БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ в Клинтоне
Владимир ВОЙНАНа открытии этой выставки икон из фондов Третьяковской галереи народу собралось столько, что, как говорят, яблоку негде было упасть. Помещение Музея русской иконы в Клинтоне, что в Массачусетсе, скромное по размерам. Оно не рассчитано на толпы. Приглашений на открытие этой экзотической выставки было разослано 400, ну, а собралось народу куда больше. Однако музей выдержал натиск.
На открытии этой выставки икон из фондов Третьяковской галереи народу собралось столько, что, как говорят, яблоку негде было упасть. Помещение Музея русской иконы в Клинтоне, что в Массачусетсе, скромное по размерам. Оно не рассчитано на толпы. Подавляющее большинство американцев знает слово «икона», но ни одной русской иконы в жизни не видели, для них мир наших икон – закрытая книга.
Приглашений на открытие этой экзотической выставки было разослано 400, ну, а собралось народу куда больше. Однако музей выдержал натиск. Помогло и то, что он к открытию этой выставки расширил экспозиционную площадь, и в этот вечер состоялось официальное открытие пристройки на 300 квадратных метров. В результате, место нашлось и для 16-ти икон, одолженных Третьяковкой до 1 мая следующего года, причём не в ущерб постоянной экспозиции, состоящей из 150 экспонатов, и для сотен непредвиденных гостей.
Нужно сказать, что музей этот не просто место, где выставлена интересная, единственная в США коллекция русской иконы. В нём проходят конференции (например, состоялась очередная двухгодичная международная встреча исследователей романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»), музыкальные и литературные вечера. Контекст этих концертов и встреч, которые проходят в мощном духовном поле иконописи, един: культура и история России.
Возник этот островок русской культуры неподалеку от Бостона. Люди, которые его создали, рассчитывают, что он будет посещаться и американцами, и представителями русскоязычной общины, как воцерквленными, православными людьми, так и теми, кто не связан с ними общностью веры. Ведь любой зрячий человек, открытый миру прекрасного, испытывает потрясение, прикоснувшись к древнерусской живописи. Вклад её в мировую сокровищницу искусства общепризнан, однако, живя в Америке, только в Клинтоне к ней и можно приобщиться.
Музей русской иконы создан трудами и на средства промышленника и мецената Гордона Лэнктона, который за двадцать лет коллекционирования икон стал настоящим знатоком древнерусского искусства. Он родился в штате Огайо, но именно в Клинтоне, в штате Массачусетс, стал совладельцем, потом владельцем фирмы по производству изделий из пластмасс, превратив её в мировую компанию с миллиардным оборотом, с филиалами в десятках стран мира, включая Россию.
Клинтон – старинный (по американским, разумеется, понятиям) и весьма живописный городок, немало обогатился, благодаря созданному Лэнктоном предприятию и представленным им рабочим местам. Этого мало: пришло время – и хозяин фактически подарил свою фирму рабочим, передав им акции компании. В результате, несколько десятков рабочих, стоявших у истоков дела, стали миллионерами.
Сегодня, оставаясь председателем совета директоров компании «Найпро», Лэнктон много времени уделяет созданному им музею, который тоже по-своему обогащает Клинтон. Благодаря музею, Клинтон перестал быть заштатным городком, о музее пишет местная, а порой и национальная, даже мировая печать. Город «завоевал собственное место на мировой карте культурных ценностей», – констатирует с удовлетворением одна из местных газет. Она прогнозирует, как повлияет музей на экономическую жизнь города, на рост туризма, доходы ресторанов, магазинов… Практичные горожане ценят вклад Гордона Лэнктона в процветание Клинтона. Ему присвоили звание Почётного горожанина.
Лэнктон рассказывает, что давно мечтал о такой чести, со многими делился мечтой. Но он – не местный уроженец, а это непременное условие для получения почётного звания. «Так сделаем исключение», – решили отцы города. Член городского совета Кевин Хейли вручил Гордону Лэнктону диплом о присвоении звания, и произошло это как раз во время церемонии открытия выставки икон из Москвы.
Основатель музея был растроган: «Я не получил от родителей денег, я их сам заработал – в Клинтоне, в городе, которому я обязан успехом. И я решил обязательно сделать чтото хорошее для Клинтона, потому что Клинтон сделал так много хорошего для меня. Хотя, если по правде, я создал музей… для себя, потому что люблю русскую иконопись».
Поначалу он не помышлял о создании хранилища для своей коллекции. Просто жена допекала его тем, что, дескать, прохода нет, кругом в доме иконы… Лэнктон захотел подарить коллекцию какому-либо известному музею. Но потом понял, что в этом случае его дар – сотни уникальных образцов древнерусской живописи – растворится в музейных запасниках и никто их толком не увидит. И он решил создать собственный музей. Пусть посетителей будет немного, решил он, главное – чтобы музей был открыт для всеобщего обозрения. Сегодня в течение обычной недели музей посещают в среднем 100 человек, включая гостей из дальних штатов, но в связи с открытием выставки икон из Москвы, куратор музея Кент Рассел рассчитывает на рост посещаемости раза в два или более.
Дипломатические представительства Российской Федерации в США дружат с музеем. Генконсульство России в Нью-Йорке даже «одалживало» его экспонаты, когда в помещении консульства праздновали православную Пасху. Генеральный консул России в Нью-Йорке Сергей Гармонин специально приехал в Клинтон, чтобы выступить на открытии выставки экспонатов из Третьяковской галереи. В своём выступлении он выразил надежду, что Клинтон станет местом, которое будут посещать многие приезжие из России. В этом городке гости смогут по достоинству оценить теплое чувство, которое американцы испытывают к России.
Благословил выставку приходской священник Александр Абрамов, настоятель Собора Святого Николая в Нью-Йорке. Он назвал выставку «русской культурной пропагандой», подчеркнув, что пробуждаемое иконами в посетителях религиозное чувство дополняется чувством преданности стране, в которой иконы были созданы.
Другой русско-американский приходской священник – Егор Иванов – назвал выставку «знаковым событием в мире культуры». По его словам, когда люди говорят о сегодняшнем мире, картина вырисовывается безрадостная: кризис захватывает то один, то другой дом и люди, поддавшись безверию, «Христа в дом не впускают». Но, увидев представленные в Клинтоне святыни, сразу становится ясно, что здесь-то «перед Христом двери открыты»…
«Русская земля кланяется создателю этого музея», – такие слова признания с чувством произнесла на церемонии открытия выставки заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева. Она, как и другие гости, приехавшие из Москвы, благодарила американских устроителей за любовь к русскому искусству. Гордон Лэнктон, по её словам, обнаружил глубокое знание искусства, великую любовь к искусству. Об архитектуре старого здания, перестроенного под музей, говорилось следующее: «Концепция и дизайн музея в Клинтоне уникальны. Так не похоже на академические учреждения, наводящие тоску. В этом музее всё прекрасно!»
«Третьяковская галерея продолжит сотрудничество с музеем в Клинтоне», – говорили мне в частных беседах гости из Москвы. Алёна Князева, известная московская художница, пишущая иконы (в постоянной экспозиции музея есть её работы) и преподающая иконопись, рассказывает: «Каждый раз, когда Гордон наезжает в Москву, а бывает он в Москве несколько раз в год, он приходит в Третьяковскую галерею и говорит: «Вот мой дом. Я бы хотел здесь поселиться и жить рядом с Богоматерью Владимирской». Мечты сбываются, Богоматерь Владимирская теперь на полгода поселилась в его музее, в его доме».
Гордон Лэнктон, поблагодарив выступивших за тёплые слова, сказал, что этот вечер – «кульминационный» в его карьере. Высшая точка в его судьбе. «Но не конец», – заметил он с шутливой улыбкой.
Выставка называется «Два музея – одна культура». Название не случайное: идея экспозиции в том, что мировая культура составляет единое целое, что существует общность мировой истории и интересов человечества, и этой общности служат оба музея, великое собрание в России и скромное – в Клинтоне, в штате Массачусетс.
Переговоры об организации выставки Гордон Лэнктон вёл с директором Третьяковской галереи Валентином Радионовым на протяжении двух лет. Результат – беспрецедентная возможность увидеть хотя и небольшую, но замечательную часть сокровищ Третьяковской галереи. «Ведь никогда прежде экспонаты из коллекции древнерусского искусства в Третьяковке (а она насчитывает более шести тысяч единиц хранения, включая не только иконы, но и мелкую пластику, скульптуру, фрагменты фресок и мозаик, предметы прикладного искусства, копии фресок) не покидали России, – подчеркнул куратор музея в Клинтоне Кент Рассел. – Эта экспозиция – случай исключительный».
Выставлены иконы XVI–XIX веков (самая ранняя из них – начала XVI века «Богоматерь Владимирская»). Они хрупкие, требуют особого режима хранения. «На то, чтобы их должным образом «одеть» и подготовить для показа (упаковать, застраховать, перевезти через океан), было затрачено полмиллиона долларов», – рассказала выходящая в Париже американская газета «Интернешнл геральд трибюн». «Но все усилия музейных работников и искусствоведов, – сообщила она, – чуть не сорвались из-за обострения международной обстановки в связи с войной между Россией и Грузией». И всё же выставка состоялась! Так что, если после августовских событий в Южной Осетии в отношениях между Россией и США и наблюдается хотя бы какое-то потепление, то, по словам газеты, происходит оно в одной точке: в Музее русской иконы в Клинтоне.
Украшение выставки – «Богоматерь Владимирская» – происходит из Симонова монастыря в Москве. Мы видим вариант древнейшей, самой известной на Руси богородичной иконы, которая издревле почиталась как охранительница государства, Москвы и царствующего дома. Начиная с XV века, прославляя эту чудотворную икону, лучшие мастера пишут с неё списки, копии. Один из таких списков, судя по дошедшим до нас источникам, создал великий Рублёв между 1395 и 1408 годами, и его иконографический вариант породил новую трактовку сюжета.
Эту трактовку развивали потом другие мастера. К новой иконографической традиции принадлежит и эта икона из великокняжеского Симонова монастыря, который был основан около 1370 года племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского Фёдором. Из Симонова монастыря происходят многие выдающиеся произведения древнерусского искусства.
В музеях России сохранилось несколько икон «Богоматери Владимирской», созданных мастерами круга Дионисия в этом монастыре. Одну из них и можно увидеть сегодня в Клинтоне.
Как до Клинтона добраться тому, у кого нет машины? В первую субботу каждого месяца организуются автобусные экскурсии для посещения музея либо от Храма Св. Троицы на Парк-драйв, 165 (эта церковь расположена у края парка Фенвей), либо от Храма Богоявления в Розлиндейле. Отправление «Третьяковского тура» – в 9:45 утра, осмотр музея и выставки – между 11:00 и 13:45, есть время на прогулку по живописным кварталам в центре города и на ланч в одном из четырёх ближайших к музею ресторанов (талон на 10-долларовое угощение в любом из них прилагается). Всего экскурсия, вместе с талоном на посещение ресторана, стоит $50. Заказы по телефону: 978-598-5005 (978-598-5000).
Музей закрыт по воскресеньям и понедельникам, в остальные дни недели работает с 11:00 до 15:00. Стоимость билета: $5 – для взрослых, $4 – для участников групповых экскурсий, бесплатно – для студентов, учащихся, детей. А пожилые платят по усмотрению. Можно взять «аудиогид» и прослушать пояснения, которые начитал на пленку сам Гордон Лэнктон.