ГРУЗИЯ В ОБЪЯТИЯХ НАЦИОНАЛИЗМА
Александр Русецкий...когда мы говорим и пишем о проявлениях национализма в Грузии, должны учитывать, что они бывают весьма разные и специфические. И каждый политик использует эти идеологические возможности по своему усмотрению. Не надо национализм делить на здоровый или нездоровый. Это в любом случае процесс мобилизации определенной группы для самообороны и развития. Мы можем говорить лишь об уровнях культуры развития этой способности. В одних случаях это "орудие" приносит людям пользу, а в случае его неверного употребления заканчивается трагическими последствиями.
Борьба за независимость - не одноразовая акция, это перманентный процесс. И страна с тяжёлыми потерями, после августовской войны 2008 года, переживает его. Часть территории государства контролируется Москвой, другая часть висит в неопределённом состоянии: "между молотом и наковальней".
Грузия, долго надеялась, что западное сообщество примет её в своё лоно, однако надежды не оправдались. Запад в очередной раз отвернулся от Грузии. Он не стал из-за этой маленькой страны ухудшать и так сложные отношения с Россией. Если 10 лет назад большая часть населения страны (не считая население Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии) действительно ориентировалась на НАТО, то сегодня многие стали поворачивать головы на Север. Промосковские политические организации, бывшие в меньшинстве, и причисляемые западниками к маргинальным группам, стали реальной политической силой.
В Абхазии и в Цхинвальском регионе/Южной Осетии происходят обратные процессы. На этих территориях, находящиеся под контролем Москвы после августовской войны 2008 года, зарождается новая волна абхазского и осетинского национализма. Оставшееся после войны население этих регионов разделено на две основные идеологические части: сепаратистов и ирредентистов. Сепаратисты - в основном абхазские националисты - уже открыто выступают против вмешательства Москвы во внутренние дела Абхазии. Ирредентисты - сторонники полной интеграции Абхазии в российское политическое пространство - наоборот, пытаются усилить российское присутствие в регионе. Внутренний конфликт между этими ещё не прошедшими процесс институционализации идеологическими направлениями может перерасти и в гражданские столкновения.
Особенно интересно выглядит эта картина при анализе конфликта между православными группами, ориентированными на создание независимой автокефалии, и сторонниками объединения с Московской Патриархией (которая официально продолжает признавать эти территории каноническими территориями Грузинской Православной Церкви). Антироссийская и даже антирусская волна на этих территориях усиливается и перспективами развития взаимоотношений с европейскими странами. Не признавая независимости Абхазии и Южной Осетии/Цхинвальского региона, они находят механизмы их интеграции в западное пространство, что, естественно, сильно раздражает одновременно московскую и тбилисскую бюрократию.
В остальной части Грузии происходит процесс усиления националистических настроений, которые имеют весьма интересный оттенок. Если национализм эпохи Звиада Гамсахурдиа носил сугубо этнический характер, что содействовало усилению абхазского и осетинского этнического национализма, то новая волна грузинского национализма имеет большей частью гражданский характер.
Антигуманный режим Саакашвили вызвал небывалую доселе надэтническую волну сопротивления. Многие осознали общие угрозы и противостояли им совместно. В результате чего выборы 1 октября 2012 года завершились поражением режима Саакашвили и власть взяла "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили.
На улицах Тбилиси можно заметить интересное явление - грузины, армяне или азербайджанцы с опаской глядят на всё увеличивающееся количество афроамериканцев и выходцев из стран Азии. Зафиксированы случаи всплеска волны расовой неприязни как на улицах города, так и в СМИ. Парадоксально, но это этнографическое "впрыскивание", как бы объединило тех, которые были отягощены внутренними противоречиями.
Свою позитивную роль в повышении уровня надэтнической сплоченности сыграли и попытки организации в Тбилиси гей-парадов.
Рост гражданского национализма усиливается также с повышением уровня общей региональной кавказской идентификации. Население Кавказа всё сильнее ощущает себя жертвой геополитического противостояния между НАТО и РФ в данном регионе.
Весьма интересно воспользовалась данной ситуацией Нино Бурджанадзе - лидер "Демократического движения "Единая Грузия"". В предвыборной кампании на пост Президента Грузии (выборы пройдут 27 октября 2013 года), она выдвинула следующие главные тезисы:
1. Вступление Грузии в НАТО в данный исторический момент не является реальным. Исходя из этого, Грузия должна найти реальную сбалансированную стратегию между двумя геополитическими центрами. Народу этот тезис весьма по душе, так как ему надоела перманентная ложь о "западных штыках безопасности", за которыми "спокойно будет цвести страна в собственных садах". Бурджанадзе фактически предлагает геополитический диалог и тем самым выходит за рамки лишь национального лидерства. Она предлагает диалог между Россией и НАТО по Кавказу.
2. Принятие мер по роспуску существующего парламента, в котором бывшие сторонники режима Саакашвили имеют до 40% мандатов. Это справедливый подход, так как эти голоса они получили, нарушая законодательство Грузии, активно используя административные ресурсы и политический террор. Таким образом, она выступает за повышение уровня легитимности всех политических систем власти посредством соответствующих демократических процедур.
3. Прекращение т.н. процесса коабитации, который вылился в сепаратное сотрудничество между двумя парламентскими группами - "большевиками" от "Грузинской мечты" и "меньшевиками" от Национального движения. По мнению экспертов этот процесс превратился и в процесс прикрытия преступлений прошлого режима, носит очевидный колаборционистский характер. Весь внепарламентский спектр политических партий остался вне игры. Интересы народа, требующего наказания представителей преступного режима - не учтены.
Госпожа Нино Бурджанадзе, не имея за собой сильной политической организации, что многие справедливо рассматривают как слабое звено её политической кампании, тем не менее, с каждым днём увеличивает количество своих сторонников.
Ещё месяц назад её рассматривали всего лишь третьим кандидатом после кандидатур от "большевиков" (Гиоргий Маргвелашвили) и "меньшевиков" (Давид Бакрадзе). Сегодня стало очевидным, что Запад сделал неверные ставки. Давид Бакрадзе, представляющий интересы "Пиночета-Саакашвили", не сможет выйти на вторую позицию. И в скором времени Западу придется отмежевываться от "Национального движения" так же, как Вашингтон отмежевался в своё время от собственных ставленников - путчистов Пиночета. Они-то убрали Сальвадора Альенде, не допустив создания на континенте (как писал Киссинджер) "второй Кубы" (кстати, 11 сентября - 40 лет военного переворота в Чили), однако они не могли быть хладнокровными к тому уровню варварского насилия, который военная хунта устроила не только, местным социалистам, но и всему чилийскому народу.
Интересным является то, что госпожа Нино Бурджанадзе активно использует в своей предвыборной кампании именно идеологию гражданского национализма, который является силой собирательной и объединительной в отличие от этнического национализма, успешно собирающего этносы и эффективно разваливающего полиэтнческие государства.
Кстати, лидер главной пророссийской политической партии "Свободная Грузия" (национал-консервативного толка) - Каха Кукава - будучи членом и руководителем комитета по правам человека при Сакребуло (местный орган самоуправления) города Тбилиси, выдвинул идею увековечить память первого Президента Грузии - Звиада Гамсахурдиа - переименованием "Тбилисского международного аэропорта" в "Аэропорт имени Звиада Гамсахурдиа".
Лидер "Республиканской Партии Грузии" Леван Бердзенишвили в интервью с Cергеем Глебовым вспоминает о состоянии грузинского диссидентского движения в семидесятые и восьмидесятые годы ХХ столетия и рассказывает о собственном пути от грузинского национализма к либерализму. Таким образом, Л.Бердзенишвили фактически противопоставляет эти два понятия, хотя многие из членов его политической партии являются типичными национал-либералами этнического толка (в частности, нынешний министр по вопросам интеграции известный правозащитник Паата Закареишвили, который является также учредителем Центра исследования национализма).
Особого внимания заслуживает религиозный национализм. Этноцентристские установки доминировали до последнего времени и в лоне Грузинской Православной Церкви. Исходящая с конца 19 века установка: "Язык, Отечество, Вера" или "Отечество, Язык, Вера", преподнесенная известным политическим и общественным деятелем Ильёй Чавчавадзе, убитым большевиками 12 сентября 1907 года, и возведённым Грузинской Православной Церковью в ранг святых, явно носила этнизированный характер. Несколько лет назад новую установку для нации преподнёс Каталикос-Патриарх Всея Грузии - Илья Второй - "Бог, Родина, Человек". Тем самым Бог у Илии Второго на первом месте, а в "Родине" слились "Отчизна" и "Язык". Важным является то, что появляется "Человек", что, несомненно, является попыткой гуманизации сознания нации и упорядочивание ментальной архитектуры гражданина.
Гражданский национализм является совокупностью одновременно нескольких проявлений национализма. Он системен. Он надэтничен и исходит именно из (весьма внутренне конфронтационной) полиэтнической системы проявлений национализма: экономического и духовного. В основе духовного лежит религиозное понимание гражданства - не только самого факта проживания человека, но и его духовного процветания (это хорошо описывается в работах известного грузинского теолога, Святого Григола Перадзе, сожженного в камерах Аушвица). Он не просто писал об этом. Он этим жил. Как описывает история, Григол Перадзе снял с себя крест и повесил его на шею молодого еврея - отца четверых детей - и был удушен нацистами в газовой камере: как еврей.
Интересен также национализм - региональный (провинциальный) и макрорегиональный. Например, в Абхазии региональный национализм - неприязнь к центру - характерен был не только отдельным негрузинским этническим группам, но и большей части населения, включая этнических грузин. Подобная ситуация и в других регионах Грузии. Таким образом, региональный национализм имеет и объединительную силу на уровне регионаЬ, и в его основе лежит, прежде всего, экономический национализм провинции.
Макрорегиональный национализм способен объединить в себе весь регион и также является собирательной силой, которая не в достаточной степени была использована для утверждения мира и стабильности на Кавказе.
Таким образом, когда мы говорим и пишем о проявлениях национализма в Грузии, должны учитывать их специфику. И каждый политик использует эти идеологические возможности по своему усмотрению. Не надо национализм делить на "здоровый" и "нездоровый". Он - в любом случае процесс мобилизации определенной группы для самообороны и развития. Мы можем говорить лишь об уровнях культуры развития этой способности. В одних случаях это "орудие" приносит людям пользу, а в случае его неверного употребления заканчивается трагическими последствиями.
Александр Русецкий, директор Кавказского института региональной безопасности (Статья подготовлена для международного интернет-журнала "Кругозор").