Бостонский КругозорЩИТ И МЕЧ

МАРШРУТ КАТАСТРОФЫ

...премьер - министр Ицхак Рабин и его ближайший соратник Шимон Перес неожиданно приняли решение о создании так называемой Палестинской автономии на базе ООП. Это губительное решение было ничем не оправданно, чтобы не говорили о давлении на них президента Клинтона. Тем не менее, кошмарная идея была осуществлена и закреплена Соглашением, подписанным в Осло 1 сентября 1993 года.

"...И если они будут продолжать двигаться в том же направлении и не прекратят отдачи Священной Земли, то я лично, Менахем -Мендл, первым начну войну против израильского правительства, пока оно не развалится."
                                                                 
                                                               /Из заповедей Любавичского Ребе/


Не дожил, увы , великий еврейский пророк до сегодняшних дней, когда слова его оправдываются. Действия группки иерусалимских правителей уже привели к тому, что враги еврейского государства получили важнейшие части Эрец Исраэль, ценность которых для  военной безопасности еврейского государства  колоссальна , а потеря  - может привести к катастрофе в случае войны. Эти действия являются ударами в спину национальной безопасности Израиля.


                                           ПЕРВЫЙ  УДАР

В начале последнего десятилетия прошлого века военно - стратегическая  обстановка  в еврейском государстве была вполне стабильна и характеризовалась относительной слабостью внешних и внутренних угроз. После разгрома вооруженных сил ООП в 1982 году их остатки рассеялись по арабским странам, а предводитель Ясир Арафат вот уже более 20 лет пребывал в политическом небытие в Тунисе.

Подразделения израильской армии ( ЦАХАЛа) во взаимодействии с пограничниками и силами внутренней безопасности своевременно пресекали большинство попыток палестинских экстремистских организаций  совершать теракты. Согласно израильской статистике за  20 лет, прошедших  после разгрома ООП в Ливане, в терактах на территории Израиля погибло около 300 человек - в среднем не более 15 израильтян в год.

Экономическая и социальная ситуация в стране была , пожалуй, наиболее благоприятной с момента провозглашения независимости Израиля в 1948 году, чему немало способствовала массовая алия из стран СНГ.

В таких , вполне благополучных условиях, премьер - министр Ицхак Рабин и его ближайший соратник Шимон Перес неожиданно приняли решение о создании так  называемой Палестинской автономии на базе ООП. Это губительное  решение было ничем не оправданно, что бы ни говорили о давлении на них президента Клинтона. Тем не менее,  кошмарная идея была осуществлена и закреплена Соглашением, подписанным в Осло 1 сентября 1993 года.

По условиям этого соглашения, более 30 тысяч отборных боевиков ООП, во главе с Ясиром Арафатом прибыли на территорию Израиля, и получили статус  полиции  Западного берега и сектора Газа.

Поскольку эти "полицейские" прибыли в Израиль безоружными, то израильское руководство распорядилось выдать им стрелковое  оружие.  Однако оно было отнюдь не главным и единственным оснащением тех сил, которые создал Ясир Арафат и его соратники после водворения в Израиль.

За десять лет своей власти, он при помощи военного крыла ООП - его наименование "Танзим" - развернул масштабную подготовку боевых подразделений армейского типа. В эти подразделения отбирались физически здоровые мужчины , не старше 39 лет. Они проходили самое настоящее военное обучение как новобранцы в пехоте, продолжительностью не менее  9 месяцев.

Оснащение этих солдат в основном состояло из автоматического оружия и ручных противотанковых гранатометов, а также снайперских винтовок и пулеметов. В большинстве своем  оружие  было советского еще производства и доставлялось из Египта, практически безвозмездно. Однако в небольшом, сравнительно, количестве  приобреталось и более сложное вооружение - противотанковые и зенитно - ракетные переносные комплексы, минометы и портативные ракетные установки. 

Арафат имел достаточно много валюты для оплаты  приобретаемого оружия  и его доставки в Автономию. Это были деньги, предоставленные ему для налаживания мирной жизни, экономики и социальных услуг среди населения Автономии. Деньги шли  в основном из арабских эмиратов Персидского залива, но из других источников тоже. В том числе - из Израиля. Оружие доставлялось,  почти  все  - в Газу по тоннелям и морским путем.

Согласно данным МОСАДа,   этого оружия с лихвой хватило, чтобы к 2000 году вооружить все формирования палестинской армии, насчитывавшей к тому времени более 50 тыс. бойцов. К примеру, в ходе крупномасштабной операции ЦАХАЛа под названием "Защитная стена", проведенной в 2002 году  было захвачено различного вооружения и боеприпасов, достаточно для оснащения не менее 15 батальонов, численностью по 500 бойцов каждый.

Подчеркнуть необходимо, что эти вооруженные силы  и более чем  100 - тысячный резерв, руководство ООП не предназначает для террористической деятельности.  Они подготовленны для действий в качестве ударных полевых войск на случай развязывания  полномасштабной войны против Израиля.

А для террора и диверсий руководство ООП использовало  экстремистские организации: Исламский Джихад, ХАМАС и новые - Батальоны  мученников Аль - Акса и др. Ясир Арафат весьма умело использовал фанатизм их членов и , кроме того, развернул широчайшую пропагандистскую кампанию, в которой участвовало и духовенство, для массовой подготовки шахидов - исламских камикадзе, с готовностью жертвовавших собой для уничтожения израильтян. Именно с помощью такого "оружия массового поражения" Арафат рассчитывал дестабилизировать  политическую и социальную обстановку в еврейском государстве, обрушить его экономику , измотать вооруженные силы, ослабить максимально боевой дух воинов ЦАХАЛа.

Но самое главное его достижение - создание  мощной , поготовленной и вооруженной армейской группировки, которая,  в случае вторжения арабских армий,  перережет коммуникации внутри еврейского государства и сорвет своевременное отмобилизование и развертывание дивизий главной силы ЦАХАЛа - резервистов 560- тысячного корпуса "Милуим",   без  которого успешные боевые действия израильтян практически исключаются.

Существование этой  палестинской армии в корне изменило военно -  стратегическую обстановку в Израиле и потребовало коренного пересмотра доктрины  национальной безопасности страны, что связанно с огромными расходами и передислокациями, но все равно - полностью снять угрозу не в состоянии. Стратегия Израиля  всегда строилась и строится сегодня с учетом того, что на первом этапе войны арабы будут обладать, по меньшей мере, пятикратным превосходством в  живой силе и технике. Именно поэтому так велико значение  остальных двух  факторов  военного успеха.

ПЕРВЫЙ - минимальный запас времени. Отмобилизование более чем полумиллионного корпуса резервистов ( "Милуим" ) является весьма сложной задачей, которая не может быть решена раньше, чем за 2 - 3 суток. А до этого судьба страны находится в руках регулярной армии , насчитывающей 176 тыс. солдат и офицеров. Если они, любой ценой, не удержат фронт на линии госграницы, то сражения неминуемо перекинутся на улицы израильских городов.

ВТОРОЙ  - пространство, необходимое для развертывания резервных соединений. Даже в нынешних границах страны это сделать не просто, но уж если Израиль полностью лишится Иудеи и Самарии, то  районы отмобилизования будут находиться под непосредственным огневым воздействием неприятеля. Овладев горными хребтами Иудеи и - особенно - Самарии, он будет способен прицельно обстреливать израильские города, аэродромы, мобилизационные пункты, шоссе и позиционные районы стратегических ракет и  средств ПВО.

И этого может оказаться вполне достаточно для срыва своевременного отмобилизования резервных компонентов. Таков решающий фактор, понимание которого позволяет осознать стратегическое значение  Иудеи и Самарии.

Данная оценка  полностью совпадает с мнением ста американских  генералов и адмиралов, которое они изложили в справке для Конгресса США в 1988 году. Цитирую:  " Без этих территорий, карликовый Израиль станет исключительно соблазнительной мишенью для арабских авантюр и  терроризма, а в конечном счете - для решительного военного наступления, способного положить конец существованию  еврейского государства... Если бы Израиль отказался от Западного берега, то буквально все население еврейского государства оказалось бы под угрозой артиллерийского обстрела... Иудея и Самария стали бы идеальным плацдармом для наступления арабских танков, которое за несколько часов раскололо бы прибрежную долину на части... Быстрая мобилизация резервистов была бы с легкостью сорвана и, скорее всего, необратимо..."

Эта точка зрения была подтверждена в ноябре 1991 года руководителем оперативного отдела Объединенного комитета начальников штабов США генерал - лейтенантом Томасом Келли. В его докладе указывается:

"Невозможно защитить Иерусалим, если не укрепиться на высотах Иудеи и Самарии... Я смотрю на Западный берег и говорю себе: - Если бы я командовал израильскими войсками, то не смог бы защитить эту страну без той территории... Я не знаю, как там с политикой, но, если вы хотите, чтобы я защитил Израиль и Иерусалим, я должен владеть горными цепями Западного  берега".

                                                 ВТОРОЙ УДАР

По приказу премьер - министра Эхуда Барака, в течение трех ночных часов  мая 2000 года,  израильские подразделения покинули зону безопасности в Южном Ливане, которую они охраняли более 22 лет. Она протянулась от Средиземного моря до самого северного выступа израильской границы  и представляла собой полосу, шириной до 15 и длиной около 42 миль.

Охрану зоны безопасности несли, как правило, две бригады ЦАХАЛа - около 3,5 тысяч солдат и офицеров. Вместе с ними эту функцию выполняла так называемая Армия Юга Ливана (ЦАДАЛ), сформированная из ливанских христиан-маронитов и насчитывавшая до 4 тысяч бойцов. Ею командовал ливанский генерал-майор Антуан Лахад.

Личный состав израильских бригад покинул зону без потерь. Никто, впрочем, и не собирался их атаковать. Тем не менее, не вся тяжелая техника была выведена. Но более чувствительна, пожалуй, потеря нескольких десятков компьютеров, содержащих важную оперативную информацию. Перед уходом израильтяне взорвали свой опорный пункт в районе древней крепости Бофор, остальные оборонительные сооружения были оставлены в сохранности.
 
Что касается ЦАДАЛа, то его командование было предупреждено о выводе войск лишь за 6 часов до начала. Между тем, за 22 года существования этого формирования, его бойцы обжились в зоне безопасности, многие завели семьи, приобрели или купили дома. Естественно, неожиданный уход союзников застал их врасплох. Около 7 тысяч христиан-маронитов, из семьей бойцов ЦАДАЛа, захватив самое необходимое, устремились в Израиль, благо, им не препятствовали в этом.  Вместе с тем, более тысячи солдат и офицеров и их семьи остались в зоне и оказались во власти исламских  палачей.

Вся буферная зона досталась боевикам  шиитской террористической организации Хезбалла (Партия Аллаха). Они заняли  все опорные пункты, брошенные израильтянами, подобрали оставленную технику , информационные средства и формуляры минных полей, которые были установлены в этой зоне. Владея такими документами, минеры, прибывшие из Тегерана , за две недели сняли или обезвредили сложную систему минно - взрывных заграждений, не позволявших  приступить к фортификационному оборудованию  зоны.
 
Этому способствовало и то, что Эхуд Барак    отдал  в нетронутом состоянии 42 - мильную линию мощных фортификационных укреплений, которую израильтяне возвели  в этой полосе за 18 лет .        Боевики Хезбалла  немедленно приступили к капитальной реконструкции, план которой был составлен тегеранскими военными инженерами. Они же и руководили работами. Основное внимание   было обращено на поворот огневой системы  с северного направления на юг , значительное заглубление  опорных пунктов и соединение их подземными ходами . Но и кроме того, Хезбалла оборудовала еще одну линию укреплений непосредственно перед границей с Израилем.

Оборонительные сооружения  во всех населенных пунктах, через которые проходила эта линия, создавались , как правило, в нижних этажах и подвалах жилых домов. Там же оборудовались заглубленные укрытия для   реактивных пусковых установок  и слипы для их  выдвижения  на огневые позиции   .

В южных склонах горного хребта Антиливан, примыкающего к   оборонительной полосе, были выработаны около сорока тоннелей, грунтовая толща  над которыми превышала  15 - 20 метров. Эти тоннели также снабжались слипами,  позволявшими  реактивным установкам большой мощности быстро выходить из тоннелей, а после залпа немедленно скрываться в укрытиях.  

До ухода израильтян из буферной зоны, отряды Хезбаллы насчитывали около 500 боевиков в формированиях с  неоднородной военной организацией. Но за прошедших шесть лет, в них произошли кардинальные перемены. Численность  боевиков  по данным израильской военной разведки, на 1 января текущего года, превысила 15 тысяч в регулярных формированиях  и примерно столько же -  в боеготовом резерве, члены которого привлекаются к выполнению большинства боевых операций.

По тем же данным, военные отряды Хезбаллы развернуты вдоль границы с Израилем, основные их опорные пункты расположены в г. Тир, Бинт Джубель и Тибнит. Центральное командование находится в пригороде Южного Бейрута и осуществляется  двумя шейхами - самим Насраллой и его замом аль - Амином.

Структурно Военное крыло делится на пехотные и артиллерийские части. В состав первых входят 40 моторизованных и 6 пехотных батальонов, численностью по 250 солдат в каждом. Они дислоцируются   в Бейруте,     вдоль границы с Израилем и  в долине Бекаа. Бойцы этих подразделений вооружены советским или российским вооружением, которое закупили иранские и сирийские лидеры, а затем - передали Хезболле.

Но главной  огневой силой Хезбаллы яляются подразделения реактивной артиллерии - 280  едениц ( 5344 ствола ) по данным израильской военной разведки  на 1 янв. 2008 года. Они состоят из  13 батарей 122 мм ракет ( 76 сорокаствольных самоходных установок  БМ - 21 "Град" советского изготовления и его иранской копии "Араш" ) дальностью до 20,7 км; 22 батарей  107 мм ракет ( 144 буксируемых  шестнадцатиствольных лафетов  китайского производства и его иранской копии "Хасеб" ) дальностью до 8,5 км.

Однако наибольшую опасность для  Израиля представляют все растущие поставки из Ирана  современных   дальнобойных установок залпового огня российского и иранского производства . На 1 янв. 2008 года , по тем же данным, у Хезбаллы имелось 10 батарей 240 мм. 16 - ствольных самоходных установок  типа "Ураган" ("Фаджр - 3 "), дальностью до 45 км. и 4 батареи 333 мм. 7 - ствольных самоходных установок типа "Смерч" ( " Фаджр - 5" ), дальностью до 70 км. "Смерч" способен обстреливать тяжелыми ракетами город и порт Хайфа, а также многие населенные пункты Галилеи. Что и произошло в ходе войны лета 2006 года

Так что же дал Израилю молниеносный вывод войск? Одним из  результатов этой скоротечной операции, стало предательство по отношению своих же союзников христиан-маронитов. Ничем не оправданное вероломство израильтян, видимо, заставило задуматься и друзов, чьи села находятся на плато Голанских высот и чьи сыновья служат в ЦАХАЛе.

Вплотную приблизившись к границе, Хезбалла не только продолжает нападать на Израиль, она снабжает оружием и тренирует боевиков ХАМАСа и "Исламского джихада", поддерживает секретные контакты с агентами бин - Ладена. Но и кроме того, руководство  Хезболлы получило возможность развернуть борьбу за политическую власть в Ливане, что и привело к нынешнему  нестабильному положению в этой стране.

Действия Барака существенно ухудшили стратегическое  положение государства,  резко увеличив угрозу вторжения с Севера. Депутат Кнессета Меир Штрип заявил по радио: " В эти дни мне стыдно, что я израильтянин". Да и многие другие видные  политические и военные деятели Израиля  считают "молниеносную операцию" Эхуда Барака национальным позором.

Но и кроме того, она показали палестинцам, что евреи не выдержали боевой конфронтации с террористами и бежали из под их ударов. Эта уверенность явилась одной из главных причин  начала Второй интифады и  постепенного наращивания атак  по Израилю. Из опыта Хезболлы палестинцы пришли к выводу, что израильтяне слабы, изнежены и если им задать трёпку, то они сложат оружие и сдадутся. Они развернули массированную террористическую атаку еврейского государства, в ходе которой погибли и были искалечены тысячи его мирных граждан и солдат. 
           
(Окончание будет опубликовано во время обновления этого номера "Кругозора" во второй половине апреля)