РОССИЯ - КИТАЙ
Валерий РУДЕНКО[+Видеофильм о Пекине]
После падения СССР пришла кому-то из бывших партийцев мысль восстановить храм и создать, так сказать, духовный центр Российского Посольства. Ведь что-то же должно людей объединять -- КПСС исчезла и ее надо чем-то компенсировать. Вот так Посольство обратилось к Богу и бывшие партийцы, комсомольцы и их подросшие дети ринулись в собственную церковь: то ли замаливать грехи, то-ли просить о благах. Теперь они также крепко верят в Бога, как когда-то в КПСС.
_____________________
Правда, и эти рынки на своём уровне сыграли положительную роль в нахождении некоего взаимопонимания, во всяком случае все торговцы знают несколько слов по-русски и поэтому пройти мимо киоска с товаром просто так не получается. Обязательно некий бодрый продавец зацепит за рукав и будет непрестанно повторять: "продам дёсиво!". Так что предназначение РКЦ должно было служить с одной стороны повышению имиджа российского гражданина в Китае, показать, что не только торговлей тряпками жив российский человек, что есть у него духовные интересы и даже политические амбиции; а с другой стороны - освободило Посольство России в Пекине от набившей оскомину обязанности принимать на своей режимной территории по каким-то праздникам или мероприятиям многочисленных китайских гостей. А если принять во внимание вместимость центрального мраморного зала посольства - 800 человек - то можно себе предстиавить, как усердно, не покладая рук должна была трудиться служба безопасности, чтобы персонально перечислить всех приглашённых китайцев.
Надо сказать, что Посольство, как впрочем все иностранные посольства в Пекине, после бегства через посольский забор корейских жителей Пекина было помимо кирпичных двухметровых стен дополнительно огорожено решётчатыми металлическими заборами с заостренными пиками на концах. И к этому - поверх кирпичных заборов - витки колючей проволоки и наружная охрана по периметру забора. Так что жизнь в Посольстве подобна жизни за крепостной стеной.
Но за десять лет вид колючки стал привычным, никто на это не обращает внимания, а вот побегов на территорию посольств больше не наблюдалось.
Что интересно, РКЦ расположился в 300 метрах от Посольства РФ в комплексе современных дорогих апартаментов, построенных скандально знакомой россиянам фирмой НАГА. Той, что в своё время пыталась конфисковать за невыплаченные Россией долги четырехмачтовый парусный барк "Седов", который с дружественным визитом посетил один из испанских портов.
Так вот, эта НАГА наложила арест на корабль и удерживала его в порту несколько месяцев. Чем закончилась эта торговля простым смертным неизвестно, правда барк всё же вернулся в родной порт. Надо сказать, что в этом исключительно престижном комплексе квартиры площадью от 600 м2 до 1200 м2 раскуплены всякими китайским знаменитостями, среди них киноактёр Джек Чанг, который купил пентхаус именно в доме, где разместился РКЦ, так что возникла некая культурная вертикаль.
РКЦ занимает первые два этажа общей площадью около трёх тысяч м2. Это два очеь просторных и высоких апартамента на втором этаже и первый этаж, позволивший устроить двусветные залы и мезонин. Проектирование первого этажа было поручено проектной конторе под руководством итальянца, который в Пекине, конечно же, не смог обойтись без китайских архитекторов и инженеров. Так или иначе проект был готов в течение двух месяцев и отослан в Москву для утверждения, где с небольшими поправками был принят к строительству.
Китайская строительная компания взялась выполнить строительство в течение трёх месяцев. А объём работ был немалый - нужно было возвести металлоконструкции мезонина, сделать планировку, настелить мраморные и паркетные полы, устроить отопительные и вентеляционные коммуникации, развести электропроводку, установить оборудование и оформить все интерьеры. Для росийского глаза такой объем работ на три месяца - неподъёмный. А вот китайцы всё успели: подготовили и металлоконструкции, и материалы, и оборудование.
Обретение облика будущего помещения происходило буквально на глазах. Вашему покорному слуге довелось курировать исполнение проекта и даже спроектировать пару дверей, и честно скажу, таких темпов и такой тщательности работ мне не доводилось видеть.
Короче, к сентябрю 2010 года все конструктивные и отделочные работы были завершены. Над фасадом Центра появилась выразительная надпись. "РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР" Она крупыми иероглифами продублирована и на китайском, ведь Центр создан для привлечения китайцев к российской культуре. С этого момента с Посольства РФ наконец-то свалился камень обязанностей налаживать связи с китайской общественностью. Теперь всё это перекладывалось на РКЦ.
Кстати, российские власти сделали немалый вклад в насыщение РКЦ компьютерами, проекционной техникой и, что очень важно, устроили прекрасную библиотеку, многие книги которой были предоставлены библиотекой Президента РФ. Итак, на первом этаже расположился зрительный зал на 200 мест, фойе, прихожий холл, библиотека, зал для виртуальных выставок. На уровне мезонина - артистические, комната VIP, зал для просмотра кинофильмов. С уровня мезонина две лестницы ведут в две квартиры. В одной из них разместился офис РКЦ и конференц-зал, в другой - балетный кружок, кабинеты русского языка и художественная студия.
Тогда, в 2010-м, церемония открытия состоялась в присутствии прибывшего в Пекин Президента РФ. Деятельность РКЦ в Пекине началась. В центре были организованы различные секции и кружки - это и балетный класс, где давали-мастер класс видные российские танцоры; и кружок рисования, хор, в котором участвуют и российские, и китайские певцы, принадлежащие к старой гвардии: с упоением поют "Катюшу" и "Подмосковные вечера". И, что самое главное, организованы курсы русского языка. Теперь, пожалуй, китаец, который приедет в Россию по каким-то делам, свободно заговорит по-русски и в магазине, и в бане.
Конечно в масштабах такого огромного мегаполиса, как Пекин, деятельность РКЦ кажется микроскопической. Но поскольку работа с интеллектуальной элитой города ведётся регулярно и в течение многих лет, влияние Центра на сознание китайцев значительно усиливаеся и расширяется.
В последнее время важную часть работы Центра составляют литературные вечера с участием российских и китайских писателей и поэтов. Живые классики российской литературы с удовольствием приезжают в Пекин, чтобы выступить перед внимательной аудиторией. Китайские литераторы по традиции интересуются произведениями писателей, наследников Толстого и Чехова. Конечно в творчестве Сорокина или Пелевина им понятно не всё, но есть надежда, что после нескольких уроков русского языка в РКЦ они смогут понять тонкости российского слэнга.
Популярны устраиваемые в РКЦ художественные выставки российских художников. В традициях нынешнего времени выставки, как правило, носят коммерческий характер, т.е. все картины продаются прямо с экспозиции. Да, в России наслышаны о китайских толстосумах, некоторые из которых увлекаются коллекционированием европейского искусства, в том числе и российского. Стало быть есть предмет для гордости.. Но здесь вступает правило рынка: купить подешевле - продать подороже. Однако ни продавец, ни покупатель в накладе не остаётся.
Порой входишь в некий загородный особняк китайского набоба, а в парадном холле его виллы висит картина: "Ленин на трибуне держит речь перед народом" размером 2 м х 4 м . Спрашиваешь: зачем купил? Отвечает: нравится размер. По этому поводу вспоминается анекдот: когда Брежнев давал пояснения Картеру в Третьяковской Галерее. Он остановился у картины художника Врубеля "Поверженный Демон" и сказал: "Эта картина большая, дорогая, -- немного подумал, а кто-то из свиты нашептывал: "Врубель, Врубель!". И Бренев сказал: "Ценой в рубель!"
...Концерты в РКЦ порой собирают столько публики, что не всегда может вместить концертный зал, рассчитанный лишь всего на 200 мест. Но я бы не отнёс это малое пространство к недостаткам - наоборот, присутствие в столь ограниченном обществе, как бы придаёт собранию этакий аромат элитарности, принадлежности к высшей категории резидентов Пекина. Конечно это не беломраморный зал Посольства РФ, но всё же - некое опосредованное соприкосновение с ним. А главное - это удобная площадка для неформального общения, сюда вхожи, причём, с удовольствием, послы таких недружественных стран, как Грузия или Латвия, которые не побрезгуют послушать или фортепьянные концерты Юрия Розума, или дуэт австрийской скрипачки Лидии Баеч и её мужа- пианиста. В этом смысле Центр предоставляет возможность без шума и излишней аффектации решать и некоторые дипломатические вопросы.
Да и для российских людей - провинциалов из сибирской глубинки, которые и в Москве-то никогда не бывали, соприкосновение с мировыми знаменитостями оказалось возможным только в Пекине - в Российском Культурном Центре. Так простые российские люди приобщаются к мировой культуре.
Управление Центром, естественно, осуществляется из Москвы, но локальные задачи решаются на месте исполнительным директором и бухгалтером, которые являются штатными сотрудниками, все остальные сотрудники - вольнонаемные компатриоты или местные китайцы. Охрану центра осуществляют китайцы, которые, судя по их холёному виду, вероятно имеют звание не ниже полковника МОБ. По крайней мере, такое впечатление создаётся.
И ещё одна функция по-прежнему выполняется Посольством для своих граждан. На территории Посольства Р.Ф. несколько лет назад восстановили православный храм. В принципе, его здание существовало ещё со времен царя Гороха, но советская власть с присущим ей цинизмом превратила храм в гараж. Так он постепенно разваливался на глазах сменяющегося персонала посольства и ротирующихся послов, которые к религии естественно относились по-ленински как к опиуму.
После падения СССР пришла кому-то из бывших партийцев мысль восстановить храм и создать, так сказать, духовный центр Российского Посольства. Ведь что-то же должно людей объединять -- КПСС исчезла и ее надо чем-то компенсировать. Вот так Посольство обратилось к Богу и бывшие партийцы, комсомольцы и их подросшие дети ринулись в собственную церковь: то ли замаливать грехи, то-ли просить о благах. Теперь они также крепко верят в Бога, как когда-то в КПСС.
Надо сказать что и компатриоты не были забыты - по престольным праздникам.им разрешают посетить церковь и поставить свечку, но для этого за месяц они должны подать заявку на посещение и включаются в разрешительный список. Но и здесь есть свои тонкости: если вы православный, но из другой страны, например, из Украины, то вам могут и отказать под благовидным предлогом. Так что русская провославная - только для русских. При церкви есть штатный священник, для которого в помещени церкви оборудованы жильё и трапезная палата для приёма Посла и других важных лиц.
Раздумывая над этим, так и хочется предложить демократизировать доступ к православию и не подавать заявки на коллективное посещение посольской церквушки, а просто в РКЦ (кстати очень созвучно с РПЦ - Русская Православная Церковь) создать православный уголок, типа домовой часовни, где каждый православный, в том числе и китаец, мог бы отправить свои духовные устремления.
РКЦ - не коммерческая организация. Вход на все мероприятия - свободный. Разве только на популярные концерты иной раз случается аншлаг, и тогда из-за огранченности пространства приходится заранее заказывать билеты. И ещё одно микроскопическое неудобство - отсутствие парковочных мест. Всякая парковка в необозначенном месте чревата "тикетом" на $35, так что для некоторых нерадивых автовладельцев посещение Центра может обойтись в кругленькую сумму.
А еще бывают в Центре мастер-классы китайской и русской кулинарии, так сказать, обмен опытом. Для тех, кто восторгается китайской кухней, есть неплохой шанс познать ее секреты и однажды за праздничным столом где-нибудь на Камчатке или на Сахалине удивить своих домашних китайским блюдом "хуй го жоу" (мясо сваренное в котле).
Приезжайте в Пекин и обязательно побывайте в РКЦ, который уже стал достопримечательностью города.
_________________
На фото: Российский Культурный Центр в Пекине.
ОРЁЛ И РЕШКА (Видеофильм о Пекине): https://www.youtube.com/watch?v=f_4sM8DKEWk