Бостонский КругозорТЕАТР

БОСТОНСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА. "ПУРИТАНЕ" ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

Удивительно совпало, что эту редко появляющуюся в репертуаре мировых оперных театров оперу в стиле бельканто одновременно в конце сезона 2013-2014 годов поставили в нью-йоркской "Метрополитен-опера" и куда более скромной по масштабу компании - "Бостонская лирическая опера". Мой рассказ - о премьере в Бостоне...

Удивительно совпало, что эту редко появляющуюся в репертуаре мировых оперных театров оперу  в стиле   бельканто  одновременно в конце сезона 2013-2014 гг. поставили в нью-йоркской "Метрополитен-опера" и в куда более скромной по масштабу компании - "Бостонская лирическая опера". Мой рассказ - о премьере в Бостоне.
 
Минимальными средствами дизайна художник Джон Конклин воссоздал  атмосферу Англии 50-х годов 17-го века с их суровостью и романтизмом. Над сценой с колосников спущены панели с живописно нанесенными облаками в ночном клубящемся тумане, а под ними фрагмент стены старинного замка, в котором живет героиня…. На сцене установлена деревянная платформа, вокруг которой ниже расположился хор…. Тут оживают события оперы, перенесенные либреттистом графом Карло Пеполи из французской драмы "Круглоголовые и рыцари", авторы которой Франсуа Ансело и Ксавьер Бонифас Сэнтэн в свою очередь заимствовали сюжет из романа Вальтера Скотта "Пуритане".

Действие развивается в эпоху Оливера Кромвеля - период борьбы между роялистами и пуританами. Движение пуритан было направлено против отстаиваемой роялистами англиканской церкви. Король Карл 1-й уже казнен. Его вдова Генриетта Французская пребывает плененной в Плимуте, в лагере пуританского наместника лорда Уолтона.  А он, суровый воин, испытывает нежнейшие отцовские чувства к дочери - красавице Эльвире. Также преданно  любит ее родной дядя, брат отца, сэр Джордж Уолтон. Эльвира, которую лелеют оба, все-же не сможет избежать превратностей судьбы: ее сердце принадлежит сэру Артуру Талботу - роялисту, а с детства она обручена с сэром Ричардом Фортом - пуританином, капитаном армии отца. Счастье девушки зависит от согласия отца на брак с Артуром. Однако, причина ее трагического потрясения возникает совершенно неожиданно. Прибыв в Плимут в надежде  соединить свою  судьбу с её судьбой, Артур узнает среди присутствующих в замке Генриетту - вдову короля. Понимая, что ее участь будет такой же, как и мужа, он отваживается на спасение несчастной. Но Эльвира решает, что любимый ей изменил.

Любопытно, что Беллини, наделивший своих героев небесными мелодиями арий, торжеством бельканто, дает им итальянские, а не английские имена (они внесены в программу спектакля): так, скажем, Ричард зовется Рикардо, Джордж Уолтон - Джорджио, лорд Уолтон - Гуалтиеро…

Грустно думать, что Беллини (1801-1835) - творец божественной музыки,   очаровавшей когда-то Шопена, оставивший  уникальное наследие- "Сомнамбула", "Норма", "Пуритане",  прожил всего 35 лет…

Премьера  "Пуритан" состоялась в Париже 25 января 1835-го года. И вот в 2014-ом году в Новом Свете вновь звучат бессмертные гармонии композитора, создавшего чудеснейшие напевы не только для колоратурного сопрано героини - Эльвиры, но и баритоновые колоратурные арии, а также  для тенора с высокой тесситурой, где требуется два высоких ре и даже одно фа…

Режиссер-постановщик Кристал Манич выстраивает спектакль без излишнего стремления насытить сценическое действие визуальными задачами.
 В опере  - торжество бельканто, и достоинство постановки в  неторопливом  наслаждении красотой и силой эмоций, передаваемых в пении. Хоровые эпизоды воплощены в воодушевленном пении без ставшей принятой на современной сцене    имитации живой жизни. Нам предлагают скорее иллюстрации к ней, выполненные художественно и с заданной высотой эстетики. Хоры воинов в  мизансценах откровенно статичны. Хоры юных дев эффектны плавным кружением вокруг героини, и как  ее отражение  они  одеты в красные платья…

Режиссура подчиняется и следует власти Ее величества оперы, возвышенной и свободной от бытовых реалий, не хлопочет о сценической действенности, героев в своем времени, не перенося насильственно в другое, и, наконец, открыто преклоняется перед музыкой и строго следует ей, полагая ее богатство главной ценностью… И такое понимание убеждает.  Дирижер Дэвид Ангус всё исполнение подчиняет солистам, помогая им выявить самые экспрессивные, самые пылкие, самые страстные и самые нежные эмоции в   протяженных легато, выразительной фразировке, вокальной виртуозности. Он передает и чистоту тембровых красок инструментов в исключительно   оркестровых эпизодах.

Эльвира  - Сара Кобурн появляется радостной, в ожидании счастья. Она весела и нарядна в ярко-красном платье с фижмами, играя с развевающейся подвенечной фатой. Ликование, скольжение глиссандо на высоких нотах слышится в ее звонкой колоратуре. Сцена переходит в дуэт с Артуром - Джон (Тессьер).  Красота высокого тенорового звучания этого молодого певца станет очевидна позже, в его сокровенной арии перед финалом. Она выявится и в  контрасте драматизма его борьбы с  Ричардом Фортом - соперником. В его партии  баритон Трой Кук явил свою вокальную виртуозность и мрачную одержимость персонажа, приковывая к себе внимание в  ариях и дуэте с  Джорджем Уолтоном...
 
Не уступая главным героям, а составляя с ними вокальный квартет, высятся два брата Уолтон, и арии каждого становятся невольным состязанием между ними: лордом Уолтоном (баритон) - Лиам Морэн и сэром Джорджем (бас) - Паул Вилан.

Сценически и вокально наименее выразительна, лишена величия  и трагической значительности оказалась исполнительница партии Генриетты - Челси Бэзлер. Ее эпизод привлекает внимание лишь театральным  приемом: фата Эльвиры оказывается, благодаря находчивости Артура, спасением Генриетты, он выводит ее из замка прикрыв ею, неузнанной.        
В истории драматического искусства существует традиция передавать трагедию женской хрупкой души через сумасшествие. По сути, она начата во времена Ренессанса Шекспиром, создавшим образ Офелии. В опере страдание героини, оборачивающееся потерей рассудка, оказалось подхваченным,  ближайший пример - Лючия ди Ламмермур из одноименной оперы Г. Доницетти. Эльвира в опере Беллини оказывается в этом же ряду возвышенных и надломленных душ. Узнав об исчезновении Артура, она не выдерживает удара судьбы.  Сцена ее безумия, воплощаемая в длинной арии с руладами, сложнейшей техникой, нежнейшими нюансами, становится центром спектакля. Солистка  Сара Кобурн при грациозности и изяществе фигуры обнаруживает отшлифованный голос, воистину большой и сильный. И она покоряет светлой легкостью звучания и вокальной виртуозностью. Возвращение Артура, объяснения влюбленных, прояснение сознания Эльвиры завершается столь редким в оперном жанре счастливым финалом.

Если на премьере при жизни композитора партию Эльвиры исполняла прославленная  Джулия Гризи, если на премьере оперы в Метрополитен-опера в 1976 году эту партию  -  восхитительная Джоан Сазерленд, а нынешней весной снискавшая европейский успех - Ольга Перетятько, то Сара Кобурн в постановке "Бостонской Лирической оперы" также  несомненно явила восхождение новой звезды, новой примадонны.
___________________
На фото: сцена из спектакля