Бостонский КругозорНРАВЫ

ДРУЗЬЯ

Любовь закончилась. А что осталось? Определить то, что осталось, он не смог. Но утром поцеловал ее, когда она проснулась, и сварил на ее долю кофе. А когда она позвонила на работу, попросил подробно рассказать, что происходит с дочерью. И потом, уже вечером, продолжил обсуждение столь животрепещущей темы. Ночью он спал крепко. А она читала...

Он проснулся  минут за десять  до того, как зазвонил будильник. В комнате было темно и сыро. Тянуло из окна над головой. По  детской привычке  пришлось  натянуть одеяло на уши, чтобы стало тепло. Если уши были в тепле,  он не мерз никогда. Жена рядом храпела. Да так сильно, что он испугался. Может, сердце? Пришлось вылезти из кокона и привстать на локте. Нет, лицо спокойное, просто спит. И откуда в таком хилом тельце рождаются такие звуки? - подумал он, но будить супругу не стал. А просто повернулся на другой бок.  И заснул.

Будильник звенел, не переставая. Пришлось открыть глаза, откинуть пуховое одеяло и  встать.  Привычным движением он сбросил с себя  футболку и пижамные шорты. После чего проследовал в ванную.  Теплая вода осталась с вечера.  Но он по утрам принимал холодный душ, а жене  хватит. Можно не включать подогрев.  Растерев тело махровым полотенцем, он, не одеваясь, подошел к умывальнику, чтобы почистить зубы и побриться. Брился он через день и через день подстригал свою бородку, которую отпустил   лет  сорок  назад.  Все лежало на привычных местах. Выдавив толстую "пиявку"  "Аквафреша" на щетку "Орал -би", он посмотрел на себя в зеркало и  открыл рот.

Сегодня воскресенье. Вся Европа сладко спит, а он, давно уехавший из России в Израиль, начинает очередную рабочую неделю.   По заведенному много лет назад  порядку, первым в ванную входил он.   А жена вставала, когда он возвращался  в спальню. Но сегодня она  нарушила установленный порядок вещей  и  вошла в ванную, которую он уже давно перестал запирать.

- Сколько можно говорить одно и то же! - он давно решил не раздражаться по пустякам, поэтому протест получился довольно вялый.

- Слушай, я хочу пипи!  - спокойно ответила она и подняла крышку  унитаза.

- Разве это единственная уборная в доме? - буркнул он.

- Нет, конечно, - примирительно ответила она и оторвала туалетную бумагу.  А слить забыла. Как всегда. И он, ничего не говоря вслед, просто нажал  на спуск. Вода заурчала. И только тогда в дверях появилась ее голова: - Прости, опять забыла!

Он махнул рукой и вышел из ванной.  Сел на кровать и принялся смазывать ступни ног и между пальцами  кремом-дезодорантом.  Жена стояла голая у большого зеркала и рассматривала себя.

- Как ты считаешь, я сильно изменилась?   - вдруг услышал он и онемел.

Что ответить женщине, с которой он прожил почти сорок лет, родил  троих детей и  которой в этом году исполняется шестьдесят?

- По сравнению с  каким периодом? - поинтересовался он.

- За последнее время, - уточнила она.

- Нет, за последнее время ты не изменилась совсем, - с облегчением ответил он, потому что она не уточнила, за какое время, а за прошедший  год он никаких перемен в ней не заметил.

- Правда? - жена улыбнулась и принялась изучать свое лицо. - И новых морщин как будто нет. Я за этим слежу. Регулярно хожу  к косметичке.

- Ходи сколько хочешь, - сказал он для поддержания разговора.

- Я так и хожу, хотя это дорого....

- Сколько раз можно повторять, что  на себе экономить нет нужды. Трать столько, сколько нужно... - он вздохнул. Надоело повторять одно и то же. .

- Ты прав, я экономлю на пустяках, - согласилась жена. И скрылась в ванной.


А он  только тогда заметил, что она снова забыла положить ему на кровать  чистые трусы, футболку и носки.

Скорее евреи помирятся с арабами, чем она усвоит свои нехитрые утренние обязанности! Почему он никогда не забывает выжать гранатовый сок для них обоих или сделать тосты? И тысячу других мелочей?   Сердиться не было сил, но указать на очередной промах необходимо. Иначе она  забудет и завтра. Не вставая с кровати,  он открыл дверь в ванную и закричал:

- Ты опять забыла принести мне белье! Придется сделать это сейчас!

Она молча вылезла из ванны и прочапала босиком в гардеробную, оставляя мокрые следы на полу. А потом вышла оттуда и от самой двери швырнула  ему на постель трусы, футболку и носки.

- Спасибо! - уже спокойно произнес он.  - Кофе на твою долю сварить? - спросил он как ни в чем не бывало.

- Можно, - тоже, успокоившись, ответила жена и скрылась в ванной.

- Фу, черт! - он встал и отправился снова в ванную. - Забыл  помазать дезодорантом под мышками, - сообщил он жене, которая уже вытиралась  его полотенцем. У него потемнело в глазах. - А где твое? Опять забыла взять?

- Опять, - жена опустила голову.

- Брось в стирку, - процедил он сквозь зубы и ушел.

Кофе они пили молча. Хотя жена собиралась обсудить с ним несколько вопросов. И прежде всего поведение их средней дочери, которой уже стукнуло тридцать. Однако, несмотря на  солидный возраст, она   постоянно сидела дома и не встречалась с  парнями. Им обоим это казалось странным.  И она хотела попросить мужа, который, как ей казалось, лучше понимал дочь, поговорить с ней. Но  не решилась. Потому что он сразу начнет обвинять ее. А портить себе настроение перед работой ей не хотелось. И она решила перенести разговор на вечер. Он тоже не любил собачиться с самого утра, поэтому начал очень миролюбиво:
- Слушай,  мне  не в чем ходить. У меня нет ни одной куртки.

- А почему ты говоришь мне об этом зимой? - искренне удивилась она.

- А  когда надо было? - поинтересовался он.

- Осенью. Когда я искала   куртку себе.  Могла заодно  купить  и тебе. Но у тебя же есть замшевая, которую мы покупали во Франции!.

- Так когда это было? Лет десять назад! Я с тех пор немного возмужал. И она мне узка!

- Я не знала.

- Другого ответа я и не ожидал.

- Не поняла, - она искренне  удивилась.  -  Ты попросил, я поищу! В чем проблема? - бросила  жена и встала из-за стола  с чашкой в руках, которую поставила в раковину. 
Он оставил ее вопрос без ответа.
 

За столько лет брака  она так и не научилась ухаживать за  мужем. И он поставил  свою чашку в раковину сам. О том, чтобы утром помыть посуду, не было и речи. Он сдался давно  и перестал делать ей замечания по этому поводу, чтобы их жизнь не превратилась в ад.


Работа начиналась в восемь. Он первым делом включал компы и делал себе крепкий кофе без сахара. В кабинете он сидел один.  И пока  они загружались, он прикидывал, что надо сделать сегодня. Проверял, появились ли новые проблемы. И если их не было, действовал строго в соответствии с планом, который составлял на неделю. 

 Не прошло и двух часов после того, как супруги расстались, как она уже прислала ему на работу очередные смешные истории. Он посмеялся и перестал текст своему другу, работавшему в другом корпусе.

Спустя еще час она позвонила. И завела разговор о дочери. А он, занимаясь решением не очень важных проблем, слушал ее  невнимательно, поскольку  знал, что она позвонит еще раза три, не меньше,  и будет мусолить эту тему. По заведенной привычке он никогда утром не спрашивал о ее планах. Потому что планы у нее менялись, и  только к концу дня  она могла  точно сказать, пойдет ли после работы к подруге или сразу приедет домой.

До обеда оставалось еще часа полтора, когда он почувствовал, что хочет есть. И тут же вспомнил, что забыл  напомнить жене, чтобы  та купила свежий "коттедж". Если он не позвонит,  она никогда не заедет в супер.  Значит, вечером он будет злиться. И отдаст несвежий творог собаке, а себе потребует сделать   яичницу.

Она позвонила как только он вернулся с обеда. Но даже не поинтересовалась, что он ел. А сообщила, что идет вечером с подругой в кино. И будет поздно.

- Как? Ты не зайдешь в магазин и оставишь меня без творога?

- А что делать? Мы едем в кино на моей машине. И мне еще надо забрать ее.

- Что делать? Сейчас скажу:  уйти с работы пораньше, по дороге заехать в магазин, купить  "коттедж", привезти его домой, а потом  поехать за подругой.

- А ты бы не мог сегодня в виде исключения съесть омлет? - робко спросила она.

- Я это исключение ем уже почти сорок лет. И у тебя всегда находятся веские причины! - пробурчал  он и бросил трубку.

Теперь он не будет брать ее, если она решится позвонить еще раз. Но она не  решится. Уже изучила его характер.  И придется ей уйти с работы часа в четыре, чтобы заехать в супер, купить свежий творог, забросить его домой, а потом снова тащиться к подруге, которая живет около работы, и ехать с ней в кино. Иначе он не будет разговаривать с женой дня три.

Домой он приезжал к половине шестого. И обычно сразу шел к себе в кабинет, чтобы включить компьютер, но сегодня прошел к холодильнику и проверил: "коттедж" стоял на видном месте.  Успокоившись, он направился в спальню, сбросил с себя всю одежду. И прошел в ванную. После душа надел пижамные шорты и футболку без рукавов. Налил себе стакан воды с лимоном и засел в своем кабинете.

Она позвонила перед началом сеанса.

- Все в порядке?

- Да, - он был немногословен, потому что у него полетел диск.

- Тогда пока, я буду часов в десять. Ты ужинай один!

- Когда ты перестанешь шататься по подругам и начнешь ухаживать за мужем? - в сердцах спросил он и бросил трубку. Она больше не перезвонила.

К восьми вечера он очень проголодался. И вместо ежедневного творога сделал себе омлет. А творог оставил на завтра.  Потом посмотрел новости по телевизору и вернулся к компу.

Она приехала, как обещала. Он услышал, как ее машина въехала во двор. Но не вышел к двери ее встретить. А продолжал сидеть в кабинете. Она приоткрыла дверь и просунула голову:

- Страшно устала, иду спать!

- А я ? Я тоже хочу спать. Но я ждал тебя!

- А что меня ждать? Пошел бы и лег! - засмеялась она.

- Так ты же хотела рассказать мне  еще что-то о нашей дочери. Вот и она звонила. У нее, кстати, был такой  голос, что я испугался. Что  с ней происходит?

- Нету сил говорить  о ней. Давай завтра, - предложила она.

- Давай, - согласился она. И встал из-за стола.

Жена стояла перед зеркалом в спальне и снимала макияж. Он прошел к своей кровати, откинул одеяло и нырнул в постельку. А она еще долго копошилась в ванной. И поскольку дверь не прикрыла, то они разговаривали о кино, которое она только что видела. И которое он только что скачал и рассчитывал посмотреть с дочерью. Потому что жена такие фильмы не любила. Она так и сказала:

- Напрасно пошла,  только время потеряла. Это не для меня. Я не люблю научную фантастику.

- Правильно, если бы ты сказала мне, на какой фильм идешь, я бы тебя отговорил.

- Да я сама не знала. Забыла спросить у подруги. А она ведь билеты купила заранее.

- Впредь всегда спрашивай меня.

- Обязательно, -  пообещала она и легла на свою половину.

Он читал еще около часа, а потом выключил свет и сразу же заснул. Проснулся он среди ночи от боли в животе. Пришлось встать и пойти в уборную. "Черт меня дернул съесть эти яйца!" - подумал он, сидя на толчке. Вот еще одна примета старости. На ночь ничего тяжелого есть он не мог уже года два. Только творог. И фрукты. А когда позволял себе яйца, колбасу или рыбу, желудок бунтовал. И пол-ночи приходилось проводить в туалете. 

Туалетная бумага кончалась всегда неожиданно. Но чтобы избежать неприятных разговоров с супругом, она покупала большие упаковки. И кладовка была забита ими под завязку. Однако из кладовки бумагу  надо было разнести по трем туалетам, которые имелись  в доме. И вот это она частенько делать забывала. Отсутствие бумаги он обнаружил  среди ночи, когда решил использовать ее по назначению.  И  пришлось кричать  ей из уборной:

- Где туалетная бумага, черт побери! Давай, просыпайся! Сколько мне еще сидеть на толчке!

Она молча встала, спустилась на первый этаж, где находились бывшие три детские и кладовка, вытащила упаковку туалетной бумаги. И ночью разнесла  ее по всем уборным. А потом, не сказав ни слова разъяренному мужу, легла в постель и тут же заснула.   А он лежал без  сна до рассвета. И  ему  пришло в голову,  что любовь  между ними кончилась в тот момент, когда он впервые разбудил ее среди ночи и спросил, где туалетная бумага. Или когда перестал запирать дверь в туалет?... Но когда это случилось впервые, он вспомнить не мог.

Любовь закончилась. А что осталось? Определить то, что осталось,  он не смог. Но утром поцеловал ее, когда она проснулась, и сварил на ее долю кофе. А когда она позвонила на работу, попросил подробно рассказать, что происходит  с дочерью.  И потом, уже вечером, продолжил обсуждение столь животрепещущей темы. Ночью он спал крепко. А она читала чуть ли не до рассвета. И утром у нее болела голова. Он приказал ей остаться дома, вызвал на дом врача и уехал на работу.  С работы звонил несколько раз. Первый звонок сделал спустя час после приезда на работу. Она сказала, что ей уже лучше.  Что врач у нее ничего не нашел. Банальное переутомление. Он попросил ее  полежать  в постели до его возвращения.  А вечером снова сделал себе омлет, потому что она не поехала в  супер и не купила свежий "коттедж"  по причине болезни.