Бостонский КругозорЩИТ И МЕЧ

МАРШРУТ КАТАСТРОФЫ

На фоне роста готовности арабских стран к вооруженному уничтожению еврейского государства, пять ударов в спину, нанесенных ему в течении 16 лет, не могут быть оправданы тем, что нанесли их видные израильские же лидеры
Ицхак Рабин, Шимон Перес, Эхуд Барак, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт. Их былые военные заслуги перечеркнуты негативной деятельностью, поставившей Израиль на грань катастрофы. И если на Рабина и Шарона уже обрушилась справедливая кара, то Шимон Перес и Эхуд Барак все еще стоят во главе израильского государства и его армии.

                                            ТРЕТИЙ УДАР

В августе 2005 года произошла позорная акция изгнания еврейского населения из сектора Газы   и ликвидация существовавших там еврейских поселений. Палестинцы стали полными хозяевами ее территории. Можно ли было премьеру Шарону, который является автором и исполнителем этого события, предвидеть его стратегические последствия ? Не только можно, но и должно: генерал - лейтенант с немалым боевым опытом, бывший начальник Генштаба. Тем более, предупреждений о стратегической ошибке, творимой им , было предостаточно. Уход израильтян из Газы, опустил национальную безопасность еврейского государства на небывало низкий уровень. Ибо этот анклав, несмотря на относительно небольшую площадь - 378 кв. км. -  занимает важное геостратегическое положение, не только для военной безопасности  Израиля, но и для агрессивных устремлений его врагов.

Оценка значения сектора Газы для  обороны  Израиля  дана еще в докладе  Пентагона, датированном 10 июня 1997 года: "Благодаря своему географическому положению и конфигурации, сектор Газа служит удобным трамплином для вторжения арабских армий и развертывания террористической деятельности. Поэтому его удержание Израилем совершенно необходимо для  сохранения своей стратегической безопасности" . Бывший глава военной разведки Израиля  генерал - майор Шломо Газит : "...Наш выход из Газы превратит ее в огромный военный лагерь, в который широким потоком будет вливаться оружие по  сухопутным и морским путям. Она же станет базой для производства  вооружения. Но и кроме того, наша капитуляция придаст новый энтузиазм шахидам, она справедливо будет оценена ими как победа их борьбы".

Не менее профессиональную оценку ухода из Газы дал  уволенный тогда в отставку с поста начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал - лейтенант Моше Аялон, который в своем первом  гражданском интервью сказал : "... Если даже не принимать во внимание тяжких социальных и экономических аспектов планов Шарона по одностороннему размежеванию с Палестинской автономией, то с точки зрения военной безопасности Израиля, уход из Газы и ряда анклавов Западного Берега является пагубной для Страны стратегической ошибкой..."

Предвидения эти оправдались полностью. Летом 2007 года в ходе четырехдневных ожесточенных боев с силами безопасности, подчиняющимися главе Автономии Махмуду Аббасу, боевикам ХАМАСа удалось взять под полный контроль сектор Газа. Некоторые сторонники Аббаса капитулировали, часть бежала  на египетскую территорию, а большинство разбежалось, побросав оружие. Хамасовцы арестовали ряд  руководителей служб безопасности и силовых структур ФАТХа.

И если до этих событий главным беспокойством для Израиля были спорадические обстрелы Сдерота  ракетами типа "касам", то с воцарением в Газе ХАМАСа стратегическая  ситуация  в регионе ухудшилась катастрофически. Ибо касамы  изготавливаются в кустарных мастерских , имеют дальность полета 6 - 7 км, прицельной точность не обладают и заряд несут небольшой. Им на смену в Газу через открытую границу с Египтом пошла куда более серьезная техника иранского производства.

Собственно, не существует сомнений, что победа ХАМАСа в Газе стала возможна благодаря щедрой помощи, получаемой этой организацией из Ирана. Причем , ее лидеры  вполне адекватно используют тактику Хезбаллы, примененную в Ливане. Они превратили территорию Газы в сплошной оборонительный массив, до предела насыщенный огневыми точками, подземными ходами сообщения, создали базы и арсеналы оружия, поступающего через Египет, но поставляемого Ираном.

По данным Моссада, на 1 января текущего года, в Газе дислоцируется так называемая "гвардия шахидов" , насчитывающая более 10 тыс. боевиков, прошедших подготовку в лагерях Стражей исламской революции Ирана. Вторым эшелоном Хамаса является исламское ополчение - около 10 тысяч молодых мужчин, обученных и вооруженных за последний год. Но и кроме того, в Газе более 7 террористических организаций, практикующих самоубийственные теракты. В общей сложности, как считает израильская  разведка, уже сегодня Хамас располагает вооруженными подразделениями, численностью более 30 тыс. бойцов. Боевые возможности этих подразделений были продемонстрированы  в ходе операции "Литой свинец".

                                           ЧЕТВЕРТЫЙ УДАР

Война против коалиции арабских стран в 1967 году завершилась победой Израиля через 6 дней. Так называемая  война "Судного дня"  продолжалась 16 дней. Так почему  тот же ЦАХАЛ не сумел разгромить в течение 34 суток летом 2006 года шиитскую военизированную организацию Хезболла, численность которой не превышала  15 тысяч боевиков ? Самые видные военные эксперты объясняют это  военным невежеством Ольмерта и безответственностью командования ЦАХАЛа. Генерал-лейтенант Дан Халуц, глава Генштаба Армии обороны Израиля и его сотрудники, профессионально на много голов  выше, чем Ольмерт, бывший мэр Иерусалима и Перец, бывший профсоюзный босс. Однако крупнейшие просчеты в подготовке и осуществлении операции в Ливане на совести не только Ольмерта и Переца, но и руководства ЦАХАЛа.

Генштабисты считали, что, разбомбив инфраструктуру Ливана, включая дороги, мосты, топливохранилища и взлетно-посадочные полосы Бейрутского аэропорта, они  тем самым заставят руководство этой страны выступить против Хизбаллы и  принудить ее прекратить обстрелы Израиля. И хотя  все  цели были разбомблены, но желаемых результатов это  не принесло. Куда целесообразней было бы сосредоточить все усилия  авиации , артиллерии и других родов войск на  разгроме    позиций     Хезболлы,  и,   в    первую   очередь   -    полном  уничтожении    ее систем залпового огня.

Не лучше обстояло дело и с оперативных планированием. Выясняется, к примеру, что приказ о начале боевых действий против Хезболлы был отдан раньше, чем  в Генштабе составили план этих действий. И этот план, судя по всему, не был сосредоточен на выполнении основной задачи - полном и окончательном уничтожении боевиков и их вооружения. Неприятным открытием явилось отсутствие полных и точных сведений о дислокации установок залпового огня . В связи с этим, удары наносились только после того, как установки открывали огонь. Спрашивается, чем же занимались Моссад и Шабак, их прославленная агентура? Где была авиационная и спутниковая разведки? Как действовали диверсионные отряды "Саерет Миткаль", если за месяц боевых действий они не захватили ни одной пусковой установки ? Крайнее  беспокойство вызывает очевидный факт, что ЦАХАЛ явно утратил прежние высокие боевые качества . Это относится не только в его верховному командованию, но и к системе боевого и тылового обеспечения .

В операции против Хизбаллы ЦАХАЛ имел трехкратное превосходство в живой силе, абсолютное - в бронетехнике и полное господство в воздухе. Спрашивается, какая необходимость была в призыве резервистов и развертывании новых соединений , которые так и не приняли реального участия в боевых действиях ? Три резервные мотопехотные бригады, в сущности, были брошены на произвол судьбы и несли совершенно неоправданные потери.  Никто не заботился о нормальном снабжении резервистов питанием и водой, даже их вооружение и оснащение не выдерживали никакой критики. Многие из них заявили, что уже шесть лет их не подпускали к работе на боевой технике в период ежегодных сборов.

Есть основания полагать, что именно в Тегеране и спровоцировали эту войну в надежде на то, что она отвлечет внимание от иранской ядерной программы. Но не только. Трезво оценивая уровень подготовки ЦАХАЛа и  убогое военно - стратегическое мышление израильского руководства, Тегеран и дал команду Хизбалле приступить к началу провокационнных действий. И реакция была им просчитана правильно.

Сегодня, вопреки резолюции ООН № 1700 Хизбалла отказывается разоружаться и не уступает позиции. Пока не сдан ни один реактивный снаряд из тех, что применялись для обстрела израильских городов.  Думается, только наивные люди могут надеяться , что  после явного успеха в войне с Израилем, шиитские боевики разооружатся.  

Если правильно расставить акценты , то операция в Ливане - это первая израильско-иранская война. За Хезболлой стоит Тегеран.   Его  аятоллы творят собственную политику по созданию нового Ближнего Востока. А в основе ее - курс на уничтожение Израиля. Бездарно организованная и проведенная кампания  Израиля привела к тому, что Хезболла стала второй по значению политической силой в Ливане. Вина сложившегося  военно - стратегического положения целиком и полностью лежит на тогдашнем премьер - министре Эхуде Ольмерте и генштабе ЦАХАЛа.

                                                ПЯТЫЙ УДАР

Его нанесла та же одиозная пара : два Эхуда - Ольмерт и Барак. Осуществленную по их указанию операцию "Литой свинец" иначе как ударом  в спину еврейского государства не назовешь. Проведенная силами четырех бригад в строго ограниченное время, она не имела ни оперативного, ни даже тактического замысла. Бороться с террористической организацией на самом густонаселенном  участке планеты , используя бронетанковую  группировку ,  безрассудно по определению. Ни уничтожить ХАМАС, ни принудить его к прекращению террактов таким способом невозможно.

А вот ожидать негативной реакции со стороны  либеральной общественности  можно было вполне уверенно. Потому что бои шли практически на улицах населенных пунктов и прогнозировать разрушение жилых домов и жертвы мирного населения - элементарная обязанность тех, кто затевал эту операцию. Таким образом два Эхуда в очередной раз подставили свою страну, еще более ослабив ее положение в мировом сообществе.
Сегодня  президент США Барак Обама, его министры и представители требуют от Израиля пойти на любые уступки ради создания Палестинского государства. В ответ премьер Нетаниягу выдвигает условием демилитаризацию такого государства. Чего быть не может по определению. В случае его создания  руководство Палестинского государства получит неограниченные возможности для доставки практически любых систем вооружения, в том числе - тяжелого, боеприпасов и взрывчатых веществ, через госграницу с Египтом и по Средиземному морю. Если  сегодня для таких поставок отрываются туннели под так называемой полосой "Филадельфия" и по ним протаскивается лишь легкое автоматическое оружие и реактивные снаряды, то потом палестинцы будут получать это оружие и другие его виды гораздо проще, быстрее и дешевле.

Но главная опасность не только в этом. Катастрофические последствия дробления страны и наличия в ней мощной вооруженной группировки палестинцев проявятся в случае вторжения арабских армий.  Палестинские отряды неотвратимо сорвут современное отмобилизование корпуса МИЛУИМ - боеготового резерва ЦАХАЛа и замедлят или полностью воспретят быстрое операционное маневрирование  израильских дивизий. Воевать придется с перевернутым фронтом, имея,что называется, "нож в спине".

Если раньше для вторжения в Израиль формировались арабские коалиции из шести и более членов,  то сегодня необходимость такого рода альянсов миновала. Если израильская армия не сумеет своевременно отмобилизоваться, лишится свободы маневра и будет подвергаться ударам изнутри, то вторжение  войск Египта, Сирии и Ливана может принести арабам решающий успех. По данным Лондонского  Института стратегических исследований, на 1 января 2009 года соотношение сил этих войск и ЦАХАЛа составляет: по личному составу - 13 к 1 , по танкам - 4 к 1, по боевым самолетам - 3 к 1 в пользу арабов, что позволяет им выступить немедленно, не проводя мобилизации. Но и кроме того, сегодня эти арабские армии имеют мало общего с теми, которых израильтяне били 26 лет назад. И тогда внутри страны не было Палестинского государства.

На фоне роста готовности арабских стран к вооруженному уничтожению еврейского государства, пять УДАРОВ В СПИНУ, нанесенных ему в течении 16 лет, не могут быть  оправданы тем, что нанесли их видные израильские же лидеры: Ицхак Рабин, Шимон Перес, Эхуд Барак,  Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт. Их былые военные заслуги перечеркнуты  негативной деятельностью,  поставившей Израиль на грань катастрофы. И если на Рабина и Шарона уже обрушилась справедливая кара, то Шимон Перес и Эхуд Барак все еще стоят во главе израильского государства и его армии.