ЗАМЕТКИ ИЗ ОСАЖДЁННОЙ ГРУЗИИ
Владимир ВОЙНА"...Зачем России расчленение Грузии? Сталкивая друг с другом народы Кавказа, сея между ними вражду, подстрекая сепаратизм, Россия разжигает пожар, который сама же не сможет остановить, кототрый грозит ей потерей Кавказа, развалом страны…" Ответить мне было нечем.
В Тбилиси новый комфортабельный аэропорт встречает авиалайнеры, прибывающие со всех концов мира. Отовсюду, только не из России. Россия давно уже ведёт непрекращаемую войну против этой страны, заняла пятую часть грузинской территории, оцепила с севера войсками, постоянно устраивает на границе провокации, пытаясь в очередной раз спровоцировать военные действия, занять всю страну.
У грузин, имеющих паспорт РФ, есть возможность попасть домой через Ереван, Баку, Киев, Минск, Ригу или Стамбул. У иностранцев нет проблем вообще, им транзит из Москвы через эти города обеспечен, однако своеволие Москвы непредсказуемо. "Аэрофлот", скажем, так и не расплатился со мной за аннулированный билет Бостон-Лондон-Москва-Тбилиси, приобретенный за несколько недель до полного разрыва отношений, хотя обязан был это сделать. Но уж какое в России право… И на границе в аэропорту могут свободно подбросить в багаж какую-нибудь гадость. По только что появившемуся в "Комсомольской правде" сообщению, арестована и ждёт суда целая группа лиц, граждан РФ, обвиняемых в том, что они хотели самолётом "через Киев" вывезти на электронных носителях какие-то военные тайны, что они - завербованные грузинские шпионы, причём, сетями шпионажа их опутали в Украине…
Навестив в Москве детей и внуков, друзей, я обычно добираюсь до Тбилиси через Киев. На этот раз билеты на самолеты украинской компании "Аэросвiт" в Москве были проданы и пришлось лететь через Стамбул, турецкой авиалинией. Стоил билет столько же, зато позволил мне на пути сделать - бесплатно, на срок до 10 дней - отстановку в Стамбуле и побывать заодно в этом великом городе, некогда столице Восточной Римской империи. Провёл волшебные дни. Нет худа без добра, да и на границе в попытке шпионажа в пользу Украины или Грузии меня не заподозрили.
За полтора года, пока меня не было в Грузии, Тбилиси успел заметно похорошеть, несмотря на войну. В аэропорту, рядом с аэровокзалом, выросло лёгкое, элегантное здание железнодорожного вокзала: теперь легко добраться до центра специальной скоростной веткой. На проспекте Дж. Буша, ведущем до центра (он приобрёл название по случаю визита этого Президента в Грузию), появились интересные по архитектуре здания, да и стандартные блочные постройки советской эпохи обновили, приятно покрасили. Въезд в город претерпел метаморфозу. Сносят убогие домики на окраинах, на их месте вырастают привлекательные современные здания. Строительные краны повсюду. Правда, некоторые из сносимых ветхих домиков лучше бы пощадить, реконструировать, сохранив их неповторимый колорит. Говорят, хлопотно, экономически дорого. Невосстановимые утраты.
Другой мой любимый уголок - старый Мейдан. Там бережно воссоздан "восточный" колорит площади, обновлены фасады, витрины, вывески, возведены фонтаны и скульптуры, а главное, приведены в порядок старинные сернистые бани, включая ту самую знаменитую, где когда-то парился Пушкин (на ее затейливом фасаде воспроизведена восторженная оценка поэтом полученного в ней наслаждения). За углом, на ближайшей улице, в подвале чайхана, принадлежащая сыну моих друзей, где колорит персидский, кальяны, вкуснейший кофе.
А над площадью на холме - величественные стены крепости Нарикала. Недавно среди этих стен возвели новый храм, ставший еще одной "опорной точкой" в силуэте города. Правда, можно спорить, на месте ли он воздвигнут, не лучше бы было оставить пространство внутри Нарикалы незаполненным, как было недавно.
Неспешно гулять по Тбилиси - наслаждение. О тяготах военного времени ничто не напоминает, полно харчевен, баров, кафе-кондитерских с фантастическим выбором пирожных и тортов (кажется, нигде их так вкусно не готовят), всюду подвальчики, где можно заказать хинкали, хаши… Одни харчевни пустуют, другие переполнены: там кормят вкуснее всего. Цены в них скромные, по карману простому люду. Никогда еще на моей памяти - а я гощу в любимом городе давно и часто - он не был таким живописным, уютным, теплым, вкусным.
Центральные проспекты стали наряднее, обогатившись модными ресторанами и магазинами, а в переулках старого города обновлены скверики, со скамейками, тенью, фонтаном. Ни в одном городе СССР я не видел столько замечательных современных скульптур, как в Тбилиси, и их за последнее время, невзиря на временные трудности, лишь прибавилось.
В идеальное состояние приведены шедевры средневековой церковной архитектуры - и построены новые храмы, от скромных, небольших, затерявшихся в переулках старого города, по стилю не отличимых от древних, и до поистине замечательного нового сооружения, кафедрального собора, храма Св. Троицы в Авлабаре, который отличается размером, строгими пропорциями, и парит над городом. Подсвеченный в ночные часы, он доминирует в его силуэте.
А по другую сторону Куры, на горе Мтацминда, переливается огнями телебашня. Я давно не видел Эйфелеву башню в Париже, но, кажется, тбилисская в ночные часы ей теперь подстать по эффекту освещения. К ней, к ресторану на горе у её подножья, уникальной площадке для обозрения города, поднимается отремонтированный фуникулёр. Он обогащён новыми симпатичными станциями.
На этой горе, в Пантеоне великих людей Грузии, покоится прах двух героев борьбы против коммунистической диктатуры, соратников, самых близких друзей -- Звиада Гамсахурдиа и Мераба Костава. Они похоронены рядом -- после того, как тело основателя новой грузинской государственности, первого президента было найдено в Грозном и перезахоронено на Мтацминда. Справедливость восстановлена? Но Мерабу Костава воздвигнут памятник в центре, его именем названа улица (бывшая Ленина). Звиаду Гамсахурдиа памятник не поставили, а названную было в его честь набережную (бывшую Сталина) странным образом переименовали в набережную Гейдара Алиева. Этих двух выдающихся людей их враги сталкивали при жизни, да и сегодня по сути противоставляют. Безоговорочного признания сделанного первым президентом не состоялось, страсти не утихли.
Но обвинять правительство Грузии в полном отстутствии демократии было бы несправедливо. Всё познается в сравнении. По сравнению с Россией, где проявлено столько усердия в разоблачении "антинародного режима Саакашвили" (хотя в России даже одиночный голос протеста жестоко подавляется, а "больше двух" и вовсе нельзя собираться), Грузию отличает "разгул земократии". Во всю действует антиправительственное телевидение, а митинг на проспекте Руставели не пресекался, с апреля он принял перманентный характер. Движение транспорта по центральной магистрали города демонстранты сорвали, они попыталась создать ситуацию хаоса.
Я застал на Руставели у парламента в июле отголоски этого противостояния, несколько макетов, имитирующих тюремные камеры, лозунги с требованием отставки президента и правительства. Но страсти уже улеглись, митингующие разошлись, "камеры" опустели. Рядом лениво играли в нарды и домино люди в майках, несколько оставшихся дежурных. Спустя несколько дней и они ушли, разобрав макеты. Движение возобновилось.
Вообще же в городе царит полное спокойствие, и едва ли можно ожидать новых массовых акций протеста. На то, чтобы свергнуть президента (такова цель оппозиции), явно не хватило сил. Ей придется дожидаться новых выборов, выставив единого сильного кандидата, которого поддержит народ. Такого пока нет. Оппозицию возглавляют люди, занимавшие высокие посты в парламенте и в правительстве, близкие соратники президента Михаила Саакашвили. В силу разногласий, он с ними распрощался, кто-то сам подал в отставку. Но кто справится с управлением лучше, кто докажет, что "из другого теста"? Многие мои друзья безоговорочно поддерживают оппозицию, другие предпочитают поддерживать президента. У меня лично нет своей позиции, а если бы я её и имел, то не стал бы высказывать: не хочу быть "перстом указующим". Просто изложу по возможности объективно позиции сторон.
Резкое осуждение власти я слышал от многих, включая случайных собеседников, разгневанных пассажиров в автобусе, водителя такси. Пенсии крошечные, зарплаты неудовлетворительные, безработица душит, многие вынуждены искать работу за пределами страны (уехала, говорят, чуть не треть населения!). Я ездил в Марнеули, это час езды от столицы: там - полная нищета. Многим не по душе стиль политической жизни страны, импульсивные, волюнтаристские, как считают, решения власти, не объясняемые и не обсуждаемые кадровые перестановки. Самоуправные чиновники способны отобрать квартиру, ни за что "засадить", независимый суд отсутствует. Страну распродают иностранному капиталу, истинная свобода слова отсутствует. Царит показуха, строятся любимые президентом фонтаны, которыми не восполнить зияющие дыры в экономике…
Приверженцы же президента подчеркивают достижения власти (некоторые из этих успехов не отрицают и оппозиционеры). Наведен порядок в борьбе с преступностью: сидят "воры в законе", люди перестали бояться насилия, исчез страх. Полиция навела порядок на улицах, на дорогах, не берет взятки, ведет себя образцово, ее уважают. (В России милицию народ боится гораздо больше, чем преступников). Коррупция в обыденной жизни перестала быть нормой.
И выросла обороноспособность страны. Армия выглядит образцово, воинская служба популярна и престижна, хорошо оплачивается, в казармах нет унижения, солдатского бесправия. В Грузии действует критически настроенная печать, есть популярное оппозиционное телевидение. Нет настоящей оппозиции в парламенте, но нет и циничной "вертикали власти", деспотии путинского типа. (Всё ведь познается в сравнении).
Оппозиция, говорят сторонники режима, добивается изменения политической структуры и установления режима парламентской республики, с обилием партий, борьбой между ними -- и "слабым" президентом. Но годится ли постоянная смена правительств в отсутствие сильного лидера нации в сегодняшней Грузии, когда постоянно ждешь новой агрессии с севера? Какая власть ни есть, "коней на переправе не меняют". Да и фонтаны, радость праздника тоже нужна, не только хлеб насущный. Споры идут по любому поводу. Главное, прав ли был Михаил Саакашвили, дав себя вовлечь в конфликт в августе прощлого года? Не ухудшил ли он резкостью своей реакции на провокации Москвы шансы на возвращение грузинских земель? Говорят и об этом. Споры - свидетельство здоровья нации, а не её болезни.
Но общественное мнение Запада ставит ему в вину, что уже третий по счету избранный президент находится в конфликте с народом, стоит перед угрозой насильственного свержения. Если так, то соответствует ли Грузия Западным критериям демократии, достаточно ли устойчивы её политические институты для принятия в НАТО?
Полтора года назад известный журналист Нугзар Рухадзе, редактор нового еженедельника на английском языке Georgian Journal, мой давний знакомый, предложил мне вести в его газете колонку: "Наш человек в Бостоне.Взгляд из Америки". Договорились, что темы могут быть любыми: политическими, экономическими, культурными и выбирать их буду я сам. Но в основном - отношения Грузии с внешним миром, его реакция на события в стране. Писать на английском. Московский официоз лжив, враждебен, страна учит английский.
Число присланных из Бостона и опубликованных в еженедельнике моих материалов перевалило за сотню.
Нынешним летом я узнал, что мою кандидатуру выдвинули на премию "Золотое перо", которую Международная ассоциация журналистов Грузии уже десять лет присуждает поэтам, писателям, журналистам эфира и печатной прессы, учёным, режиссёрам театра. В нынешнем году награду (позолоченное перо птицы) получили 12 лауреатов, в том числе легендарный режиссёр Роберт Стуруа. Церемония вручения происходила на сцене возглавляемого им Театра им. Шота Руставели. Вручили награду нескольким журналистам, снискавшим популярность резкими оппозиционными выступлениями. Премия не "государственная", напротив, и в зале присутствовала вместо официоза интеллекуальная элита. До меня (хотя я её получал как американский журналист) "Золото перо" вручили известному московскому фотожурналисту Юрию Росту. Это я к тому, что враждебное чувство к России в Грузии отсутствует, люди, как всегда, боготворят русскую культуру, искусство, духовную традицию. Заговорив на улице, в общественном месте на родном языке, я ни разу не встретил неприветливого взгляда, грубости: люди неизменно приветливы. Какой контраст со всеобщей враждебностью, ненавистью по отношению к Грузии в Москве. Ею отличается не только толпа, но и почти поголовно интеллигенция.
"За что, - спрашивали меня многие люди, - за что в России сегодня нас, грузин, так ненавидят? Что мы плохого сделали? Виноваты, что хотим жить независимо? Почему Россия отказала нам в дружбе, в том, чтобы мы совместно с ней защищали интересы и ценности христианской цивилизации, противостояли грозящему России и всему остальному миру воинствующему исламу? Зачем России расчленение Грузии? Сталкивая друг с другом народы Кавказа, сея между ними вражду, подстрекая сепаратизм, Россия разжигает пожар, который сама же не сможет остановить, кототрый грозит ей потерей Кавказа, развалом страны…"
Ответить мне было нечем.
Хочу призвать читателей не бояться путешествовать в Грузию, не верить тем, кто утверждает, что там неспокойно, опасно. Чепуха! Нет-нет, вас там встретят как желанных гостей и обласкают, и за ваши туристские доллары, такие нужные этой стране, угостят уникальней кухней и лучшим в мире вином, комфортом, богатствами архитектуры, дивной природой, близкой сердцу культурой, театром, музыкой… за цены, доступные туристу со скромными средствами.
Билет на балетый спектакль (я сидел в первом ряду Оперы) с участием прославленной балерины Нино Ананиашвили обошёлся мне в сумму, которую в Америке стоит посещение кинотеатра. Гастрономические наслаждения по крайней мере в три раза дешевле американских и впятеро (!) - московских. Такси? "Почти бесплатные", сравнительно с США. В отличном пансионате, близко от турецкой границы, в прошлый свой приезд я платил так мало, что никто не поверит. В самой Турции, славящейся дешевизной, таких цен вовсе нет.
Друзья сказали, что кинорежиссер Отар Иоселиани, живущий в Париже и владеющий там киностудией, приезжает на родину лечить зубы. На Западе услуги дантистов дороги. Почему не попробовать? Мне сделали съёмный протез - в
12 раз дешевле, чем обощелся бы он мне в самой скромной бостонской клинике, где практикуют студенты (и где он "тянет" 2.000 долл.). Это - пластмасса, а металлокерамика в Америке стоит целого состояния. В Грузии тоже не даром, но дешевле, чем… вставить пломбу в Бостоне. А именно: 65 долл. Я успел за полторы недели пребывания обзавестись и металлокерамичекими зубами (роскошью, о которой в Бостоне и не мечтал), и нижним протезом. И вполне оценил мудрость Иоселиани.
Пройдите бесплатную консультацию у дантиста и узнайте, во что вам в США забоврачебная помощь обойдется, потом эту сумму разделите пополам. Половину этой суммы (если не больше, зависит от серьезности положения с зубами) вы способны сэкономить, слетав в Тбилиси, пожив там в хорошей гостинице (завтраки, встречи и проводы машиной), получив все земные удовольствия -- и получив помощь классного дантиста. Это, повторяю, минимум. Вышлите по Интернету заключение американского дантиста, и тбилисский врач Нино Рамишвили оценит стоимость работы, укажет сроки выполнения, минимально короткий срок: nino.ramishvili61@gmail.com . О гостинице и прочем сообщу по адресу vvoina@gmail.com .
Это мой личный способ экономической помощи Грузии. Есть другие идеи ?
Сообщите, подумаем.
Бон вояж!