Бостонский КругозорГОСТЬ НОМЕРА

ЮЛИЙ КИМ. ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ "КРУГОЗОРА" "Демократия есть признак силы, а не слабости"

…Демократия предполагает сотрудничество общества с государсттвом, что конечно, облегчает борьбу с коррупцией. Нынешнему режиму удалось почти полностью избавиться от общественного контроля и это кончится плохо - либо для общества, либо для режима…
____________________
В фотоокне
Юлий Ким

[+ВИДЕО]

О НАШЕМ ГОСТЕ

Юлий Черсанович Ким (р. 23 декабря 1936, Москва) - советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард, участник диссидентского движения в СССР.

Родился в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана (1904-1938) и учительницы русского языка и литературы Нины Валентиновны Всесвятской (1907-1974). В 1938 году его отец был расстрелян, мать до 1946 года была в ссылке. После ареста родителей 16 лет провёл в Калужской области и в Туркмении. В 1954 году вернулся в Москву.

Окончил историко-филологический факультет Московского государстве нного педагогического института (1959), работал пять лет (до 1963) по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал литературу, историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В. Ломоносова).

Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.

В 1965-1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения, вследствие чего вынужден был вплоть до 1985 г. публиковаться под псевдонимом Ю. Михайлов. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948-1999) - внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент Пётр Якир, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года.

Юлий Ким в 1967-1969 подписывал многочисленные коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Он, вместе со своим тестем П. Якиром и с И. Габаем, был соавтором обращения "К деятелям науки, культуры и искусства" (январь 1968) о преследованиях инакомыслящих в СССР. Проходил в оперативных сводках КГБ под кодовым названием "Гитарист". К этому же периоду относится и ряд песен Кима, тематически связанных с "диссидентскими" сюжетами: суды, обыски, слежка и т. п.

В 1968 году Ким окончательно расстался со школой по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении (а также таких песен, как "Адвокатский вальс", Господа и дамы и других). С тех пор Ким ведёт жизнь свободного художника.

Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым "цыганским" строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России.

С 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом "Ю. Михайлов", поскольку фамилия "Ким" звучала для начальства по-диссидентски крамольно. При этом публиковаться он не мог даже под псевдонимом.

Ким - разносторонний и резко ­критикующий общество бард. В марте 1968 года он вместе с Александром Галичем, Владимиром Бережковым и другими бардами участвует в фестивале авторской песни, организованном клубом "Под интегралом". Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников.

В 1970-1971 Ким принимал участие в работе по подготовке "Хроники текущих событий". Некоторые ее выпуски этого периода практически полностью отредактированы им. Затем Юлий Ким отошел от активной правозащитной деятельности.

В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами.

В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе "Ной и его сыновья". В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями - "Рыба-кит".

После начала перестройки фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила пластинку с песнями Кима (1988); в титрах кинофильмов появляется его фамилия. Песенная пьеса-композиция "Московские кухни" (1990) стала своеобразным завершением темы диссидентства в творчестве Кима.

К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио- и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).

Юлий Ким - член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трёх десятков пьес и десятка книг.

Лауреат премии "Золотой Остап" (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). В 2002 году перевёл мюзикл Нотр-Дам де Пари на русский язык, является автором русской версии сценария этого знаменитого спектакля и большинства песен.

С 1998 года живет попеременно в Иерусалиме и Москве. Член редколлегии "Иерусалимского журнала". Участвовал в записи "Иерусалимского альбома" - первого диска из серии "Авторская песня в Израиле".

В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации "Иерусалимского журнала", вместе с поэтом и редактором "Иерусалимского журнала" Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве.

В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед.

"Я СЫН МИНУВШЕГО ВЕКА"

- Дорогой Юлий Черсанович, для каждого человека очень важны его корни. Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- O папиной семье я мало что знаю.  О Всесвятских - слишком много, даже для краткого ответа. Клан этот был обширен и дружен, и когда отца расстреляли в 1938 году, а маму - посадили, мы с сестрой остались на попечении сначала деда с бабушкой, а затем тёток, вплоть до возвращения мамы в 1945 году.

Всесвятские были классическим образцом русской земской интеллигенции - священники и врачи, не избежавшие участи народного подвижничества. Они всегда поддерживали друг друга. И очень любили петь, и меня научили.

- В своей книге "Однажды Михайлов" вы захватывающе интересно рассказываете о своём детстве, юности, учёбе в институте и педагогической деятельности. Тема учительствования роднит вас с Булатом Окуджавой. Какой житейский опыт вы вынесли из тех лет?

- Мне нравилось учительствовать, и у меня это неплохо получалось. В учительстве есть свои увлечения. Например,  вытащить троечника в отличники.  Или еще задача: заставить инертную массу 10-го "А" стать более активной, разговаривающей, мыслящей …  Дело в том, что я призывал своих учеников шевелить мозгами, думать, живо, обсуждать "Войну и мир", учиться трепаться. И не в духе казенной интерпретации, а в духе живого человеческого восприятия. Без малого восемь лет преподавания не прошли даром - ни для меня, ни для учеников. Сейчас им уже под 60, а то и за, всё равно, встречая меня, непременно благодарят за науку.

- Ваша диссидентская деятельность широко известна, как и высказывание "Диссидентство - это не профессия, это историческое призвание."  В 60-70 годах никто, пожалуй,  кроме вас и Александра Галича, не позволял себе открыто критиковать советскую власть. Откуда эта смелость в вашей гражданской позиции?

 - Кроме нас с Галичем открыто критиковали советскую влась многие диссиденты. В отличие от нас с Галичем, они получали реальные сроки. Мое участие в диссидентском движении не стоит преувеличивать. Солженицын, Войнович, Максимов могли совмещать свое писательство с диссидентством, потому что отвечали только за себя. Я же, работая в театре и кино,  нёс ответственность за весь коллектив.

-  Недавно вы сказали: "Демократия есть признак силы, а вовсе не слабости, как кому-то хотелось бы думать. Если государство наступит на демократию, оно получит тотальную коррупцию, которая сильно затормозит развитие страны."   Оправдались ли ваши слова сегодня? Каким вы видите сегодняшнее российское общество?

- Демократия предполагает сотрудничество общества с государсттвом, что конечно, облегчает борьбу с коррупцией. Нынешнему режиму удалось почти полностью избавиться от общественного контроля и это кончится плохо - либо для общества, либо для режима.

 - О себе вы сказали: "Я сын минувшего века". Но ваша активная творческая деятельность широко известна и в России, и в Израиле, и в Америке. В России большой резонанс вызвала ваша острая песня, которую вы исполнили на вечере памяти правозащитника Анатолия Марченко  - про "Внутренний голос" президента Владимира Путина. Ваше отношение к оппоционным силам в России ?

- Оппозиционные силы вызывают моё искреннее уважение - кроме лимоновцев и националистов. А песня про внутренний голос получилась слабая,  и не будем преувеличивать её резонанс

( Р. Г. -  тут я  позволю себе не согласиться с Юлием Черсановичем - и песня прозвучала открыто и звонко, и голос справедливости в нём отнюдь не угас : - 30 июня с.г. группа деятелей культуры опубликовала обращение к муниципальным депутатам Москвы с призывом обеспечить реальную конкуренцию на выборах мэра. "Мы призываем вас поддержать попадание в бюллетени тех, за кем нет административного ресурса. Москвичи должны получить возможность выбора и увидеть убедительную картину своих политических предпочтений", - говорится в обращении, которое подписали Борис Акунин, Лия Ахеджакова, Юлий Ким, Андрей Макаревич, Леонид Парфенов, Эльдар Рязанов, Людмила Улицкая и Чулпан Хаматова.)

- Ваши поездки в Израиль неизменно проходят под знаком активного сотрудничества с "Иерусалимским альманахом", Вы частый гость в израильском "Переделкино" -  известном поселении Ткоа в Иудейской пустыне. Что в вашей духовной и творческой  жизни означают Израиль и ваши друзья Игорь Губерман и Игорь Бяльский?

- Израиль для меня - родное место. Там я живу, хотя и с перерывами. Само собой, образовался и круг общения - и широкий, и узкий, как и должно быть там, где живёшь. И Губерман, и Бяльский  входят в длинный список близких и родных мне людей - разумеется, в первом десятке.

И вновь повторю - в Израиле я с самого начала не чувствовал себя за рубежом, а когда я там два года пожил постоянно, эта мысль у меня укоренилась совершенно. Когда я туда еду, у меня ощущение: я возвращаюсь из Москвы, а не еду в гости.

-  Что известный диссидент, поэт, бард и драматург Юлим Ким хотел бы пожелать самому себе? 

- Здоровья и бодрости. И вам того же, дорогой читатель!

ТЕКСТ ПЕСНИ ПРО ПУТИНА "ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС"

Встал с утра, попил ситра из античной вазы,
Из той самой, за которой чуть не потонул,
Вдруг, откуда ни возьмись, слышу эти фразы,
Проморгал их, к черту, пьяный караул:
 - Путин, Путин, Путин, загляни в компьютер -
Там ты сам увидишь без труда,
До чего же, Путин, надоел ты людям,
Не такой была твоя мечта.
Разослал я караул по дальним гарнизонам,
Ходорковскому еще "двушечку влепил",
Окончательно порвал с Госдепом и ООНом,
Площадь Сахарова взял - и заменил газоном,
Женьку Велихова взял - и объявил шпионом...
Но тут опять проклятый голос завопил:
- Путин, Путин, Путин - ты же просто унтер,
А ты думал, что ты маленький капрал?
Вместо сабли, Путин, у тебя шпицрутен,
Не об этом, Вова, ты мечтал.
- Эй, кричу я, покажись, хватит этих пряток,
Кто ты есть, чтоб так меня позорить на весь свет?
- Я, Володечка, твоей совести остаток,
Очень маленький уже и схожу на нет.
Охламон ты, Путин, но так ты не будь им,
А послушай и не возражай:
- Сядь-ка ты на катер, на свой лучший скутер,
И вали обратно в Питер, отдыхай!

ЮЛИЙ КИМ ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ "ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС"

---------------------

На фото: Юлий  Ким (фото из семейного архива).