ПОЧЕМУ ИЗМЕНИЛ МАЗЕПА
Геннадий ЕСИН...1700-й год принёс в Европу большую войну. Датский король Фредерик IV стремился вернуть захваченную Швецией южную часть Скандинавского полуострова. Курфюрст саксонский и по совместительству король Польский претендовал на оккупированную шведами Лифляндию. Россия желала вернуть устье Невы. Образовалась мощная антишведская коалиция, но для союзников война началась крайне неудачно.
Грядёт 300-летие Полтавской битвы
Геннадий ЕСИН
Конец Московии?
...1700-й год принёс в Европу большую войну. Датский король Фредерик IV стремился вернуть захваченную Швецией южную часть Скандинавского полуострова. Курфюрст саксонский и по совместительству король Польский претендовал на оккупированную шведами Лифляндию. Россия желала вернуть устье Невы. Образовалась мощная антишведская коалиция, но для союзников война началась крайне неудачно. Высадка Карла XII под Копенгагеном заставила капитулировать датчан. Под Нарвой тяжёлое поражение потерпела российская армия. Август II снял осаду Риги и отступил вглубь Польши.
Резкий поворот принёс 1706 год. Устав гоняться за выборным польским монархом по всей Народной Республике (а это без малого почти 900 тыс. кв. км), король шведский направился в Саксонию, в наследственное владение своего врага. Получив удар в самое болезненное место, Август II отрёкся от престола, разорвал союз с Россией и признал королем Жечи Посполитой ставленника шведов – Станислава I Лещинского. Московское государство осталось один на один с непобедимыми шведами, царь Пётр предложил мир, но Карл XII отверг это предложение. Элементарная логика подсказывала: Московии – конец…
Признались… под пытками
Авторитетный исследователь той поры Александр Густавович Брикнер утверждает, что в 1706 году Мазепа об измене ещё и не помышлял. «Сначала его уговаривал отложиться от Москвы Ян Собеский, потом Крымский Хан, затем к возмущению против Петра подбивали бежавшие на Дон раскольники. Мазепа энергично выступал против врагов царя, выдавал виноватых, сообщал Москве о делаемых ему предложениях».
Как-то забрёл в Преображенский Приказ бродячий монах Никанор с устным доносом от Генерального Судьи Кочубея о намерении Мазепы принять сторону шведского короля. Над гетманом учредили надзор, но ничего компрометирующего не установили… В передаче последующих кочубеевских «сигналов» принимали участие: бывший полтавский полковник Искра, действующий ахтырский полковник Осипов; поп Иван Святайло и даже некто Янценко... Но реакции – никакой.
Тогда заговорщики инкриминировали Мазепе самое «страшное» преступление – «умышление на здравие великого государя, как бы его в свои руки ухватить или смерти предать». Но казацкие разборки изрядно утомили самодержца российского, и Пётр «в собственноручном письме обо всём известил гетмана». Генеральный Судья не стал дожидаться реакции кума и бежал под защиту ахтырского полковника Осипова. Гетман обратился за помощью к канцлеру Головкину. Последний «озадачил» капитана Дубянского. Бравый гвардеец без промедления отправился в Красный Кут к Осипову, нашёл там беглецов, поблагодарил их за верность государю и, не мудрствуя лукаво, пригласил проехаться вместе с ним в главную квартиру, где их ожидают награды и прочие царские милости.
Тут бы Генеральному Судье спохватиться, заподозрив неладное, ан нет… С Кочубеем и Искрой увязались всё тот же ахтырский полковник Осипов, поп Святайло, собрался и племянник Искры – сотник Пётр Кованько, с собой взяли двух писарей и восемь слуг. 18 апреля 1708 года депутация в полном составе прибыла в Витебск. А на следующий день…
«Так как Кочубей зело стар и дряхл безмерно, того ради пытать его больше не решился, чтоб прежде времени не издох». Под пытками Искра и Кочубей признались в лживости доносов, интриганов передали Мазепе и обезглавили в деревне Борщаговка (ныне район на западе Киева).
Российское «иго»
В конце лета Карл XII вступил на территорию Малороссии, шведы распространили манифест, в котором обещали украинскому народу освобождение от непосильного ига русского царя. Идея с письменным обращением к поголовно неграмотным украинским селянам – это что-то! А насчёт российского «ига», так просто находка, учитывая, что затюканные холопы отрабатывали панщину отнюдь не в маетках московского царя, да и оброк платили не русским боярам.
Итак, росказни о том, будто Мазепа призвал Карла на Украину, документально не подтверждены. Появление шведов было для гетмана полной неожиданностью: «Дьявол его несёт! Все мои интересы превратит и войска великорусские за собой внутрь Украины впровадит на последнюю оной руину и на нашу погибель». На что Генеральный Писарь Орлик заметил: «Ежели виктория будет при шведах, то вельможность ваша и все мы счастливы, а ежели при царе, то и мы пропадем, и народ погубим». «Яйца курицу не учат! – перебил Мазепа. – Или я дурак: прежде времени отступить?.. Пока не увижу крайней нужды, когда царь не будет в состоянии не только Украины, но и государства своего от потенции шведской оборонить».
Но «кирдык» Московии не наступил, армия будущего российского императора не только не разгромлена, она находится буквально «под боком»…
Тогда почему изменил Мазепа?