АССАСИНЫ
Алексей КАРЕЛИНСейчас, когда правда всплыла на поверхность, многие по-прежнему пребывают в неведении, а культура развлечений способствует этому. Слово "ассасин" уже обозначает любого наемного убийцу. Неуловимые исламские ниндзя совершают злодеяния в компьютерных играх и на страницах романов. Темное и злое всегда запоминается лучше, чем благой поступок. А ведь низариты в первую очередь были покровителями наук и искусств, придававшими своей миссии высший духовный смысл. В Аламут приглашались поэты, ученые, алхимики и специалисты различных областей. Агенты Хасана скупали со всего мира редкие тексты, хранящие "тайные знания".
Об авторе
География публикаций: США, Австралия, Казахстан, Дагестан, Финляндия, Новая Зеландия, ФРГ, Украина, Белоруссия, Россия. Публиковался в литературных журналах "Простор" (Алматы), "Нива" (Астана), "Вселенная. Пространство. Время" (Киев, Москва), "Искатель" (Чикаго), "Воин России" (Москва), военной газете "Красная звезда" (Москва), "Наш Техас" (Хьюстон) и др.
Истоки ассасинов
Появлению ордена ассасинов способствовали три религиозно-политических раскола в мусульманском мире. После смерти Пророка Мухаммеда встал во-прос о преемнике. Мнения разделились. Старейшины арабских племен выбрали тестя Пророка - Абу Бакра, но многие мусульмане желали видеть на его месте зятя Мухаммеда - Али. Так произошел первый раскол империи: на суннитов ("людей Сунны и общины") и шиитов ("приверженцев Али"). Первые считали движущей силой развития государства демократию, вторые - власть одного, одаренного благодатью Аллаха. На протяжении многих веков между ними шла неугасимая борьба. Сила была на стороне суннитов. Чтобы выжить, один из вождей шиитов разработал учение такийя. Шиит мог скрывать истинные верования, дабы не подвергать жизнь опасности, и это не считалось грехом. Скрытность, притворство облегчало задачу шиитским агентам, и шиизм разрастался у суннитов под носом. Такийя позднее сыграло значительную роль и для ассасинов.
Положение шиитов усложнилось вторым расколом. Седьмой имам вопреки правилам назначил наследником не старшего сына - Исмаила, а младшего. Часть мусульман возмутилась, и не признала нового правителя, как и пятерых последовавших за ним. Их называли седмичниками или исмаилитами. Остальные же стали именоваться шиитами-двунадесятниками или дюженниками.
В 909 г. шииты объединились в государство - Фатимидский халифат. Следую-щий век для него стал временем непрерывных войн. В халифате установилась военная диктатура, реальной властью обладал главнокомандующий. Халиф перед смертью объявил преемником старшего сына Низара. Главнокомандующему же было выгоднее правление младшего сына, которого он и посадил на трон. Низар был казнен, но остались верные ему люди - низариты. Они спасли сына Низара, его воспитал в Аламуте суспензорий принца Хасан ас-Саббах.
Ас-Саббах возглавил движение низаритов. До самой смерти он не покидал крепость Аламут, работал над доктриной низаритов, руководил революцион-ной деятельностью, изучал науки, как точные, так и мистические, в то же время вел исключительно набожный и аскетичный образ жизни. Того же требовал и от своих последователей.
Численный перевес был на стороне суннитов, в открытой борьбе Хасан несо-мненно проиграл бы. Тогда его посетило озарение. К чему проливать лишнюю кровь, если зачастую проблему можно решить смертью одного человека?
Политические убийства известны еще со времен Пророка, но лишь Хасан до-вел их до совершенства, поставил на конвейер.
Шахидов древности называли фидаинами, значительно позже - ассасинами. Их жертвами становились известные лица, ведущие антиисмаилистскую про-паганду: военачальники, князья, халифы. Фидаины могли годами жить бок о бок с "мишенью", а потом наносили удар. Подобные методы оказались эф-фективными. Аламутское государство обрело мощь, держало весь мусульман-ский мир в страхе.
Когда в Сирию вторглись крестоносцы, они столкнулись с местными низарита-ми, как и с рассказами об их убийцах. Результатом такого знакомства стало множество мифов, которые надолго сокрыли от нас истину. Попробуем же от-делить зерна от плевел.
Миф 1. Отбор ассасинов
По легендам, Хасан ас-Саббах рекрутировал в армию смертников юношей от двенадцати до двадцати лет. Некоторые источники говорят, что это были и во-все дети. Одни утверждают, что будущих убийц похищали из родных домов. Наиболее же распространенный вариант: некая система отбора.
Желающие вступить в ряды фидаинов собирались перед стенами замка и ждали, когда их впустят. Ворота могли не отпирать пару дней или даже не-дель. Таким образом, отсеивались самые нетерпеливые и неуверенные в сво-ем выборе стать ассасином. Тех, кто оставался, впускали во двор - не дальше.
Голодные, уставшие, незащищенные от снега и дождя юноши снова проходили испытание временем. Порой появлялись действующие члены секты и глумились над новобранцами вплоть до избиения. Если кто-то не мог продолжать физически или просто не в силах был терпеть издевательства, он просто уходил. В итоге, оставались самые стойкие и сильные духом. Из нескольких сотен до конца доходили хорошо если с десяток юношей.
Прошедших отбор мыли, переодевали в чистые одежды, кормили и посвящали в орден, но перед этим предупреждали: когда им откроют тайные знания, пути назад не будет, в случае предательства - смерть. То есть в очередной раз давали шанс вернуться к нормальной жизни.
Итак, ничего фантастического мы не видим. Вполне похоже на правду. Все же сомнения всплывают. Дело в том, что ни в одном труде суннитского или шиит-ского историка о фидаинах как об отдельной организации не упоминается, равно как и об их отборе. Никакого спецотряда не существовало. На убийство могли послать любого низарита, преданного правителю Аламута.
Миф 2. Обучение ассасинов
После обряда посвящения и принятия обета молчания неофит проходил тяжелое обучение. Из него готовили эдакого японского ниндзю. Ассасин должен был владеть всеми распространенными видами оружия, прекрасно разбираться в ядах, быть обучен восточным единоборствам. Прозелиты часами сидели или стояли, прижавшись спиной к крепостной стене. Ливень или град, зной или стужа, гроза или шторм, ученик должен был оставаться неподвижен. Так вытачивались сила воли и терпение. Ведь настоящий ассасин минуту для нанесения смертельного удара мог выжидать годами!
Удивительно, что в новичках взращивали то, чем они смогли заслужить место среди "людей горных крепостей". Это как велосипед изобретать. Зачем асса-синам восточные единоборства и знание целого арсенала оружия? Они всегда убивали кинжалом. Его можно спрятать в многочисленных складках одежды, пронести мимо стражи, он легок и позволяет действовать быстро. Рукопашная борьба так же не имеет смысла. Ассасин не дрался за свою жизнь. А яды? За редким исключением, в использовании отравляющих веществ фидаинов никогда не подозревали.
К числу навыков ассасинов относят также актерское мастерство и травестию - искусство маскировки. Каждого фидаи готовили для конкретного региона. В зависимости от него юноша изучал тот или иной язык.
Фидаинам в самом деле приходилось действовать в разных странах, предста-вать перед жертвой в различных ипостасях: монаха, нищего, дружинника, су-фия, слуги и так далее. Зачастую требовалось месяцами, если не годами вы-жидать удобный момент. Без знания местного наречия и слияния с обозначен-ной ролью здесь не обойтись.
Другое дело, что фидаи не мог готовиться заранее к убийствам в определен-ном регионе. Лидеры Аламута не имели ни расписания, ни оракула, чтобы предугадать, кого судьба вынудит убрать с дороги.
В обучение ассасинов, конечно же, входили и духовные наставления, уроки. Они заставляли отвергнуть прошлую веру и принять новую за истину. Низа-ритские вожди обычно проявляли себя как искусные ораторы и философы. Неудивительно, при их стремлении к наукам. Упомянув о ядах, мы затронули следующий миф об ассасинах.
Миф 3. Отравленный клинок
Бытует мнение, что фидаины пропитывали лезвия кинжалов токсинами. Рас-смотрим эту версию на примере одного из убийств. Как-то двум ассасинам поручили убить могущественного европейского князя. Подобраться к жертве казалось невыполнимой задачей: телохранители не от-ходили ни на шаг. Тогда убийцы решились на хитрость. На протяжении двух лет они притворялись христианами. Благо, такийя позволяла. Ходили в тот же собор, что и князь. Молились, соблюдали посты, жертвовали собору неплохие суммы. В общем, убедили всех, что являются ярыми католиками. Они стали такой же неотъемлемой частью собора, как аналой или сам проповедник. Ох-рана перестала обращать на них внимание.
Настал решающий день. Во время молитвы один из ассасинов напал на князя, но охрана среагировала вовремя. Вельможа получил лишь ранения в руку и в плечо. Воспользовавшись суматохой, второй фидаи нанес удар кинжалом в сердце. Убийц казнили, но миссия была выполнена.
Итак, мы видим, что второй фидаи подверг свою жизнь опасности, когда пер-вый, казалось бы, выполнил задание. Если кинжал убийцы сочился ядом, кня-зю для встречи с Богом хватило бы и ран. Но напарник ассасина открывается и наносит контрольный удар.
Достоверность истории неизвестна, но она схожа с остальными сценариями убийств. Фидаи часто наносили несколько ударов. К примеру, первой жертве фидаинов - визирю Низаму ал-Мульку - не менее трех. Зачем? Если бы кин-жал был отравлен, хватало бы и пореза на пальце.
Миф 4. Старец Горы
В европейских легендах об ассасинах сирийского вождя низаритов Рашида ад-дина называют Старец Горы. Сомнительно, что сами низариты именовали так своего лидера. Тем более эквивалента титулу в арабском языке того времени не существовало. Возможно, крестоносцы слышали уважительное обращение "шайх" ("шейх") и неверно истолковали его. "Шайх" означает "господин", "мастер", "наставник", но имеет и другое значение, вторичное: "старший", "старейшина", "старец". Именно его и ввели в употребление рыцари. Правда, непонятно, как крестоносцы связали "шайх" с горой.
Миф 5. Райский сад
Перед заданием ассасина усыпляли с помощью гашиша и переносили в тай-ный сад при крепости. Юноша пробуждался и видел соблазнительных гурий, реки вина, молока и меда - искусную имитацию Рая из Корана. Дав соприкос-нуться с мечтой любого верующего, ассасина снова усыпляли наркотиками и возвращали в замок. Там лидер низаритов убеждал юношу, что тот был дейст-вительно в Раю. Врата небес снова откроются, если фидаи выполнит задание. По этой причине ассасин обычно не пытался бежать с места преступления и умирал с улыбкой на устах.
При Хасане ас-Саббахе в Аламуте был строгий порядок. Если Аббасиды по-грязли в пьянстве и педерастии, то ас-Саббах не пощадил даже собственного сына, когда того оклеветали в распитии вина. Правда, Марко Поло - автор ле-генды о райском саде - рассказывал об ассасинах седьмого лидера низари-тов - Ала ад-дина, который не чурался любви к спиртному и мужчинам. Собст-венно, он и умер от руки оскорбленного любовника.
Тем не менее сады низаритских крепостей слишком малы, чтобы вместить в себя описываемый Поло Рай. К тому же в подобную сказку можно поверить только в замутненном разуме: под действием алкоголя или опиума. Об этом чуть позже.
Легенда о райском саде придумана для того, чтобы объяснить поразительную преданность ассасинов низаритскому вождю. Сейчас не каждый хорошо зна-ком с исламом. В те же времена необразованные крестоносцы знали и того меньше. Пойми они веру арабов, готовность ассасинов умереть не казалась бы столь дикой и фантастической.
Имам для шиитов - это посредник между народом и Аллахом, его уста, из ко-торых льется истина. Только имам обладает тайным знанием. Только он за-ступится за верного ученика в Судный день и откроет ему врата в Рай. Лидер же Аламута - это скрытый имам.
Уместно упомянуть и смерть Хусейна, внука Пророка. Его зверски убили сун-ниты. Сторонники Хусейна чувствовали себя виноватыми, так как не смогли помочь в нужную минуту. Так в шиизм вплелись чувства искупления, самопо-жертвования и мученичества, которые впоследствии передались и ассасинам.
Вспомним и джихад - распространение веры путем "священной войны", борьбы с еретиками. Погибнув за веру, мусульманин обретает Рай. Так говорит Коран, в котором записаны слова Пророка: "Рай покоится в тени мечей".
Погибшие во имя веры или за имама получали статус мученика, тождествен-ный статусу праведника. Их имена хранились в крепостях низаритов, записан-ные в мартирологи ("Списки почета"). Не зря существует легенда о матери фидаи, которая узнала о смерти сына, выполнившего задание. Она возрадо-валась, казалось бы, печальной вести. Когда же сын вернулся живым, оделась, точно на похороны.
Описывая легенду о райском саде, мы коснулись, пожалуй, самого главного мифа об ассасинах.
Миф 6. Употребление гашиша
Существуют споры о происхождении слова "ассасин". Большинство ученых склоняются к тому, что французские assassins - это исковерканный вариант "хашишийа". Он означает человека, употребляющего "хашиш" - арабское на-звание продукта, получаемого из индийской конопли. Европейское происхож-дение "ассасинов" подтверждает и то, что у арабов слово "ассас" означает "защитник, покровитель", но никак не "наемный убийца".
Впервые термин "хашишийа" встречается в антинизаритском трактате 1123 г. Как раз в XII-XIII вв. в Сирии и других мусульманских странах о гашише узнали не понаслышке. В начале XIII в. выпускаются различные трактаты о вредном воздействии гашиша на человека, о его деградации как личности, что приводит к неспособности соблюдать предписания Корана. Таким образом, наркоман представлялся низшим классом, чернью, а главное - еретиком, что заслуживало наказания.
В домонгольских трудах мусульманских историков низаритов часто называют "батинийа", "мухидуны" или "малахида" ("еретики"). Лишь несколько раз проскакивает слово "хашишийа". Учитывая контекст, следует полагать, что авторы имели в виду не "наркоманы", а нечто среднее между "чернь" и "го-лодранцами" или просто "еретики". "Хашишийа" несло метафорический смысл, указывало на презрение к низаритам. Об употреблении ими "травки" не писалось ни в одном источнике.
Даже если не вдаваться в тонкости перевода древних летописей, бред мифа о гашише очевиден. Каково воздействие этого наркотика на организм человека? Как при алкогольном опьянении, рефлексы и ощущения притупляются, коор-динация движений ухудшается, появляются сонливость, апатичность, медли-тельность. Разве наркотически зависимый человек может годами выжидать момент для нападения, здраво мыслить, обманывать, действовать молние-носно и наносить точные удары? Да и строгое воспитание не позволяло фи-даинам употреблять наркотики. Когда провозгласили Кийяму, некоторые ее поняли как полную свободу. Погрязли в пьянстве и разврате. В результате Рашид ад-дин Синан - сирийский, второй после ас-Саббаха по значимости лидер низаритов - вырезал их всех.
Ислам, а тем более его ответвления, были незнакомы европейцам. Естествен-но, услышав от местного населения байки о "хашишийа" или встретив термин в рукописях суннитских хронистов, крестоносцы поняли его буквально. Посчитали, что нашли, наконец, объяснение поразительной послушности фидаинов Старцу Горы. Кто был знаком с мусульманским миром, в частности сами мусульмане, прекрасно понимали готовность ассасинов к самопожертвованию. Им и в голову не могло прийти сочинять сказки об убийцах-наркоманах. Только после XV в., когда легенды европейцев утвердились в умах людей, у одного арабского писателя появилось упоминание об эклектуарии - кашице из меда, специй и гашиша. Ее якобы продавали персидские исмаилиты.
Миф 7. Убийства ассасинов
В литературных романах ассасины в большинстве случаев предстают перед читателем в качестве неуловимых мстителей. По легендам, тайные убийцы днем жили обычной жизнью простого ремесленника или торговца. Это мог быть ваш друг или сосед. Ночью он сбрасывал с себя личину и шел на темное дело. Ассасины убивали как во имя Аллаха, так и за плату. Их боялись от Ки-тая до Германии, а число жертв фидаинов переваливало за сотни.
Легенды и политика ас-Саббаха совершенно противоположны. Хасан ас-Саббах воздействовал на психику врагов, нагонял страх, чувство незащищен-ности, где и с кем бы вы ни были. В его замыслах убийство представляло со-бой публичное зрелище. Чем больше очевидцев, тем лучше: волна страха выше, а слухи распространятся быстрее. Он не предвидел обратную сторону. Змеиные укусы убийц наводили ужас не только на знать, но и на потенциаль-ных последователей ас-Саббаха - простой народ, угнетенный разгулявшейся властью Аббасидов и сельджуков. Таинственность, неподчинение установлен-ным законам, коварство не могли не отталкивать. Попади ассасин в толпу - его разорвали бы на части. Такие прецеденты случались.
Итак, фидаи всегда нападал днем, причем прилюдно: во дворце, мечети, на улице. В основном убийца шел вслед за жертвой. Фидаи не дорожил жизнью и не пытался сбежать. Главное - выполнить задачу, заслужить место в Раю.
Под кинжалы фидаинов попадали преимущественно мусульманские владыки, франков - не более пяти. Следовательно, вряд ли их боялись в Германии или Китае.
Убийства ассасинов никогда не несли личный характер, а фидаи не убивал за деньги. Старец Горы устранял "помехи" на пути распространения низаритско-го учения, серьезные угрозы для общины. По подсчетам специалиста по сред-невековой истории Ирана Строевой, ассасины убили трех халифов, шестерых визирей, несколько десятков правителей областей и городов, крупных духовных лиц, а также великого иранского ученого Абу ал-Махасина, который вел активную антиисмаилистскую пропаганду. Всего за время существования Аламутского государства ста восемнадцатью фидаинами было убито семьдесят три человека. Сорок девять убийств приходилось на правление Хасана ас-Саббаха, причем двадцать два из них - на первые пять лет. С последней же трети XII в. за восемьдесят девять лет от рук фидаинов пало… четыре человека. Как видите, не такие уж и страшные цифры.
Рождение легенды
Вся ложь, которой покрыта история ассасинов (в том числе и сам термин, по-лучивший значение "наемный убийца"), родилась благодаря европейцам, в особенности крестоносцам. Далекие от мусульманского мировоззрения, они писали рассказы о поездках в Азию, Египет и не забывали упомянуть слухи об убийцах, держащих в страхе весь честной народ: от бедняка до султана. Слы-шали звон, но откуда тот доносился? В результате, домысливали, дополняли, полагаясь на собственную проницательность и фантазию.
Начало масштабному обману положил Бурхард Страсбургский, когда в 1175 г. вернулся из Сирии, из дипломатической миссии к Салах ад-дину. По возвра-щению на Родину Бурхард написал отчет, куда включил небольшой рассказ о "хейссессини". За ним последовал епископ Акры Жак де Витри. Германский историк Арнольд Любекский впервые упомянул в "Хронике" применение дур-мана. Рассказы передавались из уст в уста, добавлялись различными деталя-ми, переосмысливались. Вот уже Старец Горы занимается самосожжением на глазах у последователей, ассасины прыгают по его велению со скал, а отруб-ленные головы вещают о благах Рая.
По началу сказки относились к сирийским низаритам, а под Старцем Горы имели в виду их лидера Рашида ад-дина Синана. Европейцы были знакомы только с ними, благодаря Крестовым походам. В дальнейшем миф распро-странился на всех низаритов. Немало этому способствовали настроенные к ним враждебно сунниты и шииты-двунадесятники, а так же скрытность аламутских подданных. Тщательно охраняемая тайна всегда пробуждает бурную фантазию.
В начале XIII в. существование низаритов попало под угрозу вследствие наше-ствия монголов и давления мамелюков. Крестоносцы изгнаны из Святой Зем-ли. Контакты европейцев и низаритов оборвались. Воображение потеряло пу-ты, его не сдерживало ничто.
Легенды об ассасинах живо обрастают новыми подробностями. На свет поя-вилась самая грандиозная выдумка о наемных убийцах, которая сделала сво-их героев легендой, - история путешествий Марко Поло. Автор странствовал по Персии и действительно мог встретить низаритов - в верховьях Окса (Аму-дарьи). То есть тех самых беженцев, что спаслись от мечей монголов. Низари-ты, возможно, рассказали путешественнику об Аламуте и Ала ад-дине. Поло соединил их истории с европейскими сказками и написал новую легенду. На сей раз она повествовала об ассасинах Персии. Звание Старца Горы перешло и на правителя Аламута. Рай впервые спустился на землю, в сады низаритских крепостей. Его описание Марко Поло почерпнул из Корана.
Автора признали лучшим специалистом по теме ассасинов. Он видел Азию собственными глазами! Напомним, тогда не было телевидения и Интернета. Мало кто знал что-либо о дальних землях. Что говорить об Азии, когда многие понятия не имели, как выглядит их король.
Сейчас, когда правда всплыла на поверхность, многие по-прежнему пребыва-ют в неведении, а культура развлечений способствует этому. Слово "ассасин" уже обозначает любого наемного убийцу. Неуловимые исламские ниндзя со-вершают злодеяния в компьютерных играх и на страницах романов. Темное и злое всегда запоминается лучше, чем благой поступок. А ведь низариты в пер-вую очередь были покровителями наук и искусств, придававшими своей мис-сии высший духовный смысл. В Аламут приглашались поэты, ученые, алхими-ки и специалисты различных областей. Агенты Хасана скупали со всего мира редкие тексты, хранящие "тайные знания". За свою жизнь ас-Саббах собрал огромное количество трудов философов, трактатов исмаилитов, мистических книг. К сожалению, библиотека Аламута была сожжена монголами. По этой причине о низаритах известно мало. Ученые располагают лишь суннитскими источниками, от которых не следует ждать объективной оценки и чистой прав-ды.
Низариты современности
Сегодня низариты живут в двадцати пяти странах. Наибольшей численности они достигают в Северном Афганистане, Горном Бадахшане и памирской об-ласти Таджикистана. В отличие от большинства мусульманских народов, низа-риты приняли достижения западной цивилизации и выбрались из нищеты, безграмотности и веронетерпимости.
С 1957 года и по наши дни низаритов возглавляет Ага-хан IV. Династия Ага-ханов построила множество образовательных, здравоохранительных, спор-тивных учреждений, жилых зданий, банков и мечетей. Достигла неменьших успехов во внешней политике. Ага-хан IV учредил фонд, способствующий развитию стран третьего мира, а в Лондоне основал институт исследования исмаилизма.
Хоть низариты не сохранили государственность, не добились мирового гос-подства, их учение прошло сквозь века, претерпев множество трудностей, а община не исчезла в тени более крупных группировок. Хасан ас-Саббах мог бы гордиться успехом потомков.