ОНИ УБИЛИ ТЕБЯ
Елена МАГЛЕВАННАЯ[+ интервью с женой С.Радуева - Лидой]
...Останется твое имя, которое знает весь мир. Здесь оно вызывает совсем не такую реакцию, как у российских обывателей, напичканных по уши пропагандой. Здесь все знают, что ты герой. Это не надо никому объяснять. И что тебя убили, а не ты умер сам от какой-то загадочной болезни с труднопроизносимым названием - этого тоже не надо объяснять. Когда-нибудь все узнают правду, ибо не может быть тайны, которая оставалась бы тайной вечно. И твоих убийц настигнет заслуженная кара - не в этом мире, так в ином.Только тебя уже не будет...
Точная дата его смерти неизвестна. Сообщили о ней 15-го. Маленькая деталь сугубо личного свойства - в день рождения автора данной статьи. Не имеет значения, конечно. Сообщили, что якобы это произошло накануне, 14-го. Потом из другого источника я услышала, что на самом деле на два дня раньше. Тоже, в принципе, не так уж важно. Два лишних дня жизни в том аду - это все равно не жизнь.
Большее значение имеет другое. Не просто смерть, а убийство. Хотя никто - я имею в виду публично - его так не назвал. По словам очевидцев (имена важны для суда, который все равно не состоится, а здесь достаточно просто - очевидцы) - насмерть забили дубинками в камере за то, что отказался прервать молитву. Согласно исламскому вероучению, прерывать молитву - очень большой грех. Салман предпочел этому - смерть. Я верю, что ему за это воздастся. В Раю.
Тело убитого другие очевидцы видели позже в тюремной больнице. Черное от побоев. Близким его не отдали. Наврали, что якобы никто не приехал. Большей чуши трудно придумать. По чеченским обычаям каждый чеченец должен быть похоронен на родине. Чеченские семьи большие, родственные связи крепкие, родные есть у всех. Не представляю, чтобы за кем-то могли не приехать. Вранье, и притом самое идиотское. На самом деле не отдали, потому что одного взгляда на истерзанное дубинками тело было достаточно, чтобы понять, что на самом деле произошло. А так - концы в воду. В землю.
Рано или поздно это должно было случиться. С момента, когда он был пленен, вероятность иного исхода была исключена. После неоднократных покушений - агенты Москвы охотились за ним, как ни за кем другим - здоровье его было сильно подорвано. Впрочем, даже абсолютно здоровый человек не выдержит российского ГУЛага. Или ему помогут, как Турпалу Атгериеву, который, по словам родных, не страдал до тюрьмы никакими болезнями. В застенке эти "болезни" немедленно "обнаружились" и "привели к смерти". Вопрос в сроках - а имеют ли они такое уж большое значение, если ни один день там нельзя назвать жизнью? В этих пыточных камерах преследуют только две цели - или сломать, или убить. Тебя, Салман, сломать невозможно, я знаю. Остается второе.
Это тогда они убили тебя, Салман. 12 марта 2000 года, когда захватили в плен спящего, отравленного снотворным, которое положила рука предателя. И убийцы не только те, кто непосредственно предавал, захватывал, наносил удары дубинками. Многие годы я пыталась узнать конкретные имена. Кое-что узнала - в расчете на будущий суд, которого не будет. Но разве только они убийцы? Те, кто отдавал приказ. Те, кто делал, так сказать, политический заказ - сначала на поимку "государственного преступника" и громкое судилище, а после, когда жертва стала просто не нужна - на ее ликвидацию. Все те, кто одобрял, поддерживал, желал этого, изобретал способы будущей казни пленника, который наконец-то угодил в их отвратительные мерзкие лапы. Сколько злорадства было по этому поводу в тогдашних СМИ, в речах так называемых общественных деятелей, политиков, журналистов, обывателей, псевдоправозащитников - назвать их настоящими правозащитниками означает оскорбить это прекрасное слово. Кто там еще? Глас народа или общественности, или еще как - называйте как хотите. Они все требовали твоей смерти (или посадки, что в данном случае равнозначно), и они убили тебя.
Мне всегда казалось - ты не умел ненавидеть по-настоящему. Ты их всех прощал. Даже тех, кто предавал тебя, даже тех, кто желал тебе мучений и смерти. Несколько журналистов, которых ты называл своими друзьями, свидетельствовали против тебя в суде, а после писали грязные издевательские статьи про твои мучения в лагере. Ты их зачем-то тоже простил, и поэтому я не буду называть их имен. Но я от всей души желаю, чтобы Всевышний отплатил им той же мерой.
Ты не умел ненавидеть, а я умею. И я их ненавижу. Я молюсь, чтобы каждый из них испытал то же, чего он просил для тебя. Я мечтаю увидеть их в такой же железной клетке, в какую они посадили тебя на суде. Всех их. А главному из них выплюнуть в лицо: "Ну так что, кто из нас животное, чекистская свинья?". А после наслаждаться созерцанием его в тюремной камере для пожизненников, с задранными вверх руками. Как все они наслаждались твоими муками. Что посеешь, то и пожнешь, ничего нового, одна справедливость. Если для чего я и живу, так в ожидании того, чтобы все это увидеть.
Они убили тебя. Похоронили по мусульманскому обычаю, правда. За это можно было бы поблагодарить. Серьезно, можно было бы. Но не хочется их благодарить ни за что. Я даже не знаю, где твоя могила. Говорят, на ней нет имени, только номер. Может, так даже лучше. Чтобы ни одна мразь к ней не прикоснулась.
Я никогда не осуждала и навряд ли буду осуждать хоть одну диверсию чеченских повстанцев, сколь бы жестокой и кровавой она ни была. Потому что я ненавижу всех до единого, кто убивал тебя, Салман. Если они не испытывали ни капли сострадания, когда они это делали - с какой стати они требуют сострадания к себе? Я прошу для каждого из них кары Всевышнего. Как для Буданова. А я порадуюсь, хоть это и грешно. А они могли, имели право радоваться тому, что сделали с тобой?
Впрочем, гори она огнем - вся эта страна с ее обитателями. Я покинула ее, потому что в ней нет тебя. И нет даже твоей могилы. А значит, для меня в ней ничего больше нет. Гори она огнем.
Останется твое имя, которое знает весь мир. Здесь оно вызывает совсем не такую реакцию, как у российских обывателей, напичканных по уши пропагандой. Здесь все знают, что ты герой. Это не надо никому объяснять. И что тебя убили, а не ты умер сам от какой-то загадочной болезни с труднопроизносимым названием - этого тоже не надо объяснять. Когда-нибудь все узнают правду, ибо не может быть тайны, которая оставалась бы тайной вечно. И твоих убийц настигнет заслуженная кара - не в этом мире, так в ином.
Только тебя уже не будет.
===============================================
"ОНИ ДУМАЮТ, ЧТО ИХ ОТЕЦ ВОЮЕТ..."
Он вошёл в Первомайское, чтобы остановить войну в Чечне.
Интервью с женой Салмана Радуева - Лидой
С чеченским командиром Салманом Радуевом я встречалась в июле 1997 года. В дальнейшем, когда он принял на себя ответственность чуть ли не за все террористические акты, я неоднократно была свидетелем того, что как-то не согласуется имидж "глупого" Радуева с тем, что он сказал: "На Кавказе начинается новый этап и на этом этапе Азербайджан станет ведущим государством региона". Мысль, высказанная странным полевым командиром, чуть позже стала явью. Я постаралась получить ответы у его жены, Лиды Радуевой, на вопросы, связанные с загадочным арестом Радуева, с клеветой, что Салман чуть ли не сотрудник ФСБ, и по другим вопросам. Напомню, что мать Лиды Радуевой и Джохар Дудаев - родные брат и сестра.
Лида Радуева родилась в 1966 году, по специальности - медсестра. В 1993 году создала семью с Салманом. Во время первой войны работала в штабе Джохара Дудаева. С первого взгляда создаётся впечатление, что она - требовательная, властная женщина. Лида, неохотно согласившаяся на интервью, постаралась дать новые оттенки портрету Салмана, известного в России как "террорист".
Лида Радуева, жена чеченского полевого командира, заставлявшего трепетать Россию, дала интервью азербайджанской газете "Улус".
- При каких обстоятельствах был арестован Салман?
- 13 марта 2000 года по телевидению Турции я услышала об его аресте. Потом я узнала, что в тот день, в 8 часов вечера, Салман с товарищами пришли в посёлок Новогрозный. А в 6 часов утра его схватили спящим, в постели. ФСБ почти год следило за ним и только с помощью национал-предателей арестовало его.
О начале "второй" чеченской войны Салман также узнал в Турции, где лечился. Он оперировался 4 раза подряд. Как только проходило действие наркоза, врачи готовили его к новой операции. Он уже неспособен был воевать. Когда вернулся в Грозный, он был еще очень слаб. Он поменял протез глаза, гайморитную кость, сделал косметическую операцию. С тех пор, с14 августа 1999 года, я его не видела.
- Говорят, что Салман Радуев психически нездоров….
- Впервые он был ранен 3 марта 1996 года. В полевом госпитале ему удалили глаз. Кроме этого он 7 раз был тяжело ранен при покушениях. Но психологическое состояние было в норме.
- Почему Радуев не препятствовал созданию себе имиджа жестокого человека?
- Каждым своим движением и высказыванием он старался навредить России. Но в то же время Салман не сделал ничего того, в чем признался. И садистом он не был. Он был бойцом, но никогда не смог бы отрезать ухо или разрубить человека. Обращался с русскими пленными по-человески. Салман понимал, что никто из 17-летних российских юнцов не был виноват, что они слепо подчиняются приказу.
- А как Радуев объяснял события в селе Первомайском?
- Он вошёл в Первомайское, чтобы остановить войну в Чечне. Пусть другие поймут и почувствуют, что значит умирать под бомбовым дождём. В Первомайском погибли 20 чеченских бойцов. Мирные жители, можно сказать, не пострадали.
Салман защищал интересы Чеченской Республики. Он не хотел входить в Первомайское. По приказу Дудаева они должны были захватить Кизлярский аэродром, откуда российские самолёты и вертолёты поднимались в воздух, чтобы бомбить Чечню. Но на аэродроме было обнаружено всего лишь два вертолёта.
Чтобы обеспечить свою безопасность, отряд Салмана был вынужден захватить больницу. Во время переговоров с русскими отряду Салмана Радуева был обещан коридор для выхода в Чечню, но вместо коридора их оттеснили в Первомайское, где Хункар-Паша Исраилов взял на себя руководство Первомайской операцией. После этого, поползли слухи, что в Первомайском русские посадили Салмана в вертолёт и отправили в Чечню.
- Правда ли, что Радуев пользовался особым уважением Джохара Дудаева? Российская пресса писала, что Джохар Дудаев повышал рейтинг Салмана.
- Если это было так в действительности, то почему же Дудаев не дал дорогу своим другим родственникам. Например, моим братьям. Салман всего добился своим трудом.
С Салманом я познакомилась в 1992 году, когда он был префектом Гудермеса. Я тогда работала секретарем Джохара Дудаева. Дудаев одобрял идеи Салмана. Например, Салман создал институт бизнеса и права в Гудермесе, где все префекты проходили курсы управления. Он был молодым и очень энергичным. Каждый день он приходил с новыми идеями и предложениями.
- Женщины, совершившие взрыв в Пятигорске, заявили, что они являются любовницами Салмана Радуева и действовали по его указке.
- Это ложь. Под пытками можно и не такое заявить. Ответы на все вопросы может дать открытый судебный процесс с участием общественности и журналистов.
- Можно ли на ваш взгляд оправдать людей, перенесших жестокое обращение со своей семьёй, а затем проявляющих жестокость по отношению к другим?
- А можно ли считать человека, потерявшего всё, родных, близких, которые были убиты и истязались перед его глазами, психически здоровым? Если же это больной человек, то не надо его обвинять за дальнейшие поступки.
С 1994 года чеченцы ничего хорошего не видели. Жизнь после войны была совсем тяжёлой. Каждый хотел заломить большой кусок. А простой народ не находил даже хлеба.
- В первую русско-чеченскую войну семьи командиров находились в Чечне. А сейчас семьи всех известных боевиков, в том числе и Масхадова, покинули родину.
- Когда началась "вторая" война, я находилась в Турции. Салман же, прервав свое лечение, вернулся в Грозный. Когда Салман позвонил, я сказала, что хочу быть рядом. Но он сказал, что положение в Чечне не то, что во время "первой" войны и запретил мне возвращаться туда.
В Чечне всё вверх дном. Поэтому никто из полевых командиров не оставил там свои семьи. Я думаю, если была рядом с ним, никто не смог бы предать его. В первой войне я не упускала его из виду. Когда он спал, - я бодрствовала. Эта война - ужасная. Раньше у нас детей не было и я была спокойна, а теперь я боюсь за них.
- Отношения между бывшими боевыми товарищами и Салманом Радуевым были натянутыми?
- Исмаилов Асланбек уважал его за то, что Салман говорил всю правду, открыто, в лицо. А Басаев мало с кем считался. Тем не менее Салман ни с кем, даже с Шамилём не имел конфликтов. Многие, если даже открыто не признавались, в сердцах понимали, что Салман по образованию, по мировоззрению и интеллекту намного выше их. Хаттаб тоже уважал его и говорил что, если Салман не будет много говорить, то ему не будет цены.
- Друзей много у Салмана?
- Нет, их осталось мало. Многие предали его. В основном его поддерживали бедные люди. Салман не любит делиться своими волнениями. Он страдал от предательства друзей и говорил, что надо терпеть. Говорил - "Бог рассудит". Те люди, которым он доверял, можно сказать, все погибли. Салман, даже зная виновных в покушениях на него, не спешил обвинять их.
- Во всех трудностях жизни вы были рядом. Какой он хотел вас видеть, домохозяйкой или другом?
- Всегда хотела быть домохозяйкой. Салман не соглашался. "Мне друг нужен" - говорил он. Какую бы работу он не начинал, я должна быть его правой рукой, участвовать в решениях всех вопросов.
Я уважаю Салмана за патриотизм. Очень скучаю по нему. Наши сыновья Джохар и Зелимхан тоже скучают. Они думают, что отец их воюет. Очень часто говорят: "Как долго папа воюет".
Беседу вела Гюльнара Мехтиева, Азербайджан
Газета "Улус".
Перевод Kvestnik.org
2001 г.
http://babouchka.net/old.kavkazcenter.com/news/2001/11/21/news3.htm