Бостонский КругозорРУССКИЙ ДУХ

У ПУШКИНА

...Я включила пластинку и комнату наполнил голос С.С.Гейченко. Он рассказывал о создании заповедника и о том, зачем он нужен людям, и почему необходимо хранить связь этого места с творчеством поэта. Памятник, на который я смотрела в окно, голос Семена Степановича - все это создало иллюзию его присутствия. А со стены на меня смотрели писатели, жившие в свое время в заповеднике и писавшие о нем. И мне вспомнились слова одного из них - К. Г. Паустовского
"Ничто так н е украшает наше прошлое, как отдаленность во времени".

...В начале июля 2009 года я вновь оказалась в  Пушкинских Горах. Лето было в разгаре, в Москве страдали кот Шурик и собака Сева.  Животных нужно было вывезти из  города  на природу, а заодно и  их хозяев,  моих друзей.

Отдохнув после дороги, каждый занялся своим делом . Сева охраняла дом,  Шурик, сидя на веранде, слушал пение птиц, зорко наблюдая за их полетом. А мы поехали  навестить   Кордон-2, что на южной окраине  Михайловских рощ. Месяц назад я была там  на Пушкинском празднике поэзии, видела, как преобразился Кордон  за последний год. Была я  и в открывшемся музее  "Писатели Росси в Пушкинском заповеднике". Но тогда было много народу, а сейчас Кордон жил своей  обычной жизнью - Лаборатория искусств готовилась к  очередному Театральному фестивалю. Хозяин Кордона ,  художник и мастер на все руки  Петя Быстров,   показывал моим друзьям  свои новые работы, а я зашла в музей.

Было тихо. Я села на   скамью и оказалась в окружении музейных книг , старых фотографий и  реликвий недавнего прошлого.  А в окно на меня смотрел  С. С. Гейченко - чудесный  памятник работы  Петра Быстрова. Более четырех десятков лет  Гейченко был хранителем Пушкинского   края. Теперь он постоянно живет на Кордоне-2.  Мне вдруг подумалось  о том, что памятника  легендарному хранителю, кроме этого, в стране нет. Памятник-то от слова "память".   Если мы не будем говорить людях, которые жили и творили в нашу эпоху, то грядущие поколения ничего не будут знать о нас.  А если бы ничего  не писали о Пушкине, то мы,   люди , живущие через  6-7 поколений,  ничего не знали бы о нем.

Я включила  пластинку и комнату наполнил  голос С.С.Гейченко. Он рассказывал о создании заповедника и о  том, зачем он нужен людям, и  почему необходимо хранить связь этого места с творчеством поэта.  Памятник, на который я смотрела в окно, голос  Семена Степановича - все это создало иллюзию его присутствия. А со стены на меня смотрели писатели, жившие в свое время в заповеднике  и писавшие о нем. И мне вспомнились слова одного из них  - К. Г. Паустовского: "Ничто так не украшает  наше прошлое, как отдаленность во времени". Пройдет время и наше настоящее станет прошлым. Забудутся  все  печали,  невзгоды, сомнения, тревожащие нас сейчас. А что останется от нас?  А останется то, что мы  сами сделаем хотя бы вот здесь, на этом  чудесном  Кордоне-2-  музей, фестивали Лаборатории искусств, выставки…  Я подумала: "Какое счастье, что  эти люди были, какое счастье, что среди моих современников  есть те, которые не только помнят, но и сохраняют память о них". Пример тому - народный музей  "Писатели России в пушкинском заповеднике".

Настанет время,   я   уверена,  и на стенах этого музея появятся имена людей, создавших его.

*     *     *

К письму в "Кругозор" с этим эссе была приписка. Наталья Дубинец сообщала, что она - филолог, член Общественного совета Лаборатории искусств.

Нынешним летом Наталия вновь поехала в любимый пушкинский край. Что ещё о нём расскажет?..  

На фото: на фоне памятника С.С.Гейченко (автор Петр Быстров) слева - направо: Петр Быстров, Наталья Дубинец, Иосиф Будылин, Григорий Кофман