РАЗГАДЫВАЯ ТАЙНЫ АНТОНА ЧЕХОВА,
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯВечер вмещал два события
публичную лекцию известного критика и историка театра, Заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии России, доктора искусствоведения, профессора, ректора школы-студии МХАТ Анатолия Мироновича Смелянского о творчестве А.П.Чехова, а также демонстрацию премьеры короткометражного игрового кинофильма по рассказу Чехова "Житейская мелочь", снятого бостонским кинорежиссером и оператором Марией Герштейн. И было неясно
какие взаимосвязи могут произойти из такого соединения.
"Афиша гласила"… Чеховскому Тригорину эта фраза не нравилась.Он ее отбрасывал и начинал с другой. Но в случае, о котором пойдет речь, афиша и впрямь гласила, и по-другому не скажешь. А вот о чем она "гласила", вызывало опасение дисбаланса.
Сообщалось о том, что предстоит вечер, вмещающий два события. А именно: публичную лекцию известного критика и историка театра, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии России, профессора, ректора школы-студии МХАТ Анатолия Мироновича Смелянского о творчестве А.П.Чехова, а также демонстрацию премьеры короткометражного игрового кинофильма по рассказу Чехова "Житейская мелочь", снятого бостонским кинорежиссером и оператором Марией Герштейн. И было неясно, какие взаимосвязи могут произойти из такого соединения.
Если фильм нуждается в пояснении, то пропорции вечера уже сразу нарушены. Анатолий Миронович с короткой речью не выйдет. Его в Бостоне ждут, его слову о театре внемлют. Речь будет длиться дольше, чем фильм. Допустить, что для иллюстрации своих идей А. М. Смелянский из всего отснятого кинематографом по Чехову богатства выберет исключительно новый неизвестный фильм, тоже трудно.
Оставалось верить, что интонация рассказчика, и настроение фильма не войдут в противоречие.
Сложилось так, что и рассказ, и непритязательный короткометражный фильм совпали по бережности обращения к великому автору, по стремлению "дойти до самой сути". Главными как для опытного мэтра, так и для начинающего режиссера стало внимательное, подробное и непредвзятое исследование мотивов, слов, поступков, побуждений героев Чехова. Поэтому содержание вечера становилось предельно искренним.
А.М. Смелянский, многожды выступавший перед бостонской русскоязычной аудиторией, неизменно интересен, его обобщения и угол зрения направлены на раскрытие театрального искусства, являются итогом продуманной аналитической работы. Но если прежде он делился тем, что уже прошло горнило его поиска, утвердилось в нем самом, стало его достоянием, то в июльском выступлении особую приподнятость атмосферы создало то, что сам рассказчик именно этим сейчас живет и наполнен. И потому, что поиск в теме для него еще не завершен, он говорил так взволнованно. Новый телевизионный цикл передач об А.П. Чехове на канале "Культура" находится в стадии работы. Озаренность ею легла отблеском в интонации, воодушевлении и темпераменте талантливого деятеля искусства.
обстоятельства, участников событий, характеры он описывает и с беспощадностью, и с сочувствием.
В фильме воссоздана предметная атмосфера дома, где происходит действие, комната с горкой красного дерева для фарфора, старинные диваны, уют. Как контраст к тому некрасивому, что случилось в этом благопристойном доме, засняты картины природы, зеленой травы в поле, водной глади, деревьев с пышными кронами… И все это передано с настроением, неспешностью, внутренней тишиной… Закадровый голос Владимира Тайцлина (от автора) по интонации совпадает с освещением в кадре. Истинное личное отношение не навязывается. Ситуация обрисована почти отстраненно, объективно, но грустно и убедительно.
Тут во всем была хорошая мера: и в подборе классической музыки, выявившей противостояние между вечным и мелким… И в соответствии выполненных исторических костюмах(Людмила Старобинец). И в недосказанности, за которой очевидно стремление разгадать тайны А.П.Чехова…
Когда вечер закончился, публика ощутила, что вдохнула глоток чистого воздуха, и, окружив А.М Смелянского, забрасывала его вопросами об искусстве, от которого, увы, жизнь наших иммигрантов достаточно далека.