НАШИ БУДНИ
Иегуда ЕРУШАЛМИ...Начну с арабов. Хорошо зная ментальность мохаммедан, ибо, как-никак доживаю в контактах с ними уже седьмой десяток, не хочу видеть их в подразделениях еврейской армии с оружием в руках. Ибо такая ситуация по-русски называется "пустить козла в огород". Арабы с трудом осваивают техники и технологии индустриального и постиндустриального производств, но легко справляются с примитивными в управлении современными средствами массовой коммуникации и обращением с оружием. Не хочу, чтобы мы своими руками вооружали пятую колонну, неминуемо ударящую в спину! С моей точки зрения, государство должно проводить целенаправленную политику, создающую в их умах и душах идею "Надо ехать!" и вектор - в арабские страны. Это тем более актуально в период организованной из Овального кабинета арабской смуты, которая неизвестно, сколько продлится, но, безусловно, приведет к усилению арабской юдофобии и антиизраилизма.
И все вернулось на круги своя: сплетни о близких выборах, закулисные интриги по отторжению от Кадимы и использованию для трансплантации в социально близкие партии более-менее живучих разнородных ее кусков … Партийная жизнь, одним словом. Вернее - антипартийная возня. Хотя, как считают некоторые товарищи, лучшей системой управления государством является парламентская, а она компонуется из партий и фракций. Нет ничего идеального в мире!
Из-за панического бегства из коалиции растерзанной Кадимы образовалась юридическая дыра вместо дурного закона, но, все-таки, закона Таля, приговоренного к смерти с 1 августа. Вся политическая борьба последних двух-двух с половиной месяцев, кипевшая вокруг него под двумя основными лозунгами: по-солдатски четким - "В армии должны служить все!" и по-чиновничьи подспудным - "Заменим закон Таля аналогичным и ничего не меняющим" закончилась пшиком. И думаю, что это не так уж плохо, ибо эти лозунги слишком экстремистские, чтобы служить эскизами закона.
Первый из них, в переводе на нормальный язык, имевший три значения: "Ортодоксы должны служить в армии", "Арабы должны служить в армии" и "Арабы и ортодоксы должны служить в армии" отражал точку зрения светского Израиля, несущего, пока что, большую часть бремени защиты Родины. Но как и любой популистский лозунг, он приобрел совершенно четкую политическую окраску - левую, в данном случае, сохранив лишь первое значение, оставив арабов за скобками и принципиально игнорируя как левых отказников, косящих от службы по "идейному" нежеланию служить в "оккупационной" армии, так и ортодоксов - религиозных сионистов ("вязаных кип"), все более завоевывающих реальный вес в вооруженных силах, практически сравнявшийся с уровнем светских воинов.
Второй же - чисто политиканский, рассчитанный на поддержку религиозного электората, стройными рядами голосующего согласно указаниям соответствующего рава. Кому охота ссориться с таким электоратом, когда до выборов, остается, максимум, месяцев 15. А, ведь, есть прогнозы, что всего полгода!
Короче, закон Таля умер, да здравствует Закон! Старый, по которому все граждане определенного возраста и состояния здоровья обязаны отслужить в народной Армии ЦАХАЛе до трех лет.
Вообще-то говоря, я сейчас это пишу, но не уверен, что за оставшуюся до конца месяца пару дней вырвавшийся из теснин на простор Биби, на голодный желудок поста 9 ава, не придумает какую-то хитроумную комбину, импровизацию, которая, как говорил мой давний начальник, "погонит зайца дальше". Тот, тайный майский блуд с Кадимой - примером.
Выскажу, все-таки, свое скромное мнение рядового избирателя по теме. С одной стороны, я сочувственно отношусь к претензиям групп, требующих выравнивания обязанностей граждан по несению воинской службы. К разным "фраерам". Но вместе с тем прекрасно понимаю, что не нужны сегодняшней армии ни "харедим" (неправильно, и полагаю, преднамеренно неправильно, в атеистической ненависти называемые прогрессивной прессой "ортодоксами" - понятием гораздо более широким и включающем в себя, в частности, религиозных сионистов), ни, тем более арабы.
Начну с арабов. Хорошо зная ментальность мохаммедан, ибо, как-никак доживаю в контактах с ними уже седьмой десяток, не хочу видеть их в подразделениях еврейской армии с оружием в руках. Ибо такая ситуация по-русски называется "пустить козла в огород". Арабы с трудом осваивают техники и технологии индустриального и постиндустриального производств, но легко справляются с примитивными в управлении современными средствами массовой коммуникации и обращением с оружием. Не хочу, чтобы мы своими руками вооружали пятую колонну, неминуемо ударящую в спину! С моей точки зрения, государство должно проводить целенаправленную политику, создающую в их умах и душах идею "Надо ехать!" и вектор - в арабские страны. Это тем более актуально в период организованной из Овального кабинета арабской смуты, которая неизвестно, сколько продлится, но, безусловно, приведет к усилению арабской юдофобии и антиизраилизма.
А насчет способов генерации идеи "Надо ехать!" тоже знаю не понаслышке, сам через это проходил пару десятков лет назад. В частности, имея заключение комиссии Леви о том, что Израиль не является оккупантом Иудеи и Самарии и не может таковым быть в принципе, израильское руководство должно усиленно застраивать и заселять эти наши земли, а от владельцев частных земель потребовать в течение относительно короткого срока предъявления на них документов. И, рассмотрев бумаги профессионально, критически и по сути, и установив их юридическую достоверность, зарегистрировать земли за хозяевами. Голь на выдумки хитра, а техника ныне продвинута. Нарисовать можно все, что угодно: хоть диплом, хоть метрику, хоть купчую…
Но пока суд, да дело, необходимо принудить арабов к несению альтернативной службы государству в течение срока, соразмерного со сроком воинской службы. Или, как предлагают некоторые, обложить на определенный период повышенной ставкой налогов. Ведь, именно арабский сектор получает от Службы Национального страхования (Битуах Леуми) пособий в 20 раз больше, чем платит туда взносов (http://izrus.co.il/obshina/article/2012-07-09/18407.html)! Возможно, кстати, что и такая мера послужит арабам толчком к идее "Надо ехать!".
Теперь о харедим. Приговоренный к смерти закон Таля, был, по идее, направлен, прежде всего, на вовлечение учащихся ешив в жизнь общества и государства. Армейская служба представлялась первой ступенью этого действия. Хотели, как лучше… А получилось - за десятилетие действия закона, в армии отслужили несколько тысяч харедим призывного возраста - капля в море.
Дело в том, что ядром закона была отсрочка ешиботникам от армии до 23 лет. А затем ешиботник мог решить на выбор: идти ли ему в армию, работать ли или продолжить изучение Торы. Естественно, большинство, подавляющее большинство предпочитает изучать Тору. Если же редкий ешиботник долетает до ЦАХАЛа, то служба его (совмещенная с продолжением изучения Торы) обставлена массой условий и требований. К тому времени он, как правило, женат и имеет нескольких детей, а это - детские пособия, выплачиваемые из бюджета армии. Строжайший кашрут, превосходящий обычный для армейских условий. Требование об отсутствии какого бы то ни было присутствия женперсонала в радиусе, не знаю, скольких километров. Слабая физическая подготовка и низкое общее образование. Поэтому армейское командование не шибко горит желанием иметь харедим в своих рядах. Разве что, политики, перерожденные из отставных начальников генштаба?
Я на днях случайно разговорился об этой проблеме с равом-хареди, контролирующим кашрут у нас на мельнице. Сам он, хоть человек и работающий, отметал вначале мои доводы, что изучением Торы как пожизненной профессией должны заниматься лишь люди, обладающие к этому повышенной склонностью и талантом, а не все потомки вечных ешиботников. Я говорил ему, что Израиль - единственное место в мире, где вечное ешиботничество поощряется и субсидируется государством.
Он в ответ: а где же еще изучать Тору, как не в Эрец Исраэль?
Да, - отвечал я, - но в разумных пропорциях! И смотри: в автобусах висит цитата из Торы: Перед сединами встань! Почему же мальчишки - ешиботники не следуют этому простому правилу? Мы, советские пионеры, были приучены. И стоим рядом я - светский, насчет которого их подучили, что я - гой, и такой же почтенный рав, как ты, седовласый и седобородый. И не знают они, не хотят знать, что мы с тобой равно евреи, в рамках классификации "арбаа миним". И не встают перед нашими сединами. Хоть я не раз проверял - прекрасно знают, что упомянутый текст из Торы, а не из инструкции автобусной компании. Так чему они учатся в ешивах, если даже в таких простых вещах Торе не следуют? За что я, налогоплательщик, отдаю деньги? Хочется же, чтобы изучающие Тору излучали ее свет, а не примитивное хамство!
Тут вмешался молодой, в армии отслуживший.
- А кто, - спрашивает, - должен вас защищать от арабов? - И рав наш повел речь к тому, что его община, состоя в гражданстве Страны, видит в этом чисто формальный акт. Государство, мол, создано не Машиахом, потому оно не вполне настоящее. А когда будет Государство Машиаха, то он лично и защитит. И на все воля Божья!..
- Так вы продолжаете жить в галуте? - не удержался я.
- Да, в галуте! Пока не пришел Машиах, в галуте. А ты не в галуте?
- Нет, - говорю, - я в Эрец Исраэль, Земле Израиля! Хотя, мозги мои навеки галутом пропитаны, и от этого уже никуда не деться, хоть и стараюсь…
Вот такая беседа. И я понял, что если мы хотим вовлечения харедим в общественную жизнь, а это необходимо, ибо они - наиболее плодоносная часть еврейского общества, и через лет 10-15 они станут абсолютным большинством, то надо начинать с помощи им выйти из теснин ешиботного галута. Не знаю, что делать с их галутом духовным, в котором они, хоть и в материальном недостатке, но с душевным комфортом прозябают, но в общественно-полезную трудовую деятельность их вовлечь необходимо. Прежде всего, надо в обязательном порядке ввести для них общее, как говорили в старину, "реальное" образование. Их апологеты утверждают, что изучение Талмуда развивает мозги до невероятного уровня. В таком случае, им ничего не стоит усвоить "реальные" дисциплины и выйти с этим багажом на рынок труда. Во-вторых, государству нужно упорядочить изучение Торы, оставив для "вечных ешиботников" ограниченное, намного меньше нынешнего, количество субсидируемых вакансий. Только для самых талантливых. Как в любой науке.
А то, смотрите, что получается, личное наблюдение. За последние лет пять, с начала мирового кризиса, в Израиль совершили алию множество американских харедим. Молодых. В доме, где я живу, они выкупили примерно половину квартир. Разговаривая с некоторыми, я понял, что это - солидарная волна. Их родители, живущие с каких-то старых бизнесов, из-за кризиса потеряли способность тянуть большие семьи и нашли решение в том, чтобы отправить сыновей в иерусалимские ешивы. На квартиры средства им наскребли. А дальше - содержание их легло на плечи израильского налогоплательщика через
Министерство религий и Битуах Леуми…
А вы - об армейской службе! Да этих ребят, для начала надо бы научить жить на свои, кровные. Ну, а армия? А армия - потом, следующий этап. Причем, через полосу, думаю, времен обязательной альтернативки. Главное -без спешки и кампанейщины.