Бостонский КругозорЩИТ И МЕЧ

КОМУ ЭТО НУЖНО

Вряд ли рассчитывал российский президент на то, что американские военные и политики обо всем этом ничего не знают. Они отлично информированы - в отличие от российского обывателя. А, значит, именно его и можно назвать главным адресатом супергозного видеообращения Дмитрия Медведева.

23 ноября Дмитрий Медведев в роли главкома России объявил о мерах,
принятых им в ответ на развертывание США системы ПРО в Европе. Кто же главный адресат этого видеообращения?
       

В общем виде эти меры предусматривают возможность  вывода из строя или уничтожения американских противоракет и систем управления ими в Европе. Российский президент  предупредил также о возможности выхода из Пражского договора СНВ - 3. Собственно, заявление Медведева нельзя считать неожиданным. Потому как российское руководство не считает, что развертывание американской ПРО в Европе  необходимо лишь для парирования иранского ракетно-ядерного удара.
  
Мотивацию российского президента разъяснил в интервью РИА Новости начальник главного оперативного управления Генштаба РФ Андрей Третьяк:

 " Развертывание американской ПРО будет представлять реальную угрозу силам ядерного сдерживания  России уже в ближайшие годы. Первый и второй этапы создания ПРО, которые планируется осуществить до 2015 года, серьезной опасности для российских СЯС не представляют. Реальная возможность перехвата российских межконтинентальных баллистических ракет появится лишь  в случае  развертывания третьего позиционного района в Польше".   

Чтобы оценить справедливость опасений российского военно-политического руководства, необходимо иметь представление о системе национальной противоракетной обороны США (НПРО).

                                   
Американская НПРО сегодня

Она состоит из трех  основных эшелонов. Первый предназначен для перехвата ракетных боеголовок на космическом участке их траектории. Для этой цели предназначена противоракеты  шахтного базирования типа Джибиай ( GBI ). В настоящее время они   развернуты   в двух позиционных районах : Форт - Грили ( штат Аляска ) - 6 космических переватчиков GВI и  еще восемь на авиабазе Ванденберг ( шт. Калифорния ).  Их командный пункт оборудован в городе Шайенн-Маунтин (штат Колорадо). Дислокация этих перехватчиков на западном  побережьи США предусматривает перехват боеголовок баллистических ракет России, атакующих по кроссполярным трассам и МБР Северной Кореи.

Вторым эшелоном НПРО  является  корабельная системой  передового базирования Aegis ("Иджис"). В качестве средства поражения в Aegis используются зенитные ракеты типа "Standard-2" (RIM-156) и ракеты нового поколения "Standard-3" (SM-3), которые отличаются друг от друга, в первую очередь, своим предназначением. Первые разрабатывались для поражения самолетов, вертолетов и крылатых ракет, вторые - для уничтожения баллистических ракет.

Главная  особенность противоракеты SM-3 - применение ее не только с наземных, но и с корабельных пусковых установок, что позволит резко сократить расстояние до потенциально опасных позиционных районов  вероятного противника.

Это, в свою очередь, даст возможность уничтожения его стартующих ракет еще до выхода в космос, на так называемом разгонном участке.  Именно на этом участке  ракету проще поразить, потому что она еще не сбросила отработавшие ступени и не выпустила  в космос ложные цели и ловушки.  

Сегодня  системой "Иджис"  - 120 противоракет   SM-3 - оснащены 22 крейсера и 60 эсминцев ВМС США, развернутые в акватории Индийского и Тихого океанов, в Средиземном  и Красном морях. Такое передовое базирование позволяет  им контролировать и блокировать пуски баллистических ракет на Евроазиатском континенте.

Третий эшелон представлен системой ТНААD, задачей которой является уничтожение ракетных боеголовок, пикирующих на цель из космоса. Однако  сегодня  противоракеты для ТНААD ( класс "Альфа") поставлены на вооружение лишь в двух полках: 4 комплекса , оснащённые в общей сложности 96 противоракетами. Массовая постановка их в строй начнется не ранее 2013 года.  Задачи THAAD в настоящее время выполняют зенитно-ракетные комплексы "Пэтриот", для этой цели малоподходящие.

Все эти боевые системы способны к эффективной работе лишь при условии разветвленной сети радаров (РЛС) и космических разведывательных аппаратов. Основные американские наземные РЛС расположены на Аляске. Кроме того, действует  морская мобильная радарная система, размещенная на плавучих платформах в 50 тыс. тонн и "видящая" на 5500 км. Плавучие РЛС дежурят в акватории от  Алеутских островов до Индийского океана.

Космическуя система раннего обнаружения пусков баллистических ракет   состоит из двух эшелонов.  На низкую  околоземную орбиту выведено  24 спутника STSS, а на геостационарную орбиту - 5 аппаратов SBIRS. Существующая система позволяет регистрировать пуски ракет через 40-50 секунд после старта и определять траекторию их полёта на активном участке.

Такова существующая структура американской ПРО, элементы которой не размещены на территории и акватории иностранных государств.


Закордонные элементы ПРО США

В настоящее время к таким можно отнести лишь реально действующие системы раннего предупреждения. Наибольщее значение имеют РЛС, развернутые на западном направлении - в Файлигендейлс (северная Англия), в Туле (Гренландия) и в Варде (Норвегия, почти на границе с Россией). Американский радар ПРО передового базирования AN/TPY-2, установленный     на военной  базе в Израиле,  начал работать в прошлом году.

Остальные закордонные боевые системы ПРО пока существуют лишь в стадии проектирования и согласования их территориального развертывания.  Наиболее мощную из них  планируется  разместить в 2015 году у поселка Редзиково близ города  Слупска (Польша), сформировав третий позиционный  район американской ПРО. Система должна  состоять из 10 ракет-перехватчиков шахтного базирования GBI, аналогичных тем, которые в настоящее время базируются на Аляске  и в Калифорнии. Кроме   того, в Польше  будут развернуты наземные системы ПРО,  из ракет морского базирования SM-3 комплекса Aegis и  радарная станция раннего обнаружения AN/TPY-2.

Соединенные Штаты и Румыния подписали соглашение о противоракетной обороне. После ратификации соглашения румынским парламентом и введения его в действие обеими сторонами, США установят в Румынии наземную систему ПРО Aegis с перехватчиками SM-3. Система ПРО будет развернута  в Румынии к 2015 году.

К тому времени в соответствии с договоренностями между Турцией и США, радар передового базирования AN/TPY-2 будет установлен на военной базе Куречик в провинции Малатья, на юге-востоке страны. Этот радар предназначен для обеспечения боевой деятельности американских перехватчиков в Румынии.

Если проанализировать изложенные аспекты развертывания объектов американской ПРО в Европе, можно прийти к двум выводам. Первый : прогнозируемая готовность всех систем ПРО реальна лишь не ранее 2015 года. Второй :  боевое предназначение систем ПРО в Европе отнюдь не ограничивается защитой от баллистических ракет Ирана. Большинство экспертов считают, что главной их задачей является блокирование  западной стратегической группировки российских МБР.

Директор Агентства ПРО  генерал Оберинг : " Распространенное мнение о том, что российские баллистические ракеты предназначены для атаки США только по кроссполярным трассам, не соответствует действительности. В реальности это характерно только для ракет, взлетающих с Урала и далее на восток - через Северный полюс . Что же касается МБР, стартующих из европейской части страны, то они должны лететь через Северную Европу и Северную Атлантику к целям на Восточном побережье США. Нас интересует, в первую очередь, возможность новой ЕвроПРО противодействовать пускам российских МБР по этим кроссатлантическим траекториям".

Таким образом, обеспокоенность военно-политического руководства России развертыванием американских систем противоракетной обороны в Европе в достаточной мере обоснована. Сомнение  вызывают лишь провозглашаемые меры противодействия.


Реальность адекватного ответа

В качестве ответа на развертывание систем ЕвроПРО, Медведев упомянул следующие меры: введение в боевой состав радиолокационной станции раннего предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, усиление прикрытия объектов стратегических ядерных сил. Кроме того, он предложил продумать возможности разрушения, если потребуется, информационных систем ПРО (то есть, ведения кибервойны) . Также одним из элементов противодействия ЕвроПРО было названо развитие войск Воздушно-космической обороны (бывшие Космические войска).

Заявление президента, однако, не вызвало паники на Западе - о каких либо изменениях в планах США по ЕвроПРО не сообщалось. А вот в России позицию Медведева подвергли критике. Кое-кто обвинил президента в предвыборном популизме, указывают, что предложенные им меры по сдерживанию ПРО неадекватны. И даже недостаточны. Весьма авторитетный специалист замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин согласен с критиками, но указывает на еще один "прокол" российского ответа ЕвроПРО:  "...Если сегодня российским стратегическим ядерным силам  и сможет угрожать какой-то элемент американской ПРО, то исключительно морской. Их крейсера и эсминцы с системой Aegis смогут заходить в арктические моря. Ибо у нас нет аналога такой суперсовременной боевой системы. В составе новых Воздушно-космических войск  все те же, развернутые еще в 70-е годы прошлого столетия,  100 ракет с космическими  перехватчиками", - пишет эксперт на страницах журнала МО РФ "Военная мысль", Либо у нашего военно-политического руководства со стратегическим мышлением, мягко говоря, большие проблемы, либо вся истерика насчет ПРО носит чисто политический характер и направлена исключительно на внутреннее потребление" - отмечает Храмчихин.

При этом ничего абсолютно нового Главком Медведев не сказал. Работы по всем названным  направлениям ведутся в России чуть ли не с семидесятых годов и, по сути, никогда не прекращались. Последние годы идут  испытания новых ядерных боеголовок и новых, а также - модифицированных ракет-носителей, таких как " "Лайнер" и "Авангард", а  МБР типа "Ярс" уже оснащены две дивизии Стратегических ядерных  сил.

В ракетных бригадах российской армии начата плановая замена тактических ракетных комплексов "Точка-У" на "Искандер-М" - и ясно, что рано или поздно процесс перевооружения дойдет и до 152-й ракетной бригады, дислоцированной  в Калининграде. Хотя для  дальности в 500 км. - как угрожал Медведев Европе - оснащать 152-ю РБР придется новейшими крылатыми ракетами "Искандер-К".

Вряд ли рассчитывал российский президент на то, что американские военные и политики обо всем этом ничего не знают. Они отлично информированы - в отличие от российского обывателя. А, значит, именно его и можно назвать главным адресатом супергрозного видеообращения Дмитрия Медведева.