ПЕРЕМЕНЫ
Андрей ТИХОМИРОВВпору современным коммунистам выносить портреты Ленина и Сталина, а вместо них водружать портреты Мартова, Плеханова, Дана, Засулич и других видных меньшевиков!
Хотя понятия и демократии и коммунизма менялись, тем не менее, в них существует некая константа. Термин "демократия" в переводе с греческого языка означает власть народа, но как реально это должно осуществляться - предмет длительных дискуссий. Коммунизм тоже предполагает, что любая власть должна быть народной, поэтому и выдвигает на первое место народное самоуправление.
В современных условиях принято считать, что подлинно демократический режим должен основываться на принципах народовластия, гуманизма, открытости общества, защите и гарантиях прав и свобод человека. Не человек для государства, а государство для человека - таков основной принцип современного демократического государства. Никто не имеет права монополизировать государственную или политическую власть. Все граждане независимо от общественного или имущественного положения равны перед законом, который обязателен для всех в одинаковой степени.
С этими положениями коммунисты полностью солидарны. Коммунистическая доктрина исходит из приоритета общегосударственного (общенародного). Существовал Союз коммунистов (1847-1852 гг.), Маркс и Энгельс в 1848 г. написали "Манифест Коммунистической партии", официально коммунистической партией становится Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) в 1918 г., после прихода к власти в результате Октябрьской революции (переворота, кому как нравится), а затем и другие партии левого направления принимают схожие наименования.
Главный лозунг коммунизма: "Каждый по способностям, каждому по потребностям!". В советские времена государственная идеология подчеркивала принципиальную осуществимость идеалов коммунизма. Сегодня, после крушения Советского Союза и ликвидации большинства стран социализма, число скептиков резко возросло. Многие исследователи и публицисты высказывают мысль, что коммунистическое общество вряд ли способно развиваться. В то же время выдвигаются и такие суждения: коммунистическая идея возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему; на протяжении нескольких эпох она находила отклик в сознании людей, подтверждая свою притягательную силу.
Коммунистическая идея относится к сверхдальнему прогнозу, а он неизбежно включает в себя элементы утопии. Еще большей критике подвергаются сегодня марксистские представления о путях и способах переустройства общественной жизни, о роли революционного насилия в общественно-историческом развитии. Говоря о коммунизме как обществе социальной справедливости, исключающем любые проявления насилия, Маркс и Энгельс, тем не менее, считали, что путь к этому обществу пролегает только через социалистическую революцию, то есть через период острого классового противоборства. И хотя они резко выступали против его крайностей, "бесполезных жестокостей", предупреждали, что "восстание было бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем", однако вывод их был однозначен: поскольку буржуазия добровольно власть не отдаст, постольку пролетариат (трудящиеся) должен завоевать ее. При этом насилие, как считали Маркс и Энгельс, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, веками совершаемое насилие над трудящимися.
Правы ли, однако, были Маркс и Энгельс, отводя насильственным действиям, пусть даже во имя благородной цели, столь значительную роль? Можно ли построить светлый справедливый мир, начиная преобразования с использования принуждения, репрессий, всевозможных ограничений в масштабах государства? Не происходит ли при использовании таких средств подмена цели?
Драматические события истории XX в., особенно в нашей стране, заставляют вновь и вновь возвращаться к этим мучительным вопросам.
Возникшие в конце XIX - начале XX веков различные общественно-политические направления и идейные течения, пытавшиеся применить марксизм в новых исторических условиях, резко разошлись, прежде всего, в вопросе о допустимости и целесообразности революционного насилия.
В начале XXI века из-за постоянных мировых кризисов вновь марксизм стал актуален, сегодня труда Маркса и Энгельса изучают во многих странах.
Можно выделить основные признаки демократического режима, которые полностью признаются коммунистами:
Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народу должна принадлежать учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей во власть, имеет право участвовать непосредственно в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
Участие граждан в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Однако реализация на практике идеалов прямой демократии оказывается невозможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Граждане избирают своих представителей в структуры власти и делегируют им на определенный срок свои полномочия. Носителями представительной власти являются парламенты, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. На основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируются структуры исполнительной власти.
Приоритеты прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Государственная власть должна защищать естественные права и свободы рядовых граждан: право на жизнь, достоинство, здоровье, образование, работу, социальное обеспечение и т. д., а также политические свободы, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь.
Политическое равенство всех граждан. Каждый гражданин может избирать и быть избранным в органы власти. Никто не должен иметь политических преимуществ.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Существование гражданского общества и правового государства. Законам принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко определены формы и механизмы деятельности государства, а также пределы свободы граждан, гарантируемые Конституцией.
Практическое проведение в жизнь принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна и независима, исполняет свои определенные функции. Судебная власть полномочна отменить решения исполнительной и законодательной власти.
Политический плюрализм, многопартийность. Политические партии должны быть поставлены в одинаковые правовые условия. Партия, получившая большинство голосов избирателей на выборах, получает право на формирование органов власти и становится правящей партией. Партии, проигравшие выборы, становятся оппозиционными.
В силу исторических событий, когда против большевиков выступили все остальные партии, в стране сформировалась однопартийная система, но в народном Китае существуют наряду с Компартией и другие партии.
Идеологический плюрализм. В обществе отсутствует одна официальная идеология. Ряд идеологических течений могут противостоять друг другу, но не в ущерб национальным интересам общества. В статье 6 Конституции СССР 1977 г. говорилось: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу". В ходе исторического развития СССР перманентно (постоянно) находился в состоянии или "холодной" или "горячей" войны, поэтому формировался и "культ личности" и вождизм, когда лидер нации наделялся функциями главнокомандующего. Если бы социализм (как первая стадия коммунизма) победил первоначально в развитых странах, как и писал Маркс, то он и был бы мирным и спокойным. Но пролетарская революция произошла в слабом звене империализма - России.
Гласность и свобода средств массовой информации, которые могут выражать мнение, отличающиеся от официальных установок. Допускается существование альтернативных источников информации. В деятельности властных структур преобладают методы убеждения, компромисса, учитывается мнение меньшинства, оппозиция не преследуется. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению.
Армия, полиция, органы безопасности находятся под постоянным демократическим контролем. В демократических государствах действует правовой принцип "все, что не запрещено, - разрешено".Таким образом, демократия и коммунизм это вполне совместимые понятия.
Сравнение большевизма и меньшевизма на примере КПСС (до введения многопартийности) и КПРФ (нынешнее состояние)
Большевизм (КПСС) | Меньшевизм (КПРФ) |
----------------------------------------------- - активное участие в работе партии, в первичке; - научный атеизм; - отрицание частной собственности на средства производства; - ставка на пролетарскую революцию; - ликвидация буржуазии в стране и вынужденное сотрудничество с капиталистическими странами; - 3 формы собственности: государственная, колхозно-кооперативная, личная; - однопартийная система; - власть Советов; - приоритет советского в общественной жизни; - правящая партия; - постоянный рост численности партии, так как можно было получить привилегии; - партийная номенклатура во главе партии. |
--------------------------------------------- - пассивное участие в работе партии (уплати взносы и можешь не появляться годами); - привлечение верующих всех конфессий; - положительное отношение к частной собственности на средства производства; - фактический отказ от революций; - конформизм с буржуазией по всем вопросам общественной жизни; - многообразие форм собственности; - многопартийная система; - принцип разделения властей; - воссоздание положительного имиджа царизма, наряду с советскими временами; - вечная оппозиция; - постоянное уменьшение численности партии; - "ручная" подкупленная партийная элита. |
------------------------------------------------
Впору современным коммунистам выносить портреты Ленина и Сталина, а вместо них водружать портреты Мартова, Плеханова, Дана, Засулич и других видных меньшевиков!