БОСТОН ЗВУЧИТ СТАРИННЫЙ РУССКИЙ РОМАНС
Алла ЦыбульскаяВ Бостоне звучит прекрасная музыка всех жанров в высоко профессиональном превосходном исполнении. Не услышишь лишь старинный русский романс. Любители и ценители его - жанра, родившегося в России, опирающегося на сдержанную силу чувств, на их глубину и достоинство, искренность и чистоту порывов - здесь, за границей России, могут о нем скучать. Афиш об исполнении русского романса, созданного П. Булаховым, А. Варламовым, А. Верстовским, А. Гурилевым, в Америке не встретишь. И вполне закономерно, что назначенный к проведению в гостиной ресторана "Санкт-Петербург" концерт старинного русского романса в исполнении певца и пианиста Александра Прохорова привлек много слушателей.
Между тем, не только жанр, избранный артистом, оказался желанным. Он сам давно снискал признание и любовь публики. Выпускник московского музыкального училища при консерватории имени П.И. Чайковского как пианист (1989), и педагогического Университета как пианист, педагог и вокалист, оказавшись в Бостоне, он продолжил образование, закончив Longy School of Music in Cambridge (2002), получив два диплома: Performing Arts and Master degree (cтепень магистра) и третий оперный диплом: в Оперном институте при Бостонском Университете. Он начинал в Москве как пианист, и полученная им хорошая школа очевидна. Но на его голос педагоги также обратили внимание. Педагогом по вокалу стала для него Майя Пушкина в студии вокально-хорового искусства Славянский Лик. С таким багажом, оказавшись в Бостоне, Александр Прохоров стал принимать участие в постановках двух оперных компаний: Бостонской Лирической Оперы и Бостонской Оперы. Случалось, выезжал по приглашениям на сольные концерты в другие штаты, был приглашен на Davidson радио в Нью-Йорке…
Несколько лет тому назад Александр Прохоров присоединил к артистической деятельности педагогическую. Он организовал детскую оперную студию, которой под силу оказалось исполнение такого шедевра, как "Свадьба Фигаро" Моцарта. Студия Lucky Ten успешно стала развиваться, готовя новые произведения к исполнению. Юные дарования начали получать серьезное музыкальное образование под руководством молодого педагога. И это дело его жизни несомненно благородно. Ведь он готовит талантливых детей к будущему, которое может стать их профессией.
Год назад усилиями, энтузиазмом и талантом Александра Прохорова в Бостоне была осуществлена постановка "Иоланты" П. Чайковского с участием высоко профессиональных солистов, как русского происхождения, так и американского. Эта одноактная опера необычайно трудна для исполнителей, тем удивительней, что в условиях большого зала культурного центра Макор не предполагающего оркестровой ямы, для всех оркестрантов нашлось место на сцене, и пространство было организовано…Замечу попутно, что в таких условиях дирижеру С. Ханукаеву было трудно найти верный общий баланс звучания… Но препятствия оказались преодолены.
И вот, в преддверии новой премьеры - оперы "Алеко" Рахманинова, осуществленной также благодаря творческой инициативе Александра Прохорова, он дает свой сольный концерт старинного русского романса. Театральная атмосфера сразу создавала эмоциональный настрой: люстры погашены, горели только маленькие фонарики, луч света направлен на пюпитр, поставленный на рояле; несколько минут ожидания…
- Кто будет ему аккомпанировать? - спрашиваю тихо соседа.
- Не знаю, - отвечает тот.
По-настоящему петь и самому себе аккомпанировать - это неудобно, обычно певцы, даже владеющие игрой на инструменте, в концертах выступают с аккомпаниатором. Но в афише имя концертмейстера не указано.
Стремительно, появившись из боковой двери, артист прошел через весь зал к роялю и пальцы его побежали по клавишам в праздничном вступлении; он менял гармонии, варьировал, давал ощутить перекличку мелодий, удивлял виртуозностью пианистической игры и внезапно запел…
Голос этого певца определен как бас-баритон. Глубокий красиво окрашенный по тембру, отшлифованный, он может быть и сильным, мощным, и мягким, бархатистым. Ему и в самом деле под силу шаляпинский репертуар. Светло, лирично прозвучали романсы "Гори, гори, моя звезда" П. Булахова и "Ноченька" … Интонация в исполнении была мягкой, обволакивающей, в ней не было ни надрыва, ни трагедии - одна глубокая и светлая печаль.
Погружение в мир чистой лирики - выразительность без аффектации - проявилась в исполнении романса " Вам девятнадцать лет " Б. Прозоровского. Эти слова рефреном звучали у певца каждый раз по-разному. Перед слушателем возникала история любви, которую герой себе запрещает: возлюбленная слишком молода, а он уже стар. Но ведь сердцу не прикажешь! Поэтому с живой речевой интонацией прозвучали у певца слова: " и больно, больно мне в последний раз любить.. " И представьте себе, никакой архаики не было в пропетых певцом словах. А были живые чувства, забытые в наше такое рациональное время …
Драматизм и в пении, и в аккомпанементе неожиданно сильно возникал во время исполнения романса
Ю. Абазы на слова И.Тургенева "Утро туманное". Пианист Прохоров хотел высказаться не менее певца Прохорова. Его фортепианная обработка внезапно превратила аккомпанемент в развернутое соло, в котором "говор колес непрестанный" стал доминировать, словно разрывая сердце героя…
От нежнейшего "На заре ты ее не буди" А. Варламова до страстного "Сияла ночь" П. Чайковского на слова А.Фета, романсы в исполнении Александра Прохорова звучали как послания сердца, как исповедь, как живое признанье.
Старинный русский романс - это и романс, созданный в начале 19-го века до появления его старшего собрата - психологического русского романса в творчестве П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова,
С. Рахманинова. Но также это и романсы, созданные уже в начале 20-го века, как, например, романс Я. Фельдмана " Ямщик, не гони лошадей", исполняемый когда-то Агриппиной Сергеевной Гранской, которой автор и посвятил этот романс Он был предназначен певице с высоким сопрано. А у нас на слуху нынче он звучит низко, по-цыгански .В концерте его исполнила молоденькая участница оперной студии Женя Фурман, обладающая в свои 15 лет высоким диапазоном, причём исполнила в том ключе, в каком романс был задуман автором.
Романсы звучали один за другим, и каждый был наполнен искренней душевностью. Они звучали как монологи или признания, или озвученные письма.
Заметим: слова к романсам писали чудесные поэты с негромким голосом: Кольцов, Майков, Плещеев, Мей, Дельвиг, Языков… Программа была выстроена так, что в нее органично вплелись как живое продолжение романсовой линии песни времен Великой Отечественной ( "Спит городок", и "На Мамаевом кургане тишина"), и современный чудесный вальс "О эти тучи в голубом" А. Журбина к фильму "Московская сага".
А потом как сюрприз вышел хор из предстоящей премьеры " Алеко" и спел подлинные цыганские песни, включенные А. Прохоровым в партитуру оперы. И с этого момента начался апофеоз. Праздничное выступление хора было вдохновлено дирижером Лидией Янковской - артистичной, заражающей своим воодушевлением. Затем событием стало появление солистов-подростков, и самым памятным были солирования сыновей героя вечера Афанасия (младшего) и Александра (старшего) Прохоровых, а также одиннадцатилетней Абигель Тотенбаум, исполнившей "белым" звуком по-народному цыганский плач по убиенным. Весь вечер был выстроен и проведен талантливо, достойно и с любовью к жемчужной русской лирике.
А тем, кто не смог побывать на этом концерте, сообщаем, что Александр Прохоров проведёт концерт русского романса вновь - 19-го июня, в 7 часов вечера, в музыкальном салоне Г. Конникова по адресу: 412 Moody St Waltham MA 02453.
_____________________
На фото: Александр Прохоров.