БОЛТУН - НАХОДКА ДЛЯ АНБ И ФБР
Марк ШТЕЙНБЕРГПри разговоре по телефону - безотносительно: квартирному или мобильному - мы в США уверены, что никто, кроме собеседника, не слышит наших слов. Однако это не так. И здесь, как в былом Союзе, вполне возможно, что нас слушает некто Третий. Врочем, если беседа безобидна, что ж - пусть слышит Некто. Его ведь интересует криминал. И криминал этот нередко попадается в цепкую паутину прослушки. Именно таким образом была выявлена целая шпионская группа, задержанная недавно...
При разговоре по телефону - безотносительно: квартирному или мобильному - мы в США уверены, что никто, кроме собеседника, не слышит наших слов. Однако это не так. И здесь, как в былом Союзе, вполне возможно, что нас слушает некто Третий. Врочем, если беседа безобидна, что ж - пусть слышит Некто. Его ведь интересует криминал. И криминал этот нередко попадается в цепкую паутину прослушки. Именно таким образом была выявлена целая шпионская группа, задержанная недавно в нашей стране.
Внутри США подслушивание частных разговоров является нарушением Конституции и преследуется как уголовное преступление.
Тем не менее, контроль частной связи существовал ( и существует ! ) и здесь. Необходимость его определяется нуждами спецслужб для борьбы с терроризмом и другими контрразведывательными задачами. Однако и в Америке зачастую трудно провести границу между мерами контрразведки и слежкой за согражданами, которой занято Федеральное бюро расследований ( ФБР ) .
Чтобы точно дифференцировать эти функции АНБ, в министерстве юстиции учрежден секретный федеральный суд, основной задачей которого является рассмотрение заявок на предмет прослушивания частных разговоров американских граждан на территории США. Только получив ордер этого суда, ФБР приобретает право проникновения в такие каналы частной связи. Однако сегодня , в разгар борьбы с исламским террором, эти операции совершаются без разрешения и такая практика уже обрела законодательную основу.
ТЕХНИКА АГЕНТУРНОГО ПОДСЛУШИВАНИЯ В США
Кроме глобальной системы перехвата, американские контрразведчики, широко применяют арсенал средств так называемого "целевого" подслушивания, когда ведется охота за информацией определенного лица и объекта.
В общем виде, любая система подслушивания состоит из микрофона и передатчика, того, что на сленге агентов называется "клопом", "жучком" или "блохой". Эти "насекомые" закладываются за стеновыми панелями, под ковровым покрытием и за плинтусами, в подоконниках, за обоями и драпировкой, в мебельных пустотах, рамах картин, в книжных корешках. Помогает делу ничтожный размер "клопа" - чуть больше макового зернышка. Его легко приклеить к стене, а микропровод вывести в вентиляционную шахту или другие коммуникационные каналы.
Но кроме неподвижных, стационарных мест установки, успешно используются и предметы обихода: авторучки, настольные , карманные и наручные часы, зажигалки, пепельницы, календари и другая оффисная оснастка. Блошинный размер радиотелефонов весьма способствует великому разнообразию мест и способов их установки.
Особый толчок микроминиатюризации "блох" дали кварцевые схемы, ибо они не требуют источников питания, в них встроены элементы, преобразующие световую энергию в электрическую. Применяются также вибрационные или инерционные преобразователи механической энергии, действующие наподобие механического подзавода ручных часов. Это позволяет встраивать их в предметы , которыми пользуется клиент и они продолжают исполнять основную функцию: часы показывают время, авторучка пишет, зажигалка горит, пуговица застегнута. Агенты ФБР шутят: "Получил информацию от его пиджака". Но и кроме того, применяется бытовая электроаппаратура двойного назначения : настольные лампы, кондиционеры, стенные розетки и т. д. Все они обладают неограниченным источником энергии.
Почти все агентурные средства подслушивания имеют особую чувствительность: они улавливают даже шопот на удалении до 40 метров и передают его на ретранслятор, установленный в полукилометре. Он способен накапливать информацию от десятков и даже сотен микрофонов и передавать их в любое место через спутниковую связь.
Сравнительно недавно появились супермикрофоны - накопители, способные записывать информацию в течение нескольких суток, а затем за несколько секунд "выпаливать " ее на терминал оператора. При этом они еще и кодируют текст, поэтому практически неуловимы, ибо для перехвата их сообщения надо знать не только время передачи, но и ее код.
Если же не удается установить микрофон внутри объекта, применяются так называемые беззаходовые системы (БЗС). Ударопрочный микропередатчик БЗС монтируется в специальной капсуле, которая с расстояния до 100 метров бесшумно посылается в цель при помощи арбалета. Стреловидный снаряд вонзается в стену или прилипает к ней, а капсула БЗС прослушивает разговоры в радиусе до 30 метров.
Если в помещении имеются окна с любым остеклением, используется лазерный звуковой генератор. Разговор в помещении порождает слабые, а то и просто микроскопические вибрации оконных стекол. Генератор направляет лазерный луч, "списывающий" эти колебания, а оптический приемник преобразовывает их в отчетливо слышимые звуки.
По такой же схеме прослушивается разговор в , казалось бы, совершенно уединенном месте - в чистом поле, на шоссе, на пустынном пляже. В автомобиле, который находится на расстоянии до километра от объекта, установлен направленный микрофон, захватывающий в узком, так называемом "игольчатом" лазерном луче все попадающие в него звуки. Отражатель концентрирует их в приемнике, а тот передает в радиоцентр.
На более близком расстоянии такая система может быть смонтирована в обычном мужском зонте. Среди незаходовых устройств весьма популярен простой и эффективный пьезостетоскоп, известный среди агентов под кличкой "айболит". Он и в самом деле напоминает слуховую трубку врача, но с его помощью можно прослушать разговор, происходящий за метровой железобетонной стеной.
После появления факсаппаратов, агенты стали применять специальные мониторы, перехватывающие информацию, переданную факсом любого типа, прямо с линии передачи, безразлично, ведется ли она по частным каналам или через спутниковый ретранслятор. Система шпионского перехвата ФБР способна записать в цифровом коде до 4 тыс. страниц одновременно.
Разговор по сотовому телефону эта аппаратура подслушивает на расстоянии до 50 км. На дисплей только одного терминала выводится перехват до тысячи каналов. С помощью комплекта сотовых карт устанавливается местонахождение прослушиваемого телефона. И наконец, компьютер, который некоторые наивно считают сейфом для хранения своих личных секретов, вполне доступен. У агентов достаточно давно действуют стационарные и мобильные системы , позволяющие считывать информацию с любого компьютера. Ведь, если делают это несовершеннолетние хакеры, что уж говорить о мощных агентурных устройствах ФБР !
ЭЛЕКТРОННЫЕ "ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ" РОСИИ
Москва не уступает Америке в технологии прослушки. Недавно в России ввели в строй новую систему тотального прослушивания стационарных и мобильных телефонов и перлюстрации электронной почты . Механизм действия этой системы довольно прост. В нее входят так называемая адресная и "блуждающая" технологии. Адресная прослушка подразумевает постоянное отслеживание и запись всех переговоров и корреспонденции объекта наблюдения. А на принципе "блуждающей" прослушки построена вся остальная система . В крайне упрощенном варианте это выглядит следующим образом: установленные у операторов связи "черные ящики" спецслужб реагируют на определенные слова, фразы или символы в электронных письмах или телефонных переговорах. Подозрительные сообщения записываются, и затем специальный отдел занимается анализом этих записей.
Самым незащищенным средством связи в России, по мнению специалистов, являются мобильные телефоны. С технической точки зрения прослушка любого радиотелефона - очень легкая задача. А информация, которую дает эта процедура, выходит далеко за рамки простых телефонных разговоров. Мобильный телефон поможет определить с точностью до метров местоположение абонента, зафиксировать номера, дату, время звонка и засечь по базам данных паспортные сведения и месторасположение собеседника.
Как утверждают эксперты, существуют устройства, которые могут дистанционно включать микрофон даже у выключенного мобильного телефона. Все разговоры в том помещении, где находится такой телефон, прослушиваются . Набираемые на клавиатуре цифрового телефона пароли, номера кредитных карточек, коды и прочее также могут быть легко перехвачены.
Впрочем, спецслужбы и раньше могли без особых усилий получить интересующие их сведения об абонентах. Но, если учесть, что, по оценкам специалистов, к концу 2010 года количество абонентов сотовых сетей достигнет в России 100 млн. человек, можно смело утверждать, что существует возможность тотального контроля за личной жизнью подавляющей части населения страны.
Система оперативно-разыскных мероприятий в сетях электросвязи России успешно действует с момента ее провозглашения. Но к началу XXI века спецслужбам стало недостаточно прослушки на АТС, они решили установить контроль и за виртуальным пространством. И в июле 2000 года непримечательный ведомственный акт дал им возможность беспрепятственно прослушивать обычные и сотовые телефоны, просматривать сообщения и послания электронной почты россиян.
Причем, если раньше агенты спецслужб предъявляли сотрудникам компании - оператора судебное решение , в соответствии с которым осуществлялось прослушивание, то теперь подобные "формальности" совсем не обязательны. Технические ограничения для спецслужб, в приказах Минсвязи не прописаны. Между тем Конституция РФ гарантируют гражданам неприкосновенность частной жизни, телефонных переговоров и переписки.
Как утверждают эксперты, прослушка помещений - задача более сложная, чем перехват телефонных разговоров. Но не застрахованы от этого даже крупные компании, имеющие хорошую службу безопасности. И совершенно необязательно устанавливать "жучки" в переговорной. Передатчиком, например, может стать микрофон сотового или стационарного телефона. Вообще - то, определить прослушку при помощи детекторов, можно. Но, это должно быть профессиональное оборудование, а ,кроме того, технологии не стоят на месте и через какое-то время появится "жучок", на который не среагирует ни один детектор.
Однако даже если выявлены и ликвидированы все "жучки" в помещении, это еще не означает, что оно защищено от прослушивания. Источником сведений могут стать даже обыкновенные оконные стекла. Устройства для прослушивания разговоров, реагирующие на вибрацию стекол от звука человеческого голоса, были созданы еще в 70-е годы и с тех пор постоянно совершенствуются. Как, впрочем, и методы защиты от подобных устройств. Есть сведения, что для обеспечения безопасности высших чиновников в Москве применяются специальные многослойные стекла , не передающие вибрации.
О том, насколько естественно сегодня воспринимается негласный контроль за частной жизнью и частным бизнесом, свидетельствует такой факт. В московском бизнес - сообществе циркулирует то ли анекдот, то ли основанная на реальности история о том, как после визита оперативных работников налоговой полиции в компанию, ее техники обнаружили, что в офисных помещениях появились "жучки". Ликвидировать их не стали, опасаясь нового визита оперативников и возможного повышения внимания к деятельности фирмы, а просто приняли к сведению возможное прослушивание и постарались не вести принципиально важных разговоров в офисе. В конце концов дело, дошло до того, что во время установки в компании новой мебели, техники аккуратно переставили в нее все найденные в старой "жучки".
ТЕХНИКА АГЕНТУРНОГО ПОДГЛЯДЫВАНИЯ
Эта техника в принципе одинакова у Соединенных Штатов и России. Конечно, сама аппаратура у каждой разведслужбы выглядит по разному, но технологическая основа - одинакова. Видимо, еще и потому, что хищения аппаратуры друг у друга неизбежны.
Средства видеошпионажа обеспечивают запись, передачу изображения на большие расстояния, оперативный анализ оптической информации - и все это в реальном масштабе времени. Даже отрывочные записи позволяют дать объективную диагностику объекта наблюдения, изобличить его некорректное, так сказать, поведение и получить бесценную информацию. Недоступную для других методов разведки.
Тайный "глаз" способен подсматривать, оставаясь незамеченным. Камеры могут быть установлены в папке, мирно стоящей на книжной полке, встроены в радиоприемник или телевизор, замаскированы под огнетушитель, пожарный сигнализатор, домофон или стенные часы. Более того, видеокамера монтируется в пачку сигарет, булавку на галстуке, пряжку ремня и другие элементы, носимые или надетые на операторе..
У специалистов в ходу термины "игольное ушко" , "рисовое зернышко" . Они символически изображают размеры объективов - от одного до двух миллиметров. Но крохотность оптического отверстия не означает, что полученное изображение будет нечетким. Разрешающая способность камеры такова, что можно различить даже фактуру материала, из которого сшит костюм снимаемого лица. Под стать точечным объективам видеокамер и кассеты со стандартным форматом в 8 мм. При этом кассета может записывать до трех часов.
Номера большинства гостиниц оснащены пожарными сигнализаторами, выходами вентиляционных и отопительных систем. При необходимости, все они легко "заряжаются" видеообъективами. То же относится и к декоративным элементам панелей, вазонов, абажуров и электророзеток. Во многих гостиницах спецслужбы арендуют номера, где дежурят их сотрудники, контролирующие сотни таких телекамер и записывающие наиболее "интересные" сюжеты. Среди этих камер есть такие, которые подают на монитор дежурного сразу три изображения, их объективы расположены буквой "Т". Объективы могут вращаться, а чтобы это осталось незамеченным, вращается лишь крохотное зеркало, позволяя держать под контролем большую площадь.
Даже если комната плохо освещена или в ней полная темнота, нельзя чувствовать себя вне наблюдения. Микроэлектронные сенсоры настраивают камеру на любое освещение. Инфракрасная и лазерная подсветки позволяют снимать и в темноте. Такого рода техника дает возможность получать сцены интимных контактов тех лиц, которые разрабатываются спецслужбами, а потом использовать полученные пленки для шантажа или иных целей.
Оперативная съемка успешно ведется из стоящего на обочине или проезжающего мимо автомобиля : вращающийся телеобъектив устанавливается в радиоантенне или в другой наружной детали. Искомый транспорт, подлежащий съемке, опознается с расстояния до 10 миль, а объектив видеокамеры имеет поистине фантастическое фокусное расстояние. Силиконовый эффективный отражатель даст отличное качество съемки, даже если в объектив бьют лучи автомобильных фар. А термографическая камера снимает тепловое изображение объекта и делает это, несмотря на дым или туман.
В оснащении шпиона имеется так называемый "видеокейс" - чемоданчик, в котором находится видеомагнитофон и ретранслятор сигнала. Объектив же встроен в одну из боковых стенок "кейса" и снимает через отверстие в полтора миллиметра - чуть толще швейной иглы. Такая же начинка может быть у дамских или спортивных сумок.
Нельзя быть уверенным в полной изоляции, если вы находитесь и в труднодоступном месте. В это случае применяется гибкая оптика. Тонкий волоконный кабель с объективом на конце может быть проведен через лабиринт бытовых коммуникаций или замаскирован в интерьере помещений или ландшафтов. Жесткий эндоскоп, то есть оптический зонд, проводится сквозь просверленное в стене тончайшее отверстие.
Одна из новинок носит название "оптический ствол" и открывает большие возможности, особенно для промышленного шпионажа. Этот ствол не толще иголки, но в него встроен световолоконный провод и источник "холодного" освещения. С помощью такого прибора можно ч=итать нераспечатанные письма. Его игла вводится в конверт и позволяет расмотреть и зафиксировать текст или изображение, которое там помещено
Сегодня в лабораториях спецслужб уже рождены и рождаются все новые, еще более оригинальные аппараты и системы, о принципах действия которых, способах установки и методах съема информации мы пока даже не догадываемся. В то же время, не следует забывать, что самые совершенные средства технической разведки не способны заменить агентурную, иначе говоря - шпионаж. Более того, обвальное развитие технических разведывательных средств в США и западноевропейских странах неразрывно связано было с практической невозможностью ведения агентурной разведки на территории СССР. И наоборот, советская шпионская сеть буквально пронизывала административные структуры и даже спецслужбы Запада на всех уровнях. Судя по недавним разоблачениям, российские разведорганы от этой практики и не думают отказываться.