СОМНИТЕЛЬНЫЙ ТРИУМФ
Марк ШТЕЙНБЕРГИтак, ориентировочно сокращение стратегического арсенала США на треть обойдется в сумму более пяти миллиардов долларов. В круглую сумму влетит также коллапс инфраструктуры и экономики районов, связанных с наземными носителями. При том, что с боевого дежурства будут сняты и демонтированы вполне исправные и современные ракеты, способные выполнять свое предназначение еще не менее 15 лет. Таким образом, не возникает сомнений - новый договор по СНВ работать будет в пользу Москвы. Соединенным Штатам он принесет, кроме немалых материальных потерь, еще и существенное снижение уровня национальной безопасности.
Главная статья договора СНВ - 3, подписанного в Праге президентами США и России , в общем виде, гласит:
1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои МБР (Межконтинентальные баллистические ракеты) , БРПЛ (Баллистические ракеты подводных лодок) , тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР и БРПЛ и ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем их суммарные количества, не превышали:
а) 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков;
b) 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и на тяжелых бомбардировщиках...
Зная эти цифры, чтобы понять, в чью пользу из подписавших Договор стран будет он работать, необходимо понимать также, что представляет собой их ракетно - ядерный арсенал.
РОССИЯ
Её арсенал образует так - называемую "триаду", состоящую из носителей наземного, морского и воздушного базирования. Наземные входят в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) . К июню 2010 года РВСН насчитывали в шахтах: 58 тяжелых ракет SS-18, так-наз. "Сатана" у поселков Домбаровский и Ужур; 70 ракет SS-19 - "Стилет" в районе Козельск и Татишево; 49 ракет "Тополь-М" (SS-27) - у Татищево. Мобильные комплексы : 171 ракета "Тополь" (SS-25), 18 "Тополь-М" (SS-27) и 3 ракеты "Ярс" (РС - 24). Всего в наземной компоненте 369 ракет, несущих 1247 боеголовок .
Морской компонент "триады" представлен 12 подводными ракетоносцами и состоит из трех дивизий атомных подводных крейсеров. 1-я и 3-я дивизии дислоцируются в спецгаванях Кольского полуострова. В них 6 субмарин класса "Акула" ( Delta-4) . 2 - я дивизия подводных ракетоносцев дислоцируется в спецгаванях западного побережья Камчатки и насчитывает 4 субмарины класса "Борей" (Delta-3) . На Северном флоте подлодки несут 96 ракет ; на Тихоокеанском - 64 ракеты. Всего в морском компоненте 160 ракеты - 576 боеголовок.
Воздушный компонент представлен 37 - й армией стратегических бомбардировщиков . В ее составе 76 самолетов: 13 машин типа Ту - 160 и 63 самолета Ту - 95 мс. В одном вылете армия поднимает 844 крылатые ракеты Х - 55 с моноблочными зарядами.
А всего российская "триада" насчитывает в своем арсенале 605 носителей, оснащенных 2667 боезарядами.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Компоненты ядерной "триады" США входят в Объединенное Стратегическое Командование (ОСК ), штаб-квартира которого находится на авиабазе Оффут ( штат Небраска ). Командует ОСК с 2006 года генерал Кевин Чилтон.
В морских силах две эскадры атомных подводных ракетоносцев, развернутые на восточном и западном побережьях США. Атлантическая эскадра насчитывает 8 субмарин и базируется на порт Бангор (шт. Мэйн), Тихоокеанская - 6 субмарин, база Кингс - Бэй (шт. Калифорния ).
Все эти субмарины являются подводными ракетными крейсерами класса "Огайо". Каждая из них оснащена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта типа "Трайдент - 2", снаряженными 12 боеголовками индивидуального нацеливания каждая. Одним залпом обе эскадры способны запустить 228 МБР, несущих 1152 боеголовки, мощностью от 130 до 500 килотонн по тротиловому эквиваленту . Морская компонента "триады" содержит почти половину всех развернутых ядерных боезарядов ОСК.
Наземные силы состоят из носителей, входящих в состав Боевого Космического Командования . В его группировке 450 МБР типа "Минитмен - 3". Все эти ракеты размещены в шахтных пусковых установках, которые дислоцируются в трех позиционных районах вокруг авиабаз Майнот, Мальстрем и Уоррен. МБР "Минитмен - 3" несут 1 - 3 боеголовки мощностью 300 килотонн.В одном залпе они способны поднять 500 боеголовок.
Воздушные силы представлены Боевым Авиационным Командованием . В его шести авиакрыльях (соединениях типа дивизии ) находятся 113 стратегических бомбардировщиков : 91 самолет Б - 52Н и 22 радионевидимых Б - 2А. В одном вылете все бомбардировщики способны доставить до цели около 500 авиабомб и крылатых ракет с моноблочными (одиночными) боезарядами.
По данным Пентагона на первое июня 2010 года ядерный арсенал США насчитывал 812 оперативно развернутых стратегических носителей, способных обрушить на противника 2200 боеголовок.
СНВ - 3: В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ
Вот теперь, когда нам известны численность и соотношение ракетно-ядерных арсеналов России и США, имеется реальная возможность оценить содержание Пражского документа , устанавливающего рамки сокращений этих арсеналов.
Начнем с носителей ядерных боезарядов - баллистических и крылатых ракет стратегического назначения. У России их насчитывается 605, у Соединенных Штатов - 812. Согласно Пражскому договору через 7 лет у обоих сторон должно остаться 700 стратегических ракет. Следовательно, сокращать придется только США, а Россия уже сегодня до этого уровня не дотягивает. Иное положение с боезарядами, которых у России 2667, а у США - 2200. Значит , России предстоит сократить на 460 боезарядов больше.
Послушаем, однако, заявление уволенного недавно командующего РВСН генерал- полковника Николая Соловцова. Он сказал на брифинге военных обозревателей российских СМИ, что более 80 процентов шахтных МБР уже давно выработали гарантийные сроки эксплуатации и требуют срочного снятия с боевого дежурства. Потому что коэфициент их оперативной готовности еще в прошлом году не превышал 50 процентов. Но это ведь самые мощные в мире по забрасываему весу ракеты : "Сатана" и "Стилет".
- Дело в том, что они в качестве горючего используют гептил - крайне агрессивную ядовитую жидкость, топливные баки их давно корродированы и подлежали смене еще 10 лет назад. Но и "Сатана" и "Стилет" - производились в Украине, где о такой продукции позабыли давно. Поэтому, безотносительно, будет или нет ратифицирован договор СНВ-3, а около 100 тяжелых жидкостных ракет не позже 2015 года с боевого дежурства должны быть сняты.
- Количество ракет, предусматриваемое Договором - 700. А после того, как уберут 100 гептиловых, в строю останется всего немногим более 500. Что же касается числа боеголовок, то гептиловые громады унесут их с собой в утиль не менее 700 единиц. На боевом дежурстве останется 1550 и сокращать не понадобится ничего. Как видим, выполнение Пражских договоренностей у нас произойдет автоматически.
- Но ведь и кроме них подходят к окончанию гарантийного срока службы и твердотопливные грунтовые стратегические ракетные комплексы "Тополь". Так что если учесть, что из 605 стратегических ракет, которые у нас сейчас в боевом строю, почти половина в ближайшие годы будет выведена в "отставку", то понятна озабоченность руководства страны. Не только тем, что надо выполнять Пражский договор. Вопрос стоит острее. Со стратегическим ракетами мы - великая страна, с которой - хочет кто или не хочет - но вынужден считаться, - закончил свое выступление Николай Соловцов.
ЗАМЕНА "САТАНЫ"
Между тем, генерал не обмолвился ни словом, что на вооружение РВСН уже поступил новый мобильный носитель РС - 24 "Ярс" (аббревиатура "Ядерная Стратегическая Ракета"). Специалисты говорят о двух преимуществах "Ярса". Прежде всего, разделяющаяся головная часть ракеты гарантирует 100-процентное поражение цели на дальности около 12 тысяч километров. Чрезвычайно сложно уничтожить его боеголовки индивидуального наведения, потому что они летят на разных высотах и постоянно меняют курсы. Новый комплекс обладает повышенной живучестью. Ее обеспечивают скрытность выхода в район пуска и возможность рассредоточить машины на большой территории.
"...Мобильный арсенал Ракетных войск стратегического назначения будет перевооружаться на новые комплексы РС-24 "Ярс" . Такое заявление сделал в начале ноября командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев. "Эти ракеты в начале нынешнего года поставили на боевое дежурство в Тейковской дивизии. Принятие на вооружение носителя РС-24 "Ярс" усилит боевые возможности РВСН по преодолению систем ПРО и укрепит российский потенциал ядерного сдерживания", - подчеркнул генерал Каракаев.
Совершенно неожиданно заявление командующего РВСН подтвердил президент России. Выступая 30 ноября на брифинге, Дмитрий Медведев заявил: "... РВСН в ближайшие 10 лет продолжат перевооружение. На смену советским ракетам, срок службы которых неумолимо подходит к концу, придет новый комплекс - РС-24 "Ярс". Эти ракеты, будут нести 4-6 боевых зарядов... В общей сложности РВСН к концу следующего десятилетия могут иметь до сотни "Ярсов". В сочетании с группировкой "Тополей" они будут нести свыше 500 ядерных зарядов... А значит, есть смысл направить финансовые потоки на закупку перспективных "Ярсов". Остальные заряды, до лимита в 1550 боеголовок, определенного СНВ-3, будут приходиться на морские стратегические ядерные силы и дальнюю авиацию ВВС России..."
Таким образом, совершенно очевидно, что условия Пражского договора объективно очень выгодны для России. Они вписываются в программу замены выслуживших все возможные эксплуатационные сроки жидкостных ракет класса "Сатана" и "Стилет" на новейшие твердотопливные РС - 24 "Ярс". Безотносительно к тому, существовал ли бы СНВ-3, этот процесс в российских РВСН уже идет и Договор абсолютно ничего не изменил в его осуществлении.
УРОН ДЛЯ АМЕРИКИ
Между тем, если сокращение носителей и боезарядов в России произойдет автоматически, ничего не меняя в стратегической доктрине и бюджете, то это же потребует от Вашингтона немалых расходов и доктринальных перемен. Придется сократить около 120 носителей и более 800 боезарядов.
Но все носители в наземной и воздушной компонетах американской "триады" моноблочные, то-есть, однозарядные. Только на подводных лодках ракеты многозарядны - несут по 12 боеголовок. Следовательно, надо либо вместо этих ракет устанавливать другие, с меньшим числом боеголовок, либо переводить подводные ракетоносцы в разряд многоцелевых кораблей. Как понимаете, любое из таких мероприятий потребует немало усилий, времени и денежных расходов. Но и кроме того - ослабит ракетно - ядерный потенциал США.
По данным американских военных экспертов, Пентагон предполагает для выполнения условий СНВ - 3 сократить около 100 ракет "Минитмен - 3" и вывести из стратегического ядерного арсенала два ракетоносца класса "Огайо" . На этих подводных кораблях будут демонтированы ракеты "Трайдент" и пусковые шахты переоборудованы под многозарядные установки для пуска крылатых ракет "Томахок" . Переделка каждой подводной лодки типа "Огайо" в носитель крылатых ракет "Томахок" обойдется военному бюджету Соединенных Штатов, примерно, в 1 800 млн долларов.
Позиционные районы ракет "Минитмен - 3" дислоцируются на авиабазах в штатах Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. Пражский договор вызвал настоящую панику у населения, обслуживающего эти огромные ракетные центры и живущего в районах, экономика которых на 40 процентов зависит от них. Политики и местные руководители готовы бороться за их сохранение.
Тем не менее, недавно стало известно, что, скорее всего, демонтаж настигнет авиабазу Мальстром в штате Монтана, где дислоцировано 341-е ракетное крыло - 4000 военнослужащих и гражданских лиц, которые обслуживают более 100 межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен - 3". Пентагон выделит почти 2 миллиарда долларов на реализацию этой программы, сообщается на сайте авиабазы.
Итак, ориентировочно сокращение стратегического арсенала США на треть обойдется в сумму более пяти миллиардов долларов. В круглую сумму влетит также коллапс инфраструктуры и экономики районов, связанных с наземными носителями. При том, что с боевого дежурства будут сняты и демонтированы вполне исправные и современные ракеты, способные выполнять свое предназначение еще не менее 15 лет.
Таким образом, не возникает сомнений - новый договор по СНВ работать будет в пользу Москвы. Соединенным Штатам он принесет, кроме немалых материальных потерь, еще и существенное снижение уровня национальной безопасности.