ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ МЕНЯ НЕ ОТПУСКАЕТ РЕЖИССЁРСТВО
Григорий Крошин...Продолжения ленты "Москва слезам не верит", конечно, не будет. Хотя предложения подобного рода в последнее десятилетие действительно раздаются. Недавно, например, и в самом деле появился человек, который за большие деньги купил у нас все права, развил активность определенную, хочет сделать новый сценарий. Но все это, если и будет, то без меня, у них там своя команда, и я не имею к этому никакого отношения. Мое мнение - история завершена. Что это за герои будут, которым по 60-70 лет? Кино про детей и внуков, приходящих на могилы персонажей из п ервой ленты? Это смешно! Да и в самой ленте есть "притчевая закругленность", рассказывать все заново - по-моему, не интересно...
___________________________
В фотоокне
Владимир Меньшов во время беседы с автором. Фото автора.
Только что в Эссене с большим успехом прошел юбилейный, 10-й Фестиваль российской культуры "Россия в гостях у Эссена", на котором было представлено искусство Республики Хакасии (ансамбли народного танца, кукольный театр, горловое пение, национальный театр моды), а также десять российских фильмов - пять новых и пять в разделе "ретроспектива". Открывала фестивальную кинопрограмму премьера в Германии - новый фильм режиссера Николая Лебедева "Легенда №17" (о судьбе выдающегося советского хоккеиста Валерия Харламова). А представлял зрителям картину Владимир Меньшов, исполнивший в фильме одну из ключевых ролей - интригана, куратора хоккея из ЦК КПСС Балашова… Спрашиваю Меньшова:
- Как вы, Владимир Валентинович, восприняли Фестиваль в Эссене?
- Фестиваль отличный! Прежде всего я должен признаться в своем невежестве: я ехал в небольшой город Эссен, вроде Баден-Бадена или Оберхаузена… А оказался в одном из крупнейших городов Германии, это мое открытие и мое новое знание. Открытие, сделанное мною здесь, кроме всего прочего, будет заключаться еще и в том, что, хотя я довольно много езжу по России, но вот в Республике Хакасия до сих пор еще не был. Я благодарен Фестивалю за предоставленную мне возможность.
- В фильме, который вы здесь представили, у вас весьма несимпатичная роль, не так ли? Сразу согласились играть?
- Да. И мне приятно, что для открытия фестиваля в Германии выбран фильм, в котором и я занят. Я с удовольствием играю в этой картине, посвященной одному из ярчайших людей в нашем спорте - великому хоккеисту Валерию Харламову и, кроме того, знаковому событию в нашей тогдашней жизни, местами сравнимому с ярчайшими фактами истории Советского Союза, первой встрече советских хоккеистов с канадскими профессионалами. Я действительно в этой истории играю отрицательного персонажа. Настолько отрицательного, что после выхода фильма на экран я даже опасался, что меня на улицах при встрече будут бить… Но, к счастью, обошлось. Видимо, мое обаяние пересилило отрицательность образа (Смеется). Я думаю, что те, кто увидит фильм, не пожалеет о двух часах, потраченных на просмотр, так как это очень удачная картина, которая всколыхнула страну.
- Вы как актер снялись почти в девяноста фильмах, известны и любимы широкой публикой как яркий характерный актер. Испытываете ли вы раздвоение между актерством и режиссерством в своей личной практике? Вы же изначально, по первому своему образованию в Школе-студии МХАТ, актер. Много играете, в том числе и в своих картинах. Но и кинорежиссер. И тоже - по образованию, учились во ВГиК у Михаила Ромма. Все же - что для вас первостепеннее? Не отпускает актерство?
- Нет, я бы сказал по-другому: меня не отпускает режиссерство. А актерство меня уже отпустило давно.
- Как отпустило?! Вы же до сего дня активно снимаетесь. Скажем, кроме упомянутого фильма "Легенда №17", вас все помнят, например, по роли маршала Жукова в отличном сериале "Ликвидация", по многим другим ярким киноролям…
- Ну, это уже так само собой сложилось. Но если говорить вообще о моем актерстве… Это для меня сейчас не основное. Скорее все-таки - хобби… Если честно, то я сейчас тоскую не по тому, что не сыграл какой-то определенной роли, а по тому тоскую, что, например, в 2013 году опять не снял своей очередной картины, той, которую задумал. Вот это, я считаю, моя основная профессия, а вовсе не актерство.
- Когда вы говорите, что не сняли своей очередной картины, какую конкретно имеете в виду? Что было в ваших планах? По крайней мере, я вычитал в интернете, о трех названиях новых работ, которыми вы якобы заняты или собирались заниматься: это продолжение "Москва слезам не верит", "Большой вальс" и "Белый ягель"… Как обстоит дело с этими работами?
- Никак. Совсем никак! Ничего сегодня не числится за мной. Ну, кроме, пожалуй, фильма "Большой вальс", который мы действительно начали снимать, сняли несколько сцен, но, к большому сожалению, не хватило денег, и все закончилось, едва начавшись… В общем, больше уже его не будет.
- Вы говорили, кажется (извините, источник информации - тот же интернет…), и о возможности продолжения "Москва слезам не верит". Кто-то, вроде, нашелся с деньгами и назвал вас в качестве режиссера этого продолжения, и Юлию Меньшову в главной роли, и Домогарова в роли Рудика… Это правда?
- Нет, это все было давно и абсолютная неправда. Журналистские фантазии. Продолжения ленты "Москва слезам не верит", конечно, не будет. Хотя предложения подобного рода в последнее десятилетие действительно раздаются. Недавно, например, и в самом деле появился человек, который за большие деньги купил у нас все права, развил активность определенную, хочет сделать новый сценарий. Но все это, если и будет, то без меня, у них там своя команда, и я не имею к этому никакого отношения. Мое мнение - история завершена. Что это за герои будут, которым по 60-70 лет? Кино про детей и внуков, приходящих на могилы персонажей из первой ленты? Это смешно! Да и в самой ленте есть "притчевая закругленность", рассказывать все заново - по-моему, не интересно.
- Владимир Валентинович, вы известны своими откровенными, подчас весьма резкими высказываниями, независимым мнением, смелым поведением, идущим иногда вразрез с общепринятым… Иногда приводящими даже к публичным скандалам. Откуда это у вас? Из семьи? Или благоприобретенное?
- Не знаю даже, как вам определенно на это ответить… В принципе, думаю, что это у меня все же скорее благоприобретенное. Потому что жизнь вообще-то толкает в такую сторону, чтобы научиться быть дипломатом, не говорить совершенно открыто то, что ты думаешь. Один разговор - среди своих, друзей, близких людей, другой - среди посторонних, третий - прямо в лицо… и так далее. Я как-то, смолоду увидев это все, когда оказался в актерском мире, режиссерском… вообще артистическом, творческом… и увидел такие фальшивые взаимоотношения между людьми, подумал, что надо это как-то категорически ломать в себе, не поддаваться этому общему месту, этой фальши, двуличию и проч., и в результате такой позиции приобрел себе постепенно множество врагов. Ну и в конце концов, конечно, вынужден был все-таки несколько скорректировать свои позиции, свое поведение. Понял, что многие люди просто не выдерживают правды, значит, и нельзя им говорить эту правду в лицо, а надо ее высказывать очень опосредованно, околично, аккуратно… Все это я тоже разглядел, но тем не менее, видимо, этот первый посыл во мне оказался сильнее, более основательным и глубоко въевшимся в мой характер. И приводит к некоторым все-таки резким моим проявлениям…
- Как, к примеру, в известном скандале на вручении премии MTV фильму "Сволочи"? (Напомню: в 2007 году Владимир Меньшов отказался вручать приз за лучшую картину по версии канала MTV киноленте "Сволочи" по сценарию Владимира Кунина, которая рассказывает о детских диверсионных отрядах в СССР. Он тогда, помнится, сказал об этом так: "Этот фильм в момент выхода был подвергнут жесткой критике и, прежде всего, со стороны ветеранов. И мое отношение во многом схожее с их позицией. И тут меня приглашают на мероприятие, где нужно вручить приз лучшей киноленте. Я вижу, что среди кандидатов мелькает фильм "Сволочи". И еще сидя в зале жене говорю, если случится такое, что фильм что-то получит, я просто уйду. И надо же такой подлости случиться! Я открываю конверт с именем победителя - а там "Сволочи"!" - Гр. Кр.).
- Да, был и такой факт… Но, знаете, надо сказать, часто все же такая моя откровенная позиция дает свои положительные плоды, и хотя время от времени она действительно прорывается в форме почти скандальной, но принципиально я стараюсь все-таки в том, что мне явно не нравится, не врать. По крайней мере, не говорить, что то или иное очень хорошо, когда я-то сам прекрасно вижу, что на самом деле это, наоборот, плохо. В общем-то, пытаться находить такие слова, чтобы человек в итоге понял, что это мне не понравилось. Что делать, приходится выбирать какую-то удобоваримую форму.
- Помогает ли вам в конечном итоге такое ваше открытое поведение в вашей работе, в частности, режиссерской - в отношениях, например, с актерами, операторами и другими коллегами?
- Думаю, что в этой работе как раз очень даже помогает. Потому что, я считаю, что именно в этой моей работе надо быть предельно честным, говорить все прямо и не увлекаться вот этими словесными хитросплетениями, которые в итоге перерастают часто в настоящие интриги.
- Скажите, Владимир Валентинович, а после еще одной громкой истории, когда вы в 2011-м проголосовали против выдвижения фильма Никиты Михалкова "Утомленное солнце-2" на премию "Оскара", вы продолжаете быть председателем российской Оскаровской комиссии?
- Да, я и сегодня являюсь председателем этой комиссии. И, между прочим, сам Михалков тем не менее первый предложил мне остаться в комиссии и продолжать быть председателем ее. Это хороший знак, я считаю, и хорошо о нем говорит.
- Сейчас в России много премий в области кино. Все ли они, на ваш взгляд, честные?
- Я в эти вопросы стараюсь не влезать. Когда начинают муссировать эти закулисные дела: вы, мол, не знаете всей правды, как там друг другу раздают эти премии и… так далее… Мне это все не нужно, да и, по правде говоря, не интересно.
- Правда же, вроде, должна быть открытой, лежать на поверхности, или нет?
- Нет, не соглашусь, она не на поверхности. Я не уверен, что это должно быть так. И почему тут вообще возникают сомнения в честности присуждения премий? Мы ж голосуем, каждый член жюри выражает свое мнение о том или ином фильме, нравится ему или нет, путем голосования. А уже что получится в итоге такого голосования, это и есть решение о премиях. Якобы голосует все кинематографическое сообщество, и за "Нику", и за "Орла". А уже все разговоры о том, что потом все это неверно подсчитывают - я не в курсе дела. Я точно ничего не знаю, не могу ничего сказать об этом определенного, так как у меня на руках нет никаких фактических данных о какой-либо фальсификации.
- Где-то вы сказали, что рады, что, не в пример некоторым вашим коллегам-киношникам, вам удалось не вляпаться в политику… Действительно, не вляпались? Но ведь, кажется, еще в 2003 году вступили в "Единую Россию"… Разве это не политика?
- Это долго объяснять, но… Это стало для меня скорее случайностью. И вообще - я уже не член "Единой России".
- Не стремитесь ли вы в киноначальники?
- Нет. Определенно - нет.
- И предложений подобных вам не было?
- Нет, предложения, конечно, были в свое время. И даже желание тогда у меня временами возникало, чего ж тут скрывать. Всё было. Но, так я вам скажу, близкое знакомство с этой средой изнутри и понимание этой среды и всей ситуации вокруг нее окончательно отвратило меня от подобной перспективы. Я понял, что туда, в начальники, в такие должности и профессии идут всё же особые люди. Это я говорю не в осуждение кого-либо и не в похвалу. Я просто знаю, что это другой класс людей, к которому я не принадлежу совсем.
- С творчеством это совместимо, как считаете?
- Почему же, совместимо. Вот Карен Шахназаров, например, прекрасно это совмещает в себе. Он, отличный режиссер, оказался, кроме всего прочего, еще и блестящим администратором, руководителем такой гигантской организации, как киностудия "Мосфильм". Так что, как видите, в данном конкретном случае очень даже совместимо.
- Общий вопрос: как вы относитесь к созданию единого учебника истории. Вы, например - за?
- Знаете, этот вопрос очень серьезный и говорить на эту тему надо обстоятельно, то есть он не годится, чтобы обсуждать его так вот, на ходу… Но я, честно-то говоря, просто не понимаю, как это не иметь единого учебника истории. Поскольку я, да и вы, видимо, учились именно по единому учебнику истории, то есть в то время, когда он у нас был один-единственный. И что это значит - "альтернативные учебники", мне пока это непонятно. Поэтому, да, я за то, чтоб был выработан какой-то все-таки единый взгляд на историю нашей страны.
- Как-то Аркадий Инин сказал, что он хотел бы обратно в СССР. А вы как считаете: мы, став тем, чем мы сегодня являемся, потеряли или приобрели?
- Мое твердое мнение: мы потеряли больше, чем приобрели.
- И в искусстве тоже?
- Никаких сомнений.
- А как вам нынешняя "мода" не религиозность. В частности, среди начальников, коммунистов, то есть людей, которые совсем еще недавно, казалось бы, отвергали всяческую религию, церковь и прочее, а сейчас истово молятся, совершают публично обряды и… так далее?
- Я думаю, что жизнь сама все расставит по своим местам. Да, это во многих случаях, к сожалению, у нас превратилось в моду, но с другой стороны, есть люди, которые не притворяются верующими, для которых вера - это не конъюнктура, а искреннее, настоящее чувство. Я просто знаю эту ситуацию по личному опыту, наблюдая своих друзей, да и близких людей, кстати, тоже. Я увидел, что кто-то просто действительно верит в это дело, и по-настоящему ведет себя в этом отношении, то есть абсолютно не притворяется, не работает на публику, не врет сам себе.
- А что касается чиновников?
- Ну, что чиновники… Я, может быть, просто не знаю их так хорошо как людей. Может, среди них тоже есть вполне серьезные, думающие люди, которые тоже поверили в бога, которые пришли к тому, что в их сегодняшней жизни им не хватает веры и так далее, не буду говорить о них огульно… Но я знаю, что сегодня, к сожалению, "мода" на все это действительно большая, но, я уверен, она сойдет, вся эта пена осядет, и останется, может быть, одна десятая часть таких фальшивых людей, притворщиков.
- И последнее: как вам режиссеру с женой-актрисой (Супруга режиссера - народная артистка России Вера Алентова - также присутствовала на Фестивале в Эссене. В разделе "ретроспектива" она представляла фильм "Москва слезам не верит" - Гр. Кр.)? Трудно, наверное?
- Нет, лично мне совсем не трудно. Извините, но больше ничего сказать не могу. И так много наговорил…
- Спасибо, Владимир Валентинович, за это интервью.
_______________________
На фото автора: В. Меньшов во время беседы с автором.