ЗВЕЗДОПАД,
Григорий КРОШИНГод 2011-й на Рейне начался на высокой ноте. В музыкальной программе первых месяцев престижного и популярнейшего среди немецких музыкальных фанатов концертного зала Тонхалле (Tonhalle) в Дюссельдорфе - сразу три, один за другим, гастроли мировых звезд российской музыкальной школы: художественного руководителя и директора Мариинского оперного театра из Санкт-Петербурга Валерия Гергиева и пианистов-виртуозов Евгения Кисина и Елизаветы Леонской. И всех троих мастеров экстра-класса - свидетельствую как очевидец - публика приветствовала стоя.
/Рисунки автора/
Год 2011-й на Рейне начался на высокой ноте. В музыкальной программе первых месяцев престижного и популярнейшего среди немецких музыкальных фанатов концертного зала Тонхалле (Tonhalle) в Дюссельдорфе - сразу три, один за другим, гастроли мировых звезд российской музыкальной школы: художественного руководителя и директора Мариинского оперного театра из Санкт-Петербурга Валерия Гергиева и пианистов-виртуозов Евгения Кисина и Елизаветы Леонской. И всех тро их мастеров экстра-класса - свидетельствую как очевидец - публика приветствовала стоя.
"Зимние грезы" из Санкт-Петербурга
Просто дело в том, что если британский оркестр этот вполне уже известен местным любителям музыки, так как не раз гастролировал уже до этого на Рейне, то маэстро Гергиев самолично почтил своим творчеством Дюссельдорф впервые.
И - восхитил публику. Как отметил один из газетных критиков, "Гергиев, едва оказался у дирижерского пульта, энергично и в то же время весьма грациозно контролировал каждое движение оркестра, как бы учитывая его самое неуловимое дыхание". И мне, слушателю-дилетанту, иногда казалось, что играл не коллектив музыкантов, а… один человек. А ведь не забудем, что в коллективе этом без малого сотня британских исполнителей-виртуозов.
Представленная на этот раз программа лондонцев - целиком русская. Первое отделение - П. И. Чайковский, 1-я симфония, "Зимние грезы". Второе - М. П. Мусоргский, "Картинки с выставки". Переполненный зал Tonhalle - партер, амфитеатр, ложи и три яруса - чутко замирает и, затаив дыхание, заворожено следит за порхающими над оркестром крыльями-руками маэстро дирижера, буквально взрываясь бурной овацией после каждого законченного опуса. А в самом конце вечера - в течение 12 минут (я специально засекал время) стоя благодарил аплодисментами и многократно не отпускал со сцены русского творца.
Прямо как Шопен!
Во-вторых, что существенно подогревало интерес истинных ценителей классической музыки, виртуоз Евгений Кисин решил впервые выставить на суд дюссельдорфской публики (а ныне это была его единственная гастроль в Германии) программу, по своей трудности редчайшую в мировой исполнительской практике, целиком составленную из произведений Франца Листа, что музыковеды-специалисты считают необычайно смелым актом для любого пианиста.
В дюссельдорфском Tonhalle в этот вечер тут и там слышалась русская речь. Потом на мой вопрос администрации о составе пришедшей на концерт Кисина публики был получен вполне определенный ответ: около трети зала было заполнено русскоговорящими зрителями - давними и новыми фанатами бывшего вундеркинда, в настоящее время живущего в Париже.
Тот, кто давно и внимательно следит за развитием творчества и успехами Евгения Кисина, сразу же заметит, что это уже совсем не тот нервный, пульсирующий худенький мальчик с огромной черноволосой вьющейся гривой, а - явно посолидневший, знающий себе цену, сдержанно-благовоспитанный молодой мужчина, на поклонах выглядящий словно образцовый ученик.
Мой сосед в зале, музыкальный критик местного специального журнала, восхищенный кисинской уникальной интерпретацией Листа, говорит мне: "Это - сдержанная, очень умело дозированная сила, при этом, заметьте, не смазан ни один звук, все так воздушно и без какой-либо экзальтации, но весьма эмоционально. Он играет отдельные пассажи ну… прямо как Шопен!"
"Гран-дама страсти"
Это имя уже много лет на гребне внимания западной публики. Чаще всего судьбу этой выдающейся пианистки, родившейся в Тбилиси, но вскоре перебравшейся с родителями в Москву, блестяще окончившей Московскую консерваторию, связывают с русской "легендой" - великим Святославом Рихтером. И это не случайно. Она сама в своих интервью часто и благоговейно рассказывает о своем Учителе, с которым ей посчастливилось не только общаться в консерватории, но и совместно играть на публике.
Для своего дюссельдорфского - единственного в Германии - выступления Елизавета Леонская выбрала Второй фортепьянный концерт Чайковского. В Tonhalle пианистка, игравшая за свою долгую творческую жизнь со многими выдающимися оркестрами и дирижерами, на этот раз выступила в творческом союзе с Дюссельдорфским симфоническим оркестром под управлением известного испанского дирижера 60-летнего Сальвадора Мас Конде. С тем самым маэстро Конде, который 12 лет назад был главным дирижером этого же оркестра в Дюссельдорфе - с 1993-го по 1999-й годы (ныне он возглавляет Городской оркестр Гранады в родной Каталонии).
Примечательно, что музыковеды, пишущие о концерте, единодушно отмечают в Елизавете Леонской в качестве главной отличительной особенности ее творческого почерка - страсть, эмоциональную многокрасочность, а вместе с тем невероятную легкость и эластичность звучания, женственную мягкость и, в то же время, когда того требует автор музыки, неожиданно взрывной темперамент.
Как справедливо отметила одна из газетных репортеров, "зрителя, конечно, восхищает неувядающее мастерство нашего давнего любимца маэстро дирижера Сальвадора Мас Конде, но истинно кульминационным моментом в этом концерте, без всякого сомнения, была и остается Елизавета Леонская".
Что к этому добавить? Браво, да и только.
________________________
На дружеских шаржах автора: В. Гергиев, Е. Кисин, Е. Леонская.