Бостонский КругозорГОСТЬ НОМЕРА

ТАК БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

- Иран не будет для Израиля смертельной угрозой по причине того, что мы намного сильнее. Однако отсюда не следует,что мы должны мириться с появлением у тегеранского режима ракет с ядерными боеголовками. Мы не можем мириться с тем, что угрожающие нам уничтожением люди будут располагать потенциалом для уничтожения нас. Речь не только об их словах, но и о конкретной поддержке ими террористов "Хизбаллы" и "Хамаса".

О госте "Кругозора"

Авигдор Эскин родился в 1960 году в Москве. В 1974-ом был арестован за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына. В 1975 г. поступил в музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано. Преподавал иврит и вёл семинар по изучению иудаизма.Подвергался преследованию за диссидентскую деятельность.

В 1979 г. переехал в Израиль, где поступил в иешиву. Служил в Армии обороны Израиля, принимая участие в боевых действиях в Ливане в 1982 году. С 1983 года совместно с депутатом Кнессета от партии Ликуд Михаелем Кляйнером руководит движением "Новые правые Израиля". Выступает против передачи захваченных в 1967 территорий палестинцам.

С 1981 года по 1985 проводил много времени в США, преимущественно в Вашингтоне, где занимался лоббированием в пользу Израиля и в защиту советских евреев. В 1983 году он подписал 98 сенаторов под воззванием к советским властям прекратить запрещение на изучение языка иврит в СССР. А в 1984 году он подготовил приезд в Вашингтон депутата Кнессета Кляйнера, который объявил совместно с сенатором Джессе Хелмсом о создании альянса между американскими и израильскими консерваторами.

С 1986 по 1990 гг. Эскин работал заместителем редактора ивритского религиозного еженедельника "Эрев шабат", а также был корреспондентом англоязычного американского еженедельника "The Jewish Press".

21 декабря 1997 года задержан спецслужбой "ШАБАК" по сфабрикованному обвинению в умысле бомбардировать из катапульты свиными головами мечеть Аль-Акса на Храмовой горе. В ноябре 1999 года Иерусалимский окружной суд полностью оправдал его. Однако 14 января 2001 осужден на 2,5 года тюрьмы и 1,5 года условного заключения по обвинению в соучастии и подстрекательстве к ряду экстремистских акций. Был освобождён в 2003 года.
 
Авигдор Эскин - автор сотен статьей на иврите и английском, а также тысяч статьей на русском языке. Автор трёх книг.

Начиная с 1990 года, Эскин часто бывает в России, где пользуется авторитетом в консервативных и умеренных еврейских националистических кругах, приближенных к Кремлю. Он позиционируется там как убеждённый патриот Израиля и еврейский традиционалист, стремящийся к укреплению уз с российскими консерваторами.


А.Б. - Тема нашей беседы - "иранская" ситуация. Одна из наиболее больных сегодня тем для всего мира. Немногим менее, чем за два месяца до финала минувшего года, вы опубликовали об этом статью: "Иран: бить или не бить?"   Однако за прошедшие месяцы произошло не одно событие, которое ещё туже завязывает узел "иранской" проблемы. Каково ваше мнение о ней сегодня?

А.Э. - В эти дни израильские газеты пестрят заголовками о разногласиях между Израилем и администрацией Обамы по вопросу превентивного удара по иранским ядерным объектам. Как известно, в связи с разногласиями американцы отменили совместные военные маневры, которые были запланированы на эту весну. Израиль остается один на один с иранской угрозой. Мы оказываемся перед выбором: смириться с обретением Ираном атомной бомбы или заметно ухудшить отношения с США.

Впрочем, Израиль уже находился в похожей ситуации. Напомню, что в 1981 году администрация Рейгана была категорически против планов Израиля нанести удары по иракским ядерным объектам. Как известно, Израиль не послушал осаждавыших его тогда эмиссаров из Вашингтона. В ответ Белый Дом наложил на Израиль санкции.

Вырисовывается гртескная картина. Израиль подвергается унижениям и наказанию со стороны США за то, что разбомбил иракский ядерный объект. А двадцать два года спустя американцы сами идут войной на Ирак по причине подозрений режима Саддама Хуссейна в том, что он занимается разработками неконвенционального оружия. Подозрения оказались ошибочными. Израильские же подозрения оправдались. И никто не принес Израилю извинения за всю эту аморальную политику двойных стандартов. Хуже того: американцы собираются повторить все свои прежние ошибки.

- Руководство Израиля долгое время не перестаёт говорить о потенциальной опасности для еврейского государства иранской ядерной угрозы. Говорят о такой опасности - но уже применительно для всего мира - ООН, США, Европа. К Исламской республике предпринимаются всевозможные санкции. Как вы думаете, соответствуют ли сегодняшние действия Израиля стоящей перед ним, как считают в израильском руководстве, опасности? Конкретизируйте, пожалуйста.

- Иран не будет для Израиля смертельной угрозой по причине того, что мы намного сильнее. Однако отсюда не следует,что мы должны мириться с появлением у тегеранского режима ракет с ядерными боеголовками.
Мы не можем мириться с тем, что угрожающие нам уничтожением люди будут располагать потенциалом для уничтожения нас. Речь не только об их словах, но и о конкретной поддержке ими террористов "Хизбаллы" и "Хамаса".

Израиль располагает необходимым потенциалом для ликвидации ядерной программы Ирана. Так ведь было и с Ираком. И не стоит относиться слишком серьезно к их угрозам. Когда дело доходит до испытания на поле боя, эта публика имеет обыкновение разбегаться, теряя по дороге ботинки. Помните, как Саддам Хуссейн хорохорился в 2003 году? А потом?..

- Другая тревожная для Израиля ситуация: в соседней Сирии. Резко ли изменится для Израиля эта ситуация, если сирийского президента Асада действительно заставят уйти, и на его месте окажется представитель нынешней оппозиции; станет ли в таком случае Сирия более опасной для Израиля, чем сейчас?

- Похоже, что Асад не хочет судьбы Каддафи, и будет бороться эффективно за своё выживание. У него есть шансы уцелеть. Похоже, что смена его "братьями-мусульманами" того или иного вида может оказаться для Израиля весьма опасной. Особенно если эту публику будут поддерживать американская администрация и Европа.

В этом есть своя ирония, но позиция России достаточно соответствует интересам Израиля в нескольких вопросах. Это касается не только Сирии, но и Ирана. Только сегодня стало известно, что Россия передала Ирану коды для взлома ПВО Ирана. Вы понимаете значимость такого шага с военной точки зрения? Дело в том, что Россия на самом деле не заинтересована в том, чтобы Тегеран начал производить атомные бомбы. При этом формальная риторика Москвы часто отдает старым предрассудочным отношением к Израилю.

- Теперь о Палестинской автономии. Признанная террористической, организация ХАМАС стремится объединиться с одной из основных политических партий Палестины - ФАТХом (Движением за национальное освобождение Палестины); предпринимаются конкретные шаги к созданию палестинского государства, цель которого - джихад, т.е. расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти, чтобы в конце концов добиться мирового господства мусульман. Как по вашему мнению должно вести себя в связи с этим государство Израиль; в чём должно проявляться это поведение?

- Израиль должен сделать все для того, чтобы государство "Палестина" не возникло. Ибо цель его - выдворение нас, вытеснение нас. Сами по себе они не собирались создавать себе государства. Только после нашего появления в качестве радетелей независимого государства породилась у них эта тенденция к независимости.

Мы действительно живем не в мире среди арабских режимов. Однако живем не плохо совсем. Живем у себя дома, на Родине, положив конец эпохе галута. Нам посчастливилось стать инструментами в осуществлений слов Всевышнего пророкам Израиля о возвращении на свою землю.

- Вы ярый сионист, сторонник идей Меира Кахане - бывшего американского и израильского общественного, политического и религиозного деятеля, публициста, еврейского националиста, убитого 12 лет назад в Нью-Йорке в результате теракта. Как по-вашему: актуальны и должны ли быть востребованы его идеи в сегодняшней политике Израиля и в чём конкретно?

- Наши идеи сегодня актуальны как никогда. Это касается не только вопроса взаимоотношения с арабами, а намного глубже. Наша идеология возносит иудаизм на тот пьедестал, который позволяет сказать, что ради этого стоит отдать жизнь. То есть жизнь обретает смысл. Жизнь наполняется истинным содержанием, когда есть ценности, ради которых живешь.