А ЧТО ЗАВТРА?
Аврум ТАРАНТУЛНа мой взгляд, сегодняшний еврейский мир расколот по линиям "Израиль-галут" и "сионизм-антисионизм". И как произойдет преодоление раскола: массовой ли алией, ассимиляцией ли галута или (хас вэ-халила!) ликвидацией Государства, мне кажется, станет ясно в ближайшую пару-тройку десятилетий. Не позднее.
А уж когда она рухнула вместе с этим государством, и я в одну ночь, не вставая с постели, перелетел, как в сказке, в совершенно другое государство, под руку иной власти, о которых никогда бы и не помышлял, не оставалось ничего другого, как задуматься о своем месте в этом мире. Месте, в прямом смысле, географическом. И я выбрал Эрец Исраэль. Единственное место на Земле, где власть осуществляется Государством, задуманным как Еврейское.
Нашему еврейскому роду (этносу) от Авину Авраама-Аиври около четырех тысяч лет. Нашему еврейскому народу, выпеченному в сорокалетних блужданиях по пеклу Синайской пустыни и завоевавшему Эрец Исраэль, около трех тысяч трехсот. Примерно 3040 лет назад наши предки созрели до понимания необходимости государственной власти и получили царя Шауля.
Но по прошествии Золотого века, когда при царях Давиде и Шломо Еврейское Царство достигло апогея, распри многочисленных отпрысков правящей династии впервые привели страну к разрушительной формуле "Два государства для двух народов", и Израилевы колена разделились на два царства: Иудею и Израиль с раздельными столицами Иерусалимом и Шомроном, с раздельными Храмами…
Между братскими еврейскими государствами начались непрерывные войны, часть их - по религиозным поводам. Древняя еврейская история, записанная иудейскими летописцами и донесенная до нас хрониками ТАНАХа, рассказывает, как Израильское царство погрязло в грехе, как в Бейт-Эле отправляли культ Золотого тельца… Альтернативных источников мы не имеем, ибо нечестивое, по свидетельству иудеев, Израильское царство бесславно и почти бесследно погибло под ударами ассирийцев. Шомрон был безжалостно разрушен, а десять Колен Израилевых, составлявших население царства, уведены в плен, в Ассирию. Это произошло 2833 г. назад. Через 135 лет такая же участь постигла и Иудейское царство, павшее под ударами Вавилона. Иерусалим и Первый, соломонов, Храм были разрушены.
Но уже через полвека из Вавилона, в свою очередь завоеванного и разрушенного персами, потянулись потоки алии первых сионистов. Они, получив право на возвращение от персидских царей (в результате известных интриг еврейки, царицы Адасы-Эстер и ее родственника Мордехая), под руководством Шешбацара, Эзры и Нэхэмии возвращались к Сиону для восстановления Храма и Иерусалима. И эта цель была ими достигнута. Евреи вновь расселились на Земле Обетованной под властью своего, хотя и вассального (от Персии, Греции, Сирии, Рима) Государства. В основном, оно было теократией первосвященников, которая, в конце концов, обессилела под гнетом сирийцев, подавлявших основу еврейской самоидентификации - культ Единственного. Но восстание Маккаби (165-141 гг до н.э.) свергло сирийский гнет, и правителем освобожденной Иудеи провозгласили Шимона Хашмонаи, с титулами и первосвященника, и царя. Новая, хашмонайская династия правила до 37 г. до н.э. А затем, еще век с небольшим в Иудее правила вассальная Риму династия, основанная Иродом Великим.
В 66-70 гг. разразилось антиримское восстание, названное Иудейской войной, жестоко подавленное императорами Веспасианом и Титом. Иерусалим был разрушен, сожжен и даже распахан. Большинство жителей Иудеи уведены в плен и впоследствии рассеяны на пространстве от Иберии до Аравии и от Северной Африки до Галлии.
Еврейская государственность, просуществовавшая около 1000 лет, прервалась почти на 19 веков, до 1948 г.
Таким образом, нет ничего удивительного, что в нашем народе, прожившем в чужих стенах три четверти жизни своей, нет пиетета к государственной власти, ибо по большинству это была чужая власть. Да и на сегодняшний день более половины евреев продолжает жить под чужими крышами. И феномен наличия в мире уже более 60 лет собственно, Еврейского Государства неадекватно слабо отражен в психологии современного еврейства. Хотя, действительно, можно ли за шесть-шесть с половиной десятилетий полностью преодолеть почти двухтысячелетние наслоения исторической памяти, в которой государство, это - нечто от них, гоев, нечто, априори, враждебное, то, что приносит одни лишь "цурес"? Государство, выступающее исключительно, как орган насилия, к выживанию в условиях которого учили (и, надо сказать, достаточно успешно!) мудрецы.
Нам удалось избежать мохаммеданской ассимиляции в период Великой Дружбы Народов на просторах Халифатов (хотя грех периодического впадания в мохаммеданское язычество, ох, как висит на многих тогдашних мудрецах!). Это позволило сохраниться нам и от полного уничтожения в кровавой катавасии, затеянной Инквизицией…
Особо вопрос о выживании евреев, как народа обострился в 19-м веке, когда европейское еврейство подверглось активной ассимиляции, носившей как насильственный характер в России и Австро-Венгрии, так и добровольный, через систему Аскалы, в той же Австро-Венгрии и Германии, Франции.
И отсюда возникший в новые времена характерный для евреев психологический разлом, особо распространенный среди людей образованных, в первую очередь, гуманитариев: государство - чужеродная мерзость, но мы, евреи - лояльные его граждане, зачастую, наилояльнейшие, и должны активно участвовать в гражданской жизни, а если она потребует государственных перемен, то - в авангарде! Ломать, так ломать! Строить, так строить! - Главное, со всеми, в первых рядах! И ломают и строят… А конец, всегда - как в той в антисоветской похабной частушке: "…Хочешь сей, а хочешь - куй! Все равно, получишь… !"
Ну вот, не признают "титульные" еврейских заслуг, свои у них традиции, юдофобские, и им тоже не меньше двадцати веков!
От привычного неприятия государств галутными евреями происходит и распространенное недоверие галута к Израилю: он, мол, еще не доказал нам свою способность быть Государством. Смотрите, что там творится! Ни границ, ни Конституции! Законодательство лоскутное: от султанских фирманов до законов Кнессета. И не все соответствует стандартам прогрессивного человечества! Перманентное военное положение, да как вообще можно так жить? Так жить нельзя! То ли дело, у нас в Штатах - двести с лишним лет торжества закона, плюрализм и гуманизм! Или в России - хоть уже и не пролетарский, но интернационализм! А в Израиле, надо же, в открытую действуют националисты! Да какие? - Еврейские! Не признающие идей ни Ф.М. Достоевского, ни М.Л. Кинга!
И кто его знает, этот Израиль - сегодня он есть, а завтра? Ну и что, отбивал пока, худо-бедно атаки арабов, но, сколько веревочке не виться, говорит наша народная мудрость (наша - в смысле гражданства!)…
Нет уж, пусть там, в Израиле, говорят - и жизнь хороша, и жить хорошо, а в нашей буче - и того лучше!
…Но есть варианты похуже. Это когда израильтяне, урожденные израильтянами даже, начинают подходить к своему Государству с чужеземными мерками, отрицая его суверенность. Не могу сказать, чтобы таковых было большинство, меньшинство безусловное, но вооруженное, крикливое и поддерживаемое галутом. Галутом, по сути своей, преимущественно, антисионистским, ибо нет в наше время силы, которая запирала бы галутных евреев в стенах гойских городов.
Призыв "Отпусти народ мой!" сработал почти четверть века назад, и все ворота галутов сегодня распахнуты для исхода евреев. И ничто, кроме антисионизма не удерживает их в гойских стенах. Отдельные, правда, взбираются на стены и в подзорные трубы созерцают далекий Израиль и ощущают внутри себя тепло полного с нами единения. Но нам от такой платонической любви обычно не тепло и не холодно. Ибо, на практике, их жизнь, это жизнь их государств, в потоках по руслам, прорытым "титульными" или большинствами. Потоками, которые несут отнюдь не целительные и кошерные напитки, нужные евреям.
На мой взгляд, сегодняшний еврейский мир расколот по линиям "Израиль-галут" и "сионизм-антисионизм". И как произойдет преодоление раскола: массовой ли алией, ассимиляцией ли галута или (хас вэ-халила!) ликвидацией Государства, мне кажется, станет ясно в ближайшую пару-тройку десятилетий. Не позднее.