Бостонский КругозорВЫЖИВАНИЕ ПЛАНЕТЫ

Homo sapiens вырождаются как вид, - считают ученые-фантасты

"...Вырождение шло полным ходом. Верхние конечности, незнакомые с орудиями труда, стали слабенькими, а нижние от малоподвижной жизни превратились в тумбы. Зубы от мягкой пищи атрофировались. Неупражняемый мозг постепенно разгладился и сохранил лишь элементарные животные инстинкты. Они разучи-лись говорить - им нечем было обмениваться..."

Из научно-фантастической повести 60-х годов XX века Е. Войскунского и И. Лукодьянова "Формула невозможного":

"… некогда на этой планете существовала высокоразвитая цивилизация. Думаю, много тысячелетий тому назад. Предки этих идиотов были деятельными и разумными существами. Но, видимо, бурное развитие техники пришло в столкновение с социальными формами жизни и приняло уродливый характер. Самоуверенная правящая верхушка решила, что настало время обеспечить сытую и беззаботную жизнь для избранных. Лишние, ненужные производители были истреблены. Да, истреблены каким-то мощным оружием. И заменены роботами. Тогда-то и был построен Центр, на который полностью возложили все заботы о жизни и развлечениях. В огороженной жилой зоне с мягким искусственным климатом, с гарантированной синтетической пищей пошла праздная жизнь. Возможно, первое время за "мозгам" следили программисты, от них остался запас бланков перфокарт. Но машина была совершенной, она непрерывно самосовершенствовалась, и программисты от безделья выродились... может, немного позже остальных... Поколения сменялись поколениями, и потомки, лишенные радости труда и творчества, стали вырождаться. Их постройки за пределами зоны разрушились и были поглощены джунглями. Помните, в начале похода мы видели полуразрушенное сооружение? Должно быть, их много на планете… 

Вырождение шло полным ходом. Верхние конечности,  незнакомые с   орудиями   труда,   стали  слабенькими, а нижние от малоподвижной жизни превратились в тумбы. Зубы  от мягкой пищи атрофировались. Неупражняемый мозг постепенно разгладился и сохранил лишь элементарные животные  инстинкты.  Они разучи-лись говорить - им нечем было обмениваться. Кстати...

Мне почему-то кажется…, что эти странные звуки перекатываемых банок - речь их предков. А? В памяти Центра сохранилась ее запись, и когда Центр услышал нашу речь, он, естественно, попытался перевести ее на свой язык. Вернее, на язык своих создателей. Вы не находите? Эту речь никто из тихих идиотов уже не пони-мает, но...

Кстати, о крови, - продолжал он. - Они холоднокровные.    Вырождаясь,    они все больше и все быстрее приближаются к ящерам, от которых, вероятно, некогда произошли. В этом смысле, дорогой мой Алеша, показателен хвост. Рудиментарные нижние позвонки  у них превращаются в хвостик. Мне удалось прощупать у одного детеныша целых семь позвонков, а у Севастьяна в хвосте - шесть. Понимаете? Им предстоит сделаться длиннохвостыми ящерами, и, возможно, настанет время, когда они опустятся на четвереньки. Ужасный, чудовищный регресс...

- Теперь о колесе. Это дьявольский замысел… Вы сами видели, они откладывают яйца. Роботы подбирают их и, видимо, уносят в какой-то инкубатор. Когда юное поколение подрастает и начинает пользоваться кормушками, тогда появляются лишние рты - и учащаются несчастные случаи на колесе. Вы правы, это запрограммировано... Центр ведет точный счет населения и уничтожает лишних... И все же они каждый день лезут кататься. Создатели колеса позаботились о минимуме острых ощущений - чтобы эти жалкие существа не теряли интереса к жизни. Элемент опасности, риска - как некий стимулятор жизни. Понимаете?...".

"- Там люди сидят, - сдавленным шепотом сказал Новиков. - Как у нас в парках... Бред какой-то... Они вышли на большую поляну и остановились, пораженные. Крутилось аттракционное колесо с подвесными креслами, в креслах сидели бледно-серые существа, похожие на людей... И в то же время непохожие. Вокруг колеса бродили и лежали на траве такие же существа - видно, ждали своей очереди. Они не носили одежды. У них были непропорционально маленькие головы, длинная шея переходила в туловище, расширяющееся книзу, руки-коротышки едва доходили до живота, я ноги были толстые, массивные, как тумбы. Чем-то эти существа напоминали кенгуру.

Они молчали. Ни выкрика, ни смеха, ни обрывка разговора. В полной тишине существа крутились на колесе, то взмывая на пятидесятиметровую высоту, то проносясь над густой травой, - а другие молча ждали своей очереди. Так вот они, повелители роботов, разумные существа чужого мира, носители Иной Цивилизации! Впервые, впервые вас отыскали в безбрежном Космосе люди Земли. Братья по Разуму! Долго мечтали мы, люди Земли, о Великом Контакте - и вот он настал, исторический миг... Воодушевление победило естественную осторожность. Разведчики пошли к Братьям по Разуму, протягивая им дружественно руки. - Дорогие "товарищи! - закричал Новиков, сияя от счастья. - Дорогие друзья!    Вы не понимаете   нашего языка, но это ничего! Мы обязательно поймем друг друга... Братья по Разуму вели себя странно. Они не обратили на разведчиков никакого внимания. Кое-кто из них, правда, оглянулся на голос, но тут же, скользнув взглядом, отвернулся. Улыбки погасли на лицах разведчиков. Новиков встал на пути одного существа, которое брело вокруг колеса, и знаками показал, что хотел бы с ним поговорить. Существо равнодушно взглянуло ускользающими узкими глазками и медленно свернуло в сторону. Оторопь взяла Новикова: таким холодным взглядом могла бы посмотреть лягушка…

Очень интересно: у них на черепе третий глаз. Действительно, на голой макушке была небольшая прорезь, полуприкрытая пленкой. Вот пленка дернулась, открылся водянистый глаз, затем он снова задернулся. Новиков испытал гадливое чувство. - Очень интересно, - повторил Резницкий. - Третий, теменной глаз был когда-то у панцирноголовых земноводных. Он и  теперь остался у некоторых осетровых рыб, сомов, ящериц... - У ящериц? - усомнился Новиков. - Да, у ящериц. Только у них теменной глаз закрыт кожей. Но устроен он, как обычный, соединяется с мозгом непарным нервом.    У некоторых    ящериц он даже воспринимает различие в освещении.

- Что-то они мне не особенно нравятся,   эти здешние, - сказал Новиков. - Непохоже, что они управляют роботами. Может, наоборот? - Ну, бросьте. - А чего? Описал же Свифт страну, где лошади управляют людьми...".

Хорошо жить в раю! Вот идиоты вроде Севастьяна (потомки элиты - правящей верхушки) и живут в защищенной гравитацией райской роще, где нет никаких проблем (все вопросы за них решает Центр), а кормушки исправно кормят обитателей Эдема. Несчастные случаи в раю, как и выдача пищи, запрограммированы: "… Они запрограммированы так же строго, как выдача пищи. Для того, чтобы регулировать количество населения. Учет ведется по счетчикам кормушек, и если появляются лишние рты…".

Это напоминает и Остров Дураков в романе "Незнайка на Луне" Николая Носова, где бездомных лунных коротышек постепенно превращают в идиотов. Это произведение Носова вообще полно аналогий с современным капитализмом: сращивание олигархии и власти; спекуляция и махинации, исполнение полицией воли капиталистов; полная монополизация бизнеса; лже-банкротство "Общества гигантских растений"; предложение Дубса о найме киллеров против Жулио и Миги; продажа товаров олигарха Спрутса в газетах, принадлежащих Спрутсу (в частности "Давилонские юморески"); манипуляция массовым сознанием посредством СМИ и др.

Научно доказано, что скуловая дуга у современных людей - наследие зверозубых ящеров, а, значит, человек происходит и от ящеров.

Ученые проанализировали 6280 генов, которые присутствуют у человека, шимпанзе и макаки. Оказалось, что у 575 человеческих генов, многие из которых были связаны с работой мозга и, что более удивительно, питанием, промоутеры имеют сильные отличия от своих аналогов у обезьян. Промоутеры - это молчащие гены, которые при благоприятных условиях выполняют регулятивную функцию, то есть руководят работой других генов. Промоутеры при необходимости вырабатывают белки, которые в свою очередь влияют на работу других генов. Это ученые посчитали признаком положительного эволюционного отбора, который помог нам стать теми, кто мы есть. Интересно, что участки ДНК, которые сильнее всего отличают обезьяну от человека, связаны с работой мозга и с питанием. Более 100 генов из 575 отличных участков связаны с метаболизмом углеводов, а особенно глюкозы. Ученые полагают, что некогда энергию для развития мозга человек получил благодаря изменениям в рационе - переходу от фруктов к клубням и корням.

Ричард Ленски, биолог из университета штата Мичиган, считает, что Чарльз Дарвин на самом деле был не прав в некоторых аспектах эволюции. Исследователь смог доказать, что в некоторых случаях процесс эволюции мы можем наблюдать даже сейчас. Вопросом для Ленски в рамках данного исследования стало утверждение Чарльза Дарвина в своем труде "Происхождение видов" о том, что эволюция - это чрезвычайно медлительный процесс, требующий огромного количества времени даже в случае отдельно взятых изменений конкретного вида, которым они подвергаются из поколения в поколение. Ленски определил, что процесс эволюции на самом деле можно наблюдать и происходит он в течение десятилетий, а никак не в течение столетий и тысячелетий. К такому выводу биолог пришел после 26-летнего эксперимента по наблюдению за развитием бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Совершенно ясной вещью в исследовании является то, что морозильные установки, которые применялись для проведения этого эксперимента и наблюдения, работают как своеобразные машины времени, позволяющие ученым взглянуть на процесс эволюции своими собственными глазами. Ленски утверждает, что за 26 лет исследования стал свидетелем рождения и гибели более 59 тысяч поколений бактерий кишечной палочки. Один из самых долгих научных экспериментов по изучению процессов эволюции начался в далеком 1988 году.

Ученый отмечает, что за прошедшее время культуры бактерий увеличились в размерах почти вдвое и показывают более быстрый процесс мутации, чем раньше. Помимо этого микроорганизмы научились более эффективно использовать глюкозу, которая находилась в их среде роста. Интересным здесь является еще и то, что одно из двенадцати отдельно взятых поколений бактерий образовало, как говорит сам Ленски, новый вид бактерии, способный питаться и существовать в среде, состоящей из производного элемента лимонной кислоты, цитрата, который ученый добавил в растущую бактериальную среду. Как правило, кишечные палочки не могут жить в подобной среде, но отдельно взятая культура, к удивлению ученого, смогла к этому приспособиться. Выступая на презентации Time Travel in Experimental Evolution, проходившей в Музее минералогии и геологии при Гарвардском университете, Ленски также заявил, что нынешнее поколение бактерий кишечной палочки показывают почти 80 процентов более быстрый рост, по сравнению с теми поколениями бактерий, с которыми ученый начал свою работу 26 лет тому назад. "Я называю это исследование экспериментом потому, что бактерии, которые я изучаю, продолжают вести себя невероятно интересно для науки. Я надеюсь, что этот эксперимент продолжится и после меня", - делится ученый. Исследования подобные этому очень важны, так как именно они могут содержать необходимые зацепки для ответов на вопросы о том, как произошли различные живые виды на нашей планете, а также о том, как из "простого" получилось "сложное".

Постепенно сложные вопросы мироздания решаются, но что их решение даст человечеству, кроме манипуляций научными данными для получения одними людьми колоссальных преимуществ перед другими. А в конечном итоге вырождение всего вида Homo sapiens, что и доказывают ученые-фантасты.