одной из телефонных компаний Бостона надо было найти имидж для рекламы, ко мне обратились с просьбой использовать кадр из фильма. Мало кто знает, что на телефонной карточке «ЕвроМама» – Алла в образе итальянской мамы из нашего фильма.
«Аffittare Appartamento» имеет посвящение: «Всем, чей путь в Америку был нелёгок». Много ли среди нас таких, кто не входит в это число?
С 2000 года существует киностудия «Босфильм». Основная его кинопродукция – фильмы и сюжеты о нашей иммиграции. С 2001 года мы открыли киноклуб и с удовольствием показываем наши и другие фильмы, интересные общине.