МАСТЕРА,
Алла ЦЫБУЛЬСКАЯТрадиционные концерты в Бостоне, учреждённые и вот уже 21 год организуемые пианисткой и бессменным артистическим директором Татьяной Дудочкиной, становятся масштабной международной акцией. Нынешний - на сцене Jordan Hall-New England Conservatory из цикла "Великие композиторы" - был посвящен 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886). И так же, как ежегодно, возникало ощущение, что создатель этих традиционных музыкальных празднеств поднимает для своей очередной программы буквально весь город. ..
Нынешний - на сцене Jordan Hall-New England Conservatory, из цикла "Великие композиторы" - был посвящен 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886). И так же, как ежегодно, возникало ощущение, что создатель этих традиционных музыкальных празднеств поднимает для своей очередной программы буквально весь город. Толпа у входа, до отказа заполненные ряды партера и ярусов этого превосходного зала говорили о стабильном и постоянно поддерживаемом интересе публики.
Между тем, значимость каждого концерта на протяжении всех лет существования цикла выходит за рамки чисто художественных достижений. Музыканты-исполнители, приглашаемые для выступлений, съезжаются в Бостон из разных стран мира. Чествования композиторов-юбиляров также носят воистину интернациональный характер. В зале присутствуют американцы и бывшие россияне - новые американцы, привыкшие черпать содержание своей жизни из духовных источников. Концерты, организуемые Татьяной Дудочкиной, становятся масштабной международной акцией.
Афиша обещала исполнение популярных и редко звучащих произведений в разных жанрах, для разных составов исполнителей: солистов, ансамблей и оркестра. Такое сочетание казалось продуманным и интересным. Однако наивысшим достижением исполнительства в концерте стало абсолютно новое звучание популярной листовской музыки. Знаменитая листовская виртуозность уступала первенство раскрываемому исполнителями листовскому лиризму. Точнее, виртуозность у каждого исполнителя сохранялась как заданная высота, но как средство, а не самоцель, не для ошеломления блеском октавной техники и фантастической беглости пальцев пианистов, а для того, чтобы знакомые бравурность и парадность, преобразившись, обрели интонации вдумчивости, вслушивания в самих себя, в переклички и отзвуки…
Знаменитая Рапсодия № 2 известна слушателям для соло фортепиано. Однако, существует авторское переложение для двух роялей, исполненное в концерте фортепианным дуэтом, который составили Сергей Щепкин и Татьяна Дудочкина. И несомненно оба музыканта сотворили чудо. Оказывается, там, где мы привыкли слышать forte, может быть удивительное piano, а там, где мы ожидали услышать вихревой темп, могло возникнуть неожиданное замедление… Сергей Щепкин словно из волшебной шкатулки извлекал как кружево пассажи, обыгрывал отдельные мелодические фразы, заставляя их нежно петь, отражаться, отзываться и посылал все это как дар своей партнерше, и Татьяна Дудочкина отвечала с такой же пленяющей интонацией… И совершенно забывалось, что эта великая музыка заиграна и притуплена банальностью демонстрируемого "шика". Ничего громогласного, ничего напоминающего стандартный эстрадный посыл! В исполнении этих двух пианистов превалировала тончайшая лирика, воплощенная в особом прикосновении к клавишам…
И совсем по-иному, в иной манере величие музыки Листа раскрывал гость-солист, пианист-виртуоз, обладатель Первой премии и Золотой медали на Международном конкурсе Листа-Бартока в Будапеште в 1971-ом году Мыкола Сук. В его исполнении Лист представал во всем великолепии, во всей мощи духа, во всей победности своей уникальной стремительной виртуозности! На сцену вышел мастер с богатейшим опытом, со своим пониманием композиторского стиля и с внутренним разгорающимся пафосом! И покорил зал.
Кроме того, Мыкола Сук солировал со студенческим оркестром, руководимым необычайно воодушевленным в тот вечер на сцене дирижером Стивеном Кариоданисом. Исполнение "Totentanz"- Пляски Смерти стало кульминацией концерта. Это произведение Листпосвятил своему ученику - пианисту виртуозу Гансу фон Бюлову, много гастролировавшему по Европе. И несомненно для последующих поколений исполнителей этого сложнейшего опуса композитора требуется высочайшее мастерство, которое и продемонстрировал Мыкола Сук.
Выбор сюжета Листом напрямую относится к развитию традиции искусства, пытающегося заглянуть в неведомое, непознанное, пугающее, вдохновлено живописью Босха, Брейгеля, Гольбейна… Мрачное трагическое содержание этой музыки вызывало образы танцующих скелетов, восставших из гроба мертвых тел и превращалось под маршеобразный ритм в апокалиптическую картину. Но каким-то неведомым путем в эту музыку проникали и дыханье свежего ветра, трепещущего в верхушках деревьев, отсветы зари, колебанья облаков, легкая рябь на воде, воссоздавая ощущение, что жизнь преходяща, а природа вечна…
"Забытый Романс" для виолончели и фортепиано прозвучал в исполнении Сэма Оу и Т. Дудочкиной, создающей, как всегда, выверенный чистый ансамбль. Это небольшое произведение оказалось наполнено лиризмом, красотой тембра "поющего" инструмента…
Необычное сочетание инструментальных тембров составило очарование печальной Первой Элегии для виолончели(Сэм Оу), фортепиано(Т. Дудочкина), арфы(Ребекка Богерс) и органа(Константин Файнхауз).Для нас этот опус композитора интересен еще и тем, что посвящен памяти покровительницы Листа Марии Мухановой- Калергис и имеет название - Колыбельная на могиле.
Но пение, рожденное человеческими голосами, составило особо примечательную атмосферу. Оно началось с исполнения камерным ансамблем студентов NEC под управлением хорового дирижера Бесс Уиллер "Ave Maria". Нежно, светло, возвышенно сплетались молодые голоса в вечной молитве…
Экспрессию в пении раскрывали по-разному бостонские вокалисты.
Виктория Аветисян - обладательница глубокого и подвижного меццо-сопрано спела две изящные вокальные миниатюры Листа "Радостно и печально" и "Ты, кто мне дал"на слова В.Гете, вложив в них более динамику и драматизм, чем пасторальные краски.
Егише Манучарян - тенор, принимавший в прошлом сезоне участие в премьере "Армиды" Россини на сцене Метрополитен-опера, предстал в концерте как тонкий камерный певец, владеющий piano. Подчиняясь задаче камерного исполнительства, он словно не выявил весь арсенал своего голоса, пользуясь лишь лирическими красками. Он исполнил два сочинения Листа для тенора(или сопрано): на слова В.Гюго "Как?-тогда спросил ты…" и на слова Ф. Фрейлиграфа знаменитый романс "Грезы любви"…
И, наконец, еще один вокальный шедевр Листа на слова Г.Гейне "Лорелея" исполнила молодая певица Елена Дудочкина. Ее нежное легкое сопрано заметно окрепло, обрело плотность звучания и силу, оказалось способно преодолевать высокую трудную тесситуру. Поэтому содержание поэмы о зачарованных красавицей путниках, гибнущих в пучине Рейна, было воплощено ею выразительно и драматично…
Одухотворенность и интеллигентность - вот что составляет неизменную атмосферу этого цикла, ставшего делом жизни музыканта Татьяны Дудочкиной.
И напрашивается еще один существенный вывод, связанный с ее деятельностью в связи с приглашениями принимать участие в концертах музыкантов, живущих в разных странах. Из года в год приезжают для выступлений русские, американские, европейские, украинские(скажем, Мыкола Сук и Татьяна Дудочкина - в прошлом киевляне) солисты. Представители посольств, чьи страны обозначены как родина того или иного композитора, в чью честь проводятся музыкальные вечера, зачастую присутствуют на них как почетные гости. Искусство без барьеров во всей свободе своего интернационального духа - Музыка становится грандиозным объединяющим звеном, которое со сцены перекидывается в зал.
ВИДЕО:
Franz Liszt Hungarian Rhapsody No.2 for two pianos, S.621/4
Die Lorelei (Franz Liszt) - performed by Yelena Dudochkin