О РАСИЗМЕ
Владимир СУРАВИКИН..Появившись в Америке почти четверть века назад, я уже не застал время, когда эта страна решала свои расовые проблемы. За годы моих поездок я ни разу не столкнулся не то что с ними - я не видел даже их следов: эта тема просто отсутствовала.. Я думаю, и сами американцы не осознали быстроту трансформации их общества: от расизма как повседневной нормы - до его отсутствия как общественного явления.Но... Если вы решили узнать местную жизнь глубже или заинтересовались политикой, если у вас есть время и английский, ситуация начинает странным образом меняться...
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Начать можно, видимо, с того, что обычному человеку - со стороны -, попавшему в Америку, её нынешние национальные и расовые проблемы могут показаться попросту не существующими. Вокруг - вежливые люди, никаких видимых коллизий... Поэтому надо сразу уточнить: что именно мы имеем в виду. Людские приязни и неприязни неисчислимы: всегда будут те, кто недолюбливает рыжих или толстых, долговязых или узкоглазых... Мы не называем такие чудачества проблемами: они не более, чем личные предрассудки. Социальными проблемами они становятся, когда получают поддержку многих и начинают влиять на порядки в обществе.
Появившись в Америке почти четверть века назад, я уже не застал время, когда эта страна решала свои расовые проблемы. За годы моих поездок я ни разу не столкнулся не то что с ними - я не видел даже их следов: эта тема просто отсутствовала.. Я думаю, и сами американцы не осознали быстроту трансформации их общества: от расизма как повседневной нормы - до его отсутствия как общественного явления. Теперь на работе - даже в небольшой фирме - вам дадут прочесть документ, где утверждается, что фирма "не проводит дискриминацию по признакам возраста, пола, расы и пр.", - с призывом уведомлять начальство, если такое обнаружится. Но главное - вы сами быстро поймёте, что эти слова - не просто лозунги. Вы действительно не найдёте расизма в его традиционном понимании - как пренебрежительного отношения к неевропейцам. Знание прийдёт из нескольких источников: вы не только увидите, что проблема отсутствует, вы узнаете, что это приверженное (пока?) законности общество "обложило" даннй непростой вопрос строгими и - что важно - выполняемыми законами. Последнее - существенно: ведь мы знаем, что везде есть законы, которые не исполняются. Так вот, антирасистские - выполняются, и редкие случаи, когда появляется хоть что-то, под них подпадающее.
На вновь приехавшего произведёт впечатление и разработанность этой сферы: запрет на расовую дискриминацию не просто декларирован - введены законы "против ненависти", в ходу льготы для небелых в виде Affirmative Action -"обратной дискриминации", и т. д.
Примечательны и неформальные настроения общества. Людям, "давшим повод", просто негде спрятаться: их будут преследовать "правые" и "левые", чёрные и белые, против них - без преувеличения - вся пресса. Для нас, наблюдателей из другой культуры, интересны два момента: дружность осуждения расизма, и редкость этих случаев (иногда создаётся впечатление, что некоторые из них, как бы мягче сказать, "притянуты за уши"). Ещё раз повторюсь: в нынешней Америке можно долго жить средне-нормальной жизнью, и вообще не увидеть поблизости эти вещи.
"СТАРОГО" РАСИЗМА ЧТО-ТО НЕ ВИДНО
Но... Если вы решили узнать местную жизнь глубже или заинтересовались политикой, если у вас есть время и английский, ситуация начинает странным образом меняться. На многих телеканалах, в том числе тех, которые тут называют основными, слово "расизм" - не редкость. На них вы услышите, что ситуация с расизмом, хотя и изменилась внешне, по сути остаётся той же: "цветные" - прежде всего, разумеется, "чёрные" - по-прежнему беднее, безработица у них выше, в тюрьмы они попадают чаще... И у вашего честного сердца появится повод для благородного сочувствия, тем более, что на тех же каналах вас подведут к мысли, что претензии к небелым (если они возникают) часто носят расовый характер.
Если, однако, вы не примкнёте к политическим флангам, а будете стараться выслушивать и тех, и этих, вам откроются вещи ещё более удивительные. Прежде всего вы заметите: "медийные" разговоры о расизме почему-то никак не подтверждаются вашей жизнью. Хотя во многих городах есть преимущественно "чёрные" или "белые" районы (и что характерно - переселяться к чёрным почему-то не торопятся даже те из белых, кто на словах им сочувствует), всякие расовые разграничения со стороны белых давно исчезли, осуждены и практически забыты. Главный вывод, который вы сделаете для себя, прост: если не считать фактически оторванных от общества (нескольких тысяч на 350 миллионов) и зажатых законами слабоумных, всё ещё крутящихся около почти исчезнувшего ку-клус-клана, да всё тех же разговоров на телеканалах, - расизма в реальной жизни просто нет. Никто не попытается втянуть вас в сомнительную ситуацию, никто не подмигнёт вам и не пошутит насчёт "чёрных", никто не станет использовать цвет кожи другого как довод. Это ещё можно услышать от приехавших из России (и составляющих здесь долю процента), но практически не встретишь у самих американцев.
В библиотеках вы, конечно, можете найти книги о расизме, созвучные с "основными" телеканалами ( скажем, "Расизм" Р. Майлза и М. Брауна), но с таким же успехом вы найдёте там оккультизм или книги об инопланетянах. Фокус в том, что к реальности они имеют мало отношения.
Разумеется, если ваша жизнь ограничена одним местом, вы можете допустить, что где-то там, в других краях, многое иначе и разговоры о расизме имеют почву. Или вы можете в это верить, как некоторые верят в привидения. Но берусь вас разубедить. Третий десяток лет поездок по Америке обеспечил достаточно широкий фронт наблюдений, чтобы утверждать: традиционный, "старый" расизм как общественное явление к настоящему времени исчез, а как предрассудок (мы просто обязаны допустить его существование) загнан куда-то вглубь и не проявляется.
Продолжая своё "погружение" в американскую повседневность, вы заметите, как это общество усердствует в анти-расизме. Он - не только в упомянутой строгости законов и всеобщем бдении: даже в рекламе обязательно присутствуют чёрные, они там - доктора и ценители классики, учёные и инженеры (в реальной жизни они обычно не доминируют в этих ипостасях). Людям, жившим в Союзе и не забывшим, как желаемое выдавалось за действительное, эти "заставки" сразу скажут, какие идеи тут правят бал.
Америка - страна доступной статистики, и если вы настроены знать правду, не потребуется много времени понять, что проблемы чёрных - совсем не в направленном против них расизме: их образование слабее не из-за ущемлений их прав, а в большинстве случаев из-за нежелания учиться (затраты на их обучение на душу больше, чем в других странах, результаты - много скромнее; по этой же причине выше безработица.) Подобным образом и процент заключённых у них больше не из-за "несправедливостей", а из-за элементарного нарушения законов. От этого недалеко и до понимания, что переселения белых в чёрные районы редки отнюдь не из-за "белого расизма"...
О "СЛУЧАЙНОСТЯХ"
И тут нам можно вспомнить о случайностях, с которых начали.
...Некто Зиммерман, молодой мужчина (полу-белый, полу-"латин"), выполнявший функции добровольного охранника своего жилого района, вступил в драку и убил из пистолета чёрного молодого человека. Дело получило шумную огласку в масштабах страны, что само по себе подозрительно: например, в южном Чикаго убийства чёрных (чёрными) происходят ЕЖЕДНЕВНО и общее число жертв превысило убитых в иракской войне, но эта информация в широкую прессу практически не попадает.
Однако и с этим можно смириться, если бы не показательный факт: одна из крупнейших информационных станций - NBC - так "отредактировала" звонок Зиммермана в полицию, что его сообщение приобрело явно расистский характер. Этот подлог - теперь почти "нормальное" поведение защитников прав небелых, в статус которых ныне возвели себя "основные" американские медиа. Сейчас процесс ужесошёл с первых страниц, но вначале СМИ были запружены полными пафоса речами чёрных лидеров, возмущённых гибелью чёрного юноши "от руки белого" (ежедневно погибающие чикагские юноши их странным образом не волновали). Вовсю использовалась подделка NBC о "расизме" Зиммермана, для которого была изобретена специальная категория - "белый латин", и долго скрывались следы того, что чёрный юноша, видимо, на него напал.
Для людей, не могущих следить за американскими изменениями, и вдобавок привыкших к старым штампам о притеснениях небелых, эти факты могут показаться неправдоподобными. Первая и естественная реакция: "Этого не может быть! Как белые терпят?! Ведь они же пока в большинстве!" Остаётся припомнить, что ошеломляющие перерождения иногда бывают в человеческой истории, и в нашем случае это - превращение доли общества (включая часть белых!) в "новых", анти-белых расистов. Именно так приходится характеризовать тех, кто, вроде, борясь с ветряными мельницами (я хочу сказать - с уже ушедшим, "старым" расизмом), во всю продвигает расизм новый.
Вам странно? Мне тоже. Но разве не странно было современникам видеть победу нацизма в ХХ-ом веке в одной из основных цивилизаций Европы? Как ни грустно, а приходится признать: нелепости вполне могут побеждать, и, похоже, именно такой момент мы наблюдаем сейчас в Америке.
... Недавно прошедший фильм Стивена Спилберга "Линкольн" добавляет к нашей картине. Мы не станем обсуждать его историческую точность - не о ней речь. Мы тут - о странностях американского расизма, и отклонения фильма от фактов нам интересны именно поэтому.
В новостях как-то мелькнуло, что депутат от Коннектикута Джо Кортни послал письмо Спилбергу, требуя публично признать ошибку: оказывается, все депутаты от его штата в то время голосовали за отмену рабства, а в фильме - (как пояснил сценарист - "для драматизма") их сделали "против". На этом фоне куда показательнее "неточности", которых в прессе "не заметили". В фильме Линкольн озабочен не только рабством, но и гражданскими правами чёрных (подчеркнём - "гражданские права" и "рабство" - очень разные вещи; например, правовые дискуссии о судах Линча шли уже во время Ф. Рузвельта, когда рабство осталось далеко позади). Проще говоря, из Линкольна в фильме сделали современного политика, посему стоит поинтересоваться реальной историей тогдашних противоречий.
По нашей теме в исторических очерках, упрощённо говоря, противопоставлены два подхода: Линкольн до Гражданской войны, намеривавшийся устранить рабство, но подчёркивавший нелепость смешения и равенства рас, и Линкольн в войне - когда участие чёрных в войсках Севера поставило перед ним моральную проблему предоставления им некоторых гражданских прав (но отнюдь не полного равенства, к этому дело подошло только в 60-х годах ХХ-го века). Стоит помнить, что долгое время, включая последние годы жизни, Линкольн вместе с другими вынашивал идею отселения чёрных (рассматривались Африка, Центральная Америка, район Техаса). Идея оказалась неосуществимой, но уже из неё следует, что приписывать современные взгляды всестороннего равенства политику средины XIX-го века - полная нелепость, желание ублажить чёрных и нынешних борцов за их права. Нам же эта ситуация важна как ещё одна иллюстрация простой мысли: в нынешней Америке старого, "обычного" расизма уже нет, но погоня за привидениями продолжается.
СЛУЧАЙ ГЕНЕРАЛА ПАУЭЛЛА
Что при этом получается - показывает случай генерала Пауэлла.
...История с генералом Пауэллом примечательна в нескольких отношениях. Прежде всего - самой его личностью: он - первый чёрный, ставший высшим военным чином в стране (Председатель Объединённого Комитета начальников штабов в1989 - 1993 гг.), и первый чёрный Государственный Секретарь (2001 - 2005 гг.). Он был замечен ещё Рейганом (советник Президента по национальной безопасности, 1987 - 1989 гг.). В 1992 году Пауэлл рассматривался как кандидат демократов в вице-президенты, но в 1995 году перешёл в Республиканскую партию и в 1996-ом при его согласии мог бы иметь официальное предложение баллотироваться от республиканцев в Президенты. Пойдя к республиканцам, он - здесь это в порядке вещей (что, кстати, тоже говорит об атмосфере в обществе) - подвергся нападкам "нормальных" чёрных активистов (Гарри Беллафонте и Эла Шарптона), называвших его "домашним негром".
Можно представить, какой фурор вызвали недавние высказывания этого человека о том, что его Республиканская партия заражена расизмом (имелся в виду, естественно, традиционный, "старый" расизм). Большего подарка левым (демократам) нельзя было вообразить. "Это же сам генерал Пауэлл, видный член Республиканской партии!"
Политкорректных гипотез о причинах столь шокирующей "неправды" известного генерала было высказано достаточно, добавим "не-политкорректных". Если бы не его возраст (ему хорошо за семьдесят), я бы предположил что он в конце концов дозрел до идеи стать Президентом США, и видя нынешний разгром правых (республиканцев), ублажал для этого успешных левых (демократов). Можно ещё предположить, что ему стало просто жаль чёрных собратьев, но в этом случае в моих глазах он будет выглядеть ещё хуже. Объяснять "старым" расизмом нынешние беды чёрного большинства в Америке - это как винить "русофобию" в минусах российской жизни. Такое непростительно никому, а стратегу - тем более. Так что вспомним: чужая душа - потёмки, и не станем гадать.
Для наших заметок существенно совпадение утверждений вроде бы правого Пауэлла с самой бесстыдной пропагандой левых. Чтобы оценить это сполна, стоит отметить, что в победном наступлении левых (демократов) есть один иронический положительный момент: подобно тому, как волки своим преследованием "чистят" популяцию оленей, левые "борцы с расизмом" чистят от него правых (республиканцев) и их "чайные парти". Не раз отмечалось, что при съёмках правых шествий корреспондентам так и не удалось разжиться ни одним убедительным снимком расистских лозунгов или расистским эксцессом. Естественно что в дискуссиях о расизме правых от них часто слышится надрывный, почти молящий вопрос: имя! Назовите хоть одно имя республиканца, хоть один случай!
Не мудрено, что левым на это практически нечем крыть. Типичные их ответы: "Ну, я ваши имена не знаю... Вы всё равно расисты... Слышали, что сам генерал Пауэлл сказал?"
Ответы самого Пауэлла на просьбы о примерах были такими же некрасивыми увёртками.
РАСИЗМ НОВОГО ТИПА
...Теперь нам остаётся только вспомнить вторичное избрание Обамы. У него множество аспектов, но нас здесь интересует только расизм. Для людей, уважающих логику, сами факты избрания и переизбрания (плюс повседневные наблюдения) достаточны, чтобы снять все вопросы. Но это - если вы привержены логике... В нынешней Америке её чтут далеко не все.
Оглядывая ситуацию с уже исчезнувшей из жизни "старой" расовой проблемой, и одновременно - муссированием слухов о ней в основных медиа, можно было бы просто отмахнуться, если бы всё ограничивалось словами. Дело, однако, в вещах более серьёзных. Возьмусь утверждать, что в стране Америке растёт расизм нового типа, главным образом (представляю как дико это прозвучит для людей со стороны) - против белых. Этот феномен здесь исторически нов, но прививается быстро. Мне он видится в русле других, более широких "новшеств".
Впрочем... может быть анти-белый расизм нам почудился? Тогда мы не одиноки. В мае 2011 года появилось исследование социологов Майкла Нортона и Сэмюэла Соммерса из университетов Гарварда и Тафта - о дискриминации белых и чёрных в Америке. Исследования показали, что дискриминация чёрных с 50-х годов прошлого века непрерывно снижается, а дискриминация против белых в этот же период - растёт. Тут мы обязаны ещё раз задаться вопросом: идёт ли речь о предрассудках или о настоящем анти-белом расизме? Ключевое слово здесь - дискриминация. Это уже не признание приятелю: "я не перевариваю таких-то", а общественное явление, расизм без преувеличений. Характерно, что признания роста анти-белого расизма в обществе поступили не только от белых, но и от чёрных, видящих тенденции.
В последнее время растёт число "шутников", делающих заявления вроде: "белость - это дефект", "белые - расисты по рождению". Правда, это пока - пробные камни: как только возникает ропот, сейчас же появляется соратник сказавшего, уверяющий: -"Да он же пошутил, как вы не поняли? Ха-ха-ха!"
Разумеется, среди чёрных есть немало достойных, здравых людей. Точнее - таких достаточно, чтобы видеть эту группу (вспомним навскидку знаменитого нейрохирурга Бенджамина Карсона и известного бизнесмена Чарльза Пейна, профессоров-экономистов и известных авторов Уолтера Уильямса и Томаса Соуэлла, радиоведущего Ларри Элдера и полковника Уэста), но слишком мало для влияния на большинство. Многие из чёрных интеллектуалов прямо осуждают анти-белый расизм, а некоторые (профессора Томас Соуэлл и Кэрол Суэйн) предупреждают об опасности силовой реакции белых.
Мои наблюдения, однако, иные. Упадок духа и упование на закон у большинства белых дошли до уровня, когда вероятность их организованных силовых действий представляется малой. Думаю, опасность для общества - не в их насилии, а в многолетнем политкорректном вранье, в попытках скрыть проблемы вроде убийств чёрных чёрными, их повальной безотцовщины, презрения к нормальному образованию и достойным работам, когда безответственность и лень оправдываются ссылками на "старый" расизм, и когда после повторного избрания чёрного президента в стране сохраняются расовые поблажки "Affirmative Action".
Чёрный активист Джесси Ли Петерсон, пастор и радиокомментатор, основатель организации "БОНД" и автор книги "Жульничество: как чёрные "лидеры" эксплуатируют чёрную Америку" тоже пишет, что с избранием Обамы рост "нового", анти-белого расизма в Америке усилился. В качестве одного из примеров он описывает выступление чёрного актёра Джеми Фоксса, рассказывавшего на популярной передаче "Субботним вечером: прямое включение", как тот в своём фильме с удовольствием "убивал белых людей". Разумеется, всё это - включая боготворение Обамы - трактовалось как "шутки".
Оценив этот юмор, можно взглянуть на вещи серьёзней, потому что во всех этих расовых толковищах уже наметился некий стереотип. Это - реакция правых (республиканцев) на такие ситуации. Их опасливые комментаторы делают вид, что не понимают, что происходит, и постоянно изображают удивление: "Что бы сказали в наш адрес, если бы мы так же "шутили" о чёрных? Как они могут говорить такое?"
"Они" могут, потому что чувствуют, куда дует ветер. В американской политике есть жаргонный термин: "тефлоновый". Он означает: тебя любят толпы, как бы ты ни испачкался. Так называли Клинтона, когда он, даже попавшись на истории с Моникой Левински, сохранял высокую популярность. Левые говоруны (демократы), мажущие правых явной ложью о "старом" расизме, теперь такие "тефлоновые"... Оправданность ярлыков мало интересует продолжающее побеждать левое большинство, для него важно только: "наш" - "не наш".
Есть, впрочем, и объективные причины всплеска расовых споров. Это - политические последствия изменений Америки, становящейся всё более "небелой". Все видят, что электоральный вес чёрных и латинских меньшинств растёт, и понятно стремление обеих партий привлечь их на свою сторону. Успехи, впрочем, видны только слева. Явная склонность небелых меньшинств к левым (демократам) придаёт видимость правдоподобия тезису, что правые (республиканцы) - расисты, даёт этой склонности видимость объяснения. Но этот довод годен только для не желающих видеть правду.
"Старый" расизм ушёл, и поддержка меньшинствами левых доказывает не расизм правых, а явную склонность небелых меньшинств влево.
Полноте, - скажут некоторые, - ведь речь об Америке, демократической стране... При всей нынешней тяге к государственничеству нет и на горизонте камбоджийских пирамид из черепов или советского ГУЛАГа. Правда, иногда слышны призывы "тефлоновых" "убивать врагов", но ведь убийств пока нет...
Может, зря волнуемся?
Думаю - не зря. Невозможно предсказать будущее, но пример Германии прошлого века однозначен: никто ни от чего не застрахован. Смысл обвинений в несуществующем "старом" расизме хорошо разъяснил известный комментатор и автор Дж. Голдберг: "Никто не обязан воспринимать расиста всерьёз... заботиться о его чувствах или правах. ...Одного такого сравнения достаточно, чтобы не давать таким людям права голоса".
Тут-то и зарыта собака. Борцам с несуществующим "старым" расизмом, как и прочим анти-белым, анти-западным активистам, чтобы победить противников, надо добить их в прямом смысле слова, а чтобы это легче воспринималось, лучше лишить их всего человеческого. Евреи в глазах арабской улицы, как известно, "потомки свиней и обезьян". Таким же образом белые, по словам анти-белых расистов - расисты по рождению.
Чтобы оценить перспективы, присмотримся внимательней к американским меньшинствам, всё ближе подходящим к совокупному большинству. Америке уже приходилось сталкиваться со "вспышками любви" населения к "государственничеству", с попытками решить проблемы через усиление правительства. (В других краях такая "любовь" может длиться столетиями, но в Штатах в прошлом это не длилось долго.) Экономические неудачи этих попыток плюс сохранявшаяся "самостоятельность" населения приводили к тому, что очередные колебания политического маятника такие всплески гасили, и американские традиции недоверия властям и предпочтения личной самостоятельности возвращались.
Нынешнее же положение, с моей точки зрения, очень отличается от прошлого. Рост меньшинств, предрасположенных к уравнительным ("социалистическим"?) решениям, делает из них ту гирьку, которая на весах выборов может навсегда закрепить перевес левых (уже приходилось упоминать, что меньшинства подавляющим большинством голосовали не только за Обаму, но и за Картера). Расправа с их врагами с помощью ярлыков "расисты" может упростить дело.
САМ ПО СЕБЕ "НОВЫЙ" РАСИЗМ НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Остаётся подчеркнуть, что те, кто по прочтению этих заметок сделают выводы, будто корни нынешних американских проблем - в росте этнических меньшинств, будут неправы. Рост "любви" к государственничеству и "социальной справедливости", за которыми ныне - всё та же уравниловка, виден и в тех развитых странах, где меньшинств мало. Хотя в ряде стран они и влияют на выборы, дело в первую очередь не в них. Чтобы это понять, вспомним, например, что идея гражданских прав чёрных появилась тогда, когда они представляли собой бесправную и почти безмолвную массу. Именно благодаря белым эта идея укоренилась и ширилась, и именно белыми депутатами и Президентами она была доведена до конца.
Думаю, прежде всего необъяснимое и шокирующее ослабление белых привело к тому, что неприязнь "цветных" к угнетателям не угасла по мере ухода "старого" расизма, а переросла в "новый", всё более открытый анти-белый расизм. Носители его не вызывают у меня большого уважения: есть что-то в нём от глумления над слабеющим, некогда могучим стариком, которому не противоречили, пока он был в силе.
Не нужна большая догадливость, чтобы видеть: новый расизм не исчезнет сам по себе, и причина этого - глубоко в природе. У него те же корни, что и у антисемитизма и антизападничества, его суть (ещё раз подчеркнём, что речь не о всех, а о большинствах) - завистливая неприязнь к более толковым. Её развязность только растёт оттого, что её "объекты" всё наглядней демонстрируют неспособность постоять за себя. Всё это не даёт оснований для оптимизма в плане расовых отношений в Америке.