ЧУДНЫЕ МГНОВЕНЬЯ
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ...К своему 90-летию Изабелла Даниловна поехала в Дом моды, к знаменитому кутюрье Вячеславу Зайцеву, и он, встречая ее, кричал манекенщицам
"Девочки, кто к нам пришел!". Ей сшили великолепное черное бархатное платье, в котором она пришла на свой юбилей "В честь королевы патефона" в Московском театре эстрады. Мне было очень приятно её желание, чтобы я сидела рядом с ней. А потом ее вытащили на сцену, и, о чудо, она пела! Преобразившись, помолодев, она исполняла романс как когда-то
с прежней внутренней силой. ... А на ее столетнем юбилее, когда Иосиф Кобзон вынес ее на сцену на руках, я уже не была. Я слала ей приветствия уже из Америки. Абсолютно внятным голосом человека, не утратившего связь с реальностью, в ответ на мои печальные реплики, она сказала
"Не жалей, не жалей, у нас такое делается..."
Это был наш последний разговор.
___________________
В фотоокне
Изабелла Юрьева
Вскоре - телефонный разговор с Аллой Цыбульской, нашим постоянным автором, известным театроведом и театральным критиком. Возбуждённо делюсь: вот, мол, какой фильм - "букет" легендарных звёзд, советую просмотреть незамедлительно. А в ответ спокойное:
- Да знаю я этот фильм. Даже оказалась причастной к его созданию. В той давней истории важную роль сыграл случай...
- Алла, и не стыдно скрывать всё это от "Кругозора"!? - упрекнул я, когда она закончила.
...Как всегда, Алла не изменила своей пунктуальности: в обусловленный срок я получил от неё не только эссе-воспоминания, но и уникальную фотографию. Вместе с имеющимися фильмом и памятным видеосюжетом они образовали этот "кругозорский" новогодний подарок вам, дорогие читатели.
Александр Болясный.
В той давней истории, о которой хочу рассказать, важную роль сыграл случай. Хотя, впрочем, имело место и мое личное пристрастие. Будучи молодым театральным критиком, я страстно любила оперу. Замечу, что в 70-е годы прошлого века этот жанр не был популярен, как сейчас. По сути, интеллигенция посещала драматические театры, балет, симфонические и фортепианные концерты, а оперу рассматривала как пыльную классику. Между тем, именно в те годы начались преобразования в этом жанре. Появилась режиссура, направленная на раскрытие сценического действия в искусстве вокализирования, началась борьба против постановок "концертов в костюмах". И я была увлечена новыми идеями. За впечатлениями ездила из Ленинграда в Москву, где расцветала богатая жизнь Камерного музыкального театра под руководством Б.А. Покровского. В Большом театре ССР даже при моей ревнивой привязанности к Кировскому театру тоже было что видеть и слышать. Ради того, чтобы послушать великого тенора В. Атлантова, я мчалась в Москву...
В Москве я останавливалась в семье, где меня окружали сердечной заботой. Хозяйкой дома, мужем которой являлся двоюродный брат моей мамы, была выдающаяся певица прошлого Изабелла Юрьева.К тому времени эта потрясающая красавица свою сценическую деятельность закончила и жила совершенно уединенно. Но иногда она ставила по моей просьбе пластинки с записями ее романсов. Слушая их вместе со мной, она преображалась на глазах, молодела под воздействием переживаемого заново чувства. И начинала петь. Тут обнаруживалось, что голос ее поразительно сохранен, со всеми модуляциями, низкими страстными нотами, глубоким теплым тембром, мощью диапазона.
- Сидит это во мне, понимаешь, сидит, - сказала Изабелла Даниловна однажды, - и голубые ее глаза блеснули... И продолжила:
- Но ты ведь пишешь о серьезных певцах, тебя не интересует эстрада.
Я ответила, что пишу о талантливых певцах, а повстречать на жизненном пути такую звезду как она, и пропустить молча ее дар, было бы нелепо и непростительно. И вскоре я написала статью о ней, опубликованную в журнале "Телевидение и радиовещание". Остальные - в газетах "Советская культура", "Русская мысль", в американском журнале "Вестник" появились позже. И все-же некоторую позитивную роль в обстоятельствах Изабеллы Даниловны того периода я сыграла.
Однажды в Ленинграде я зашла к редактору музыкальной телестудии Лентелефильма Галине Мшанской. Мы обсуждали мою готовящуюся статью об экранизации фильма "Отелло" с В. Атлантовым. И неожиданно я увидела сценарий фильма " Я помню чудное мгновенье". Полистав его, нашла в нем И. Козловского.
- Вы снимаете фильм о старинном русском романсе и не включили в него такую уникальную певицу, как Изабелла Юрьева!?"- восликнула я.
На что прозвучал вопрос, который потом произносили практически все: "А она жива?"
Итак, планы съемок внезапно расширились. Съемочная группа во главе с режиссером-постановщиком В. Виноградовым, выехав в Москву, на несколько дней заполонила квартиру забытой к тому времени певицы. А она, вновь став центром внимания, оживилась, помолодела... И всем было с ней интересно. Обаяние свое артистка сохранила, и оно было неподвластно возрасту. Фильм прошел с большим успехом, и В. Виноградов задумал следуюший фильм, вызывавший ностальгические чувства: " Я возвращаю Ваш портрет". И в нем снова героиней стала Изабелла Юрьева наряду с выдающимися артистами своего времени - В. Козиным, Л. Утесовым... Связь поколений в фильме осуществил Андрей Миронов. Кадр, в котором он танцует с Изабеллой Юрьевой, стал феноменальным документом. Она говорит ему: "Как вы хорошо водите!" А он отвечал: "А как я увожу!.." И все так легко, весело, артистично!
Когда выяснилось, что киногруппа будет выступать на творческих встречах, Изабелла Даниловна, прежде считая себя пожилым человеком и, утратив интерес к туалетам, преобразилась. Она отправилась в "Березку" *, купила там эффектный костюм джерси и сказала, что хочет показать публике, что у нее еще есть фигура. Потом добавила, обратившись ко мне:
- Никогда не думала, что девочка, приезжавшая ко мне побегать по московским театрам, захочет и сможет вернуть мне радость жизни.
И я была счастлива, что смогла, благодаря моему знакомству с Галей Мшанской, - обратить Изабеллу Даниловну к творчеству. Я ее любила.
В перерыве между съемками я пригласила двух журналистов из "Недели" -Э.Церковера и В. Резникова, и они сделали с Изабеллой Даниловной интервью в популярнейшей газете Советского Союза..
Предварительно они повторили тот же вопрос: "А она жива?" И, сделав стойку, помчались к ней в Трехпрудный переулок. По выходе их публикации Изабелла Даниловна была извлечена из забвения. К ней пошел поток журналистов, к ней потянулись артисты, у нее стали собираться талантливые молодые певцы во главе с чудесным Леонидом Серебренниковым… Присутствовать на таких посиделках было огромным удовольствием, ведь все они мастерски пели в безыскусной домашней обстановке...Кстати, безыскусность была в атмосфере общения. А сама квартира обставлена старинной мебелью красного дерева, увешана картинами прекрасных художников... Дом был уютным и со вкусом. Я когда-то проводила в нем много времени и ночевала на старинном николаевском диване...
К своему 90-летию Изабелла Даниловна поехала в Дом моды, к знаменитому кутюрье Вячеславу Зайцеву, и он, встречая ее, кричал манекенщицам:
- Девочки, кто к нам пришел!
Ей сшили великолепное черное бархатное платье, в котором она пришла на свой юбилей "В честь королевы патефона" в Московском театре эстрады. Мне было очень приятно её желание, чтобы я сидела рядом с ней. А потом ее вытащили на сцену, и, о чудо, она пела! Преобразившись, помолодев, она исполняла романс как когда-то: с прежней внутренней силой **.
... А на ее столетнем юбилее, когда Иосиф Кобзон вынес ее на сцену на руках, я уже не была. Я слала ей приветствия уже из Америки.
- Не жалей, не жалей, у нас такое делается...
Это был наш последний разговор.
...Нынешней осенью я побывала на родине: В Петербурге и Москве. С правнучкой Изабеллы Даниловны - Аллой Вэскер, моей тезкой и очень душевно близким мне человеком - мы поехали на Донское кладбище, где похоронена Изабелла Даниловна, ее муж, сестры. На могиле установлен мраморный памятник: скульптурное изображение. Сходство черт не схвачено, но облик воссоздан. Господи, как бы мне хотелось с ней поговорить...Это была удивительно душевная женшина...
Потом мы поехали к Трехпрудному, на ее доме тоже установлен мемориал, не просто доска, но скульптурная головка...Мраморной стала та, что была из плоти и крови...
А ее квартиру унаследовал праправнук, чудный молодой человек, однако, сменивший обстановку на современную.
- Нет, - ответила я. Мне казалось, я не вынесу вида знакомых мне комнат, ставших чужими.
Терять близких - удел людей, проживающих собственную жизнь. Терять потрясающих людей - это жить с острым ощущением того, как их не хватает.
__________________
На фото: Изабела Юрьева в молодости (фото из домашего архива правнучки Изабеллы Юрьевой - Аллы Вэскер); А.Цыбульская поздравляет Изабелу Даниловну (стоит справа) с 90-летием, внизу справа - любимая племянница Вера, слева - её дочь Алла Вэскер (фото из личного архива А. Цыбульской); могила Изабеллы Юрьевой.
______________________________________________________
*"Берёзка" - в СССР сеть специальных магазинов, продававших продукты питания и потребительские товары (преимуществено дефицитные) за иностранную валюту (иностранцам) либо за сертификаты, а позднее - чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга.
**Фрагмент видеозаписи юбилейного концерта к 90-летию Изабеллы Юрьевой. Романс "Мы только знакомы": https://www.youtube.com/watch?v=HOKDZDFHS20
"Я ВОЗВРАЩАЮ ВАШ ПОРТРЕТ" Телевизионный фильм: http://vk.com/video8176207_162355252?hash=996771b1bfd033dd