Бостонский КругозорТОЧКА ЗРЕНИЯ

ПО СЛЕДАМ СОЦИАЛИЗМА

В своем завещании перед самоубийством Гитлер убеждал немцев "поддерживать расовые законы и беспощадно сопротивляться отравителю всех народов - международному еврейству" (перевод с английского). В массовом уничтожении европейских евреев Гитлер обвинял...самих евреев! Сейчас Германия - единственная страна мира, где отрицание Холокоста карается законом. Тем не менее, нео-нацисты в Германии есть.

 Стены

 ...В июле 2009-го года мы с женой снова поехали в Москву,  a по пути остановились в Берлине. В Москве я прожил первую половину своей жизни, в Берлине никогда не был и с детства ненавидел этот город, как столицу фашистской Германии. Мы жили в восточном Берлине, там, где сначала немецкий, потом Советский социализм оставили печальные следы поражения. Пули и осколки снарядов четырех великих держав замурованы в стенах Берлина. Штукатурные раны замазаны цементом, но дома болеют, с них сдирают кирпичную кожу, надевают новые фасады из стекла и стали, вставляют электрические нервы и металлические воздухо- и водопроводы. На Хессише Штрассе, недалеко от нашего отеля, прохожий студент объяснил: вон оттуда сюда шли русские, сначала танки, потом пехота. "Русские" выиграли войну, но проиграли мир, который хотел есть, пить, гулять и делать деньги. Мир не хотел слушать лекции о равенстве и братстве всех народов.

 "Русские" отгородили свой мир политической диктатуры от мира финансовой дисциплины, но проиграли - деньги оказались сильнее танков. Тогда русские сломали стену и начали сами делать деньги, a, в ответ, западные финасисты стали делать танки и строить другие стены. В Багдаде американская Зеленая Зона (Green Zone) отделена от остального города стеной с колючей проволокой, на границе между США и Мексикой  стена не может остановить поток нелегальных мигрантов, в Израиле стена не может прекратить атаки арабов. Великая Китайская Стена не оградила Китай от монгольских нашествий. Кто знает, где будут построены новые стены?

 Холокост

 В самом  центре Берлина недавно застроили целую площадь толстыми бетонными стенами, которые отделяют мир убитых евреев от мира живых немцев, но, в то же время, приглашают живых в мир мертвых. Этот мемориал напоминает живым о зверской природе человека, которaя прячется под маской цивилизации, но человеческие звери, которые 64 года тому назад кричали "Хайль Гитлер!" могут тайно гордиться своими достижениями. Главная синагога на Гановер Штрассе восстановлена, но действует только как музей под охраной полиции. Берлинская реклама для туристов говорит, что синагога была разрушена союзной авиацией в 1945-м году, но не упоминает об ее сожжении в 1938-м году, во время Кристалнахт.
               
В своем завещании перед самоубийством Гитлер убеждал немцев "поддерживать расовые законы и беспощадно сопротивляться отравителю всех народов - международному еврейству" (перевод с английского). В массовом уничтожении европейских евреев Гитлер обвинял...самих евреев! Сейчас Германия - единственная страна мира, где отрицание Холокоста карается законом. Тем не менее, нео-нацисты в Германии есть. Один из московских знакомых рассказал мне, как несколько лет назад, на международной конференции в Мюнхене русская делегация подралась с группой нео-нацистов, которым не понравилось поведение русских в пивном баре. История повторяется?

Строительство
  
 Несмотря на глобальный экономический кризис, Берлин продолжает интенсивно застраиваться. Вокруг Рейхтага (ныне Бундестаг) строится огромный правительственный комплекс с выставочными галлереями, зелеными крышами и солнечными коллекторами. Сам Рейхстаг восстановлен, следы от пуль и снарядов тщательно замазаны цементом, вставлены новые плиты облицовки. Естественно, все надписи Советских солдат на стенах и колоннах давно исчезли. На месте старого построен новый купол по проекту знаменитого английского архитектора Нормана Фостера. Внутри купола туристы ходят по спирали, обозревают город.

 На застройку Берлина отпущены большие деньги в связи с присоединением Восточной Германии и переноса столицы из Бонна в Берлин. Никто не может отказать немцам в трудолюбии и умении строить - за 20 лет объединенная Германия преобразила угрюмый Восточный Берлин, а Западный украсила новыми великолепными зданиями. Я бродил по Курфюрстендам, обозревал зеленые сады на крышах универмагов и сам стал зеленым от зависти.

 Свидетели Еговы

 В длинной очереди перед входом в Рейхстаг я встретил группу российских Свидетелей Еговы, которые приехали на международную конференцию своих собратьев по вере. Они очень обрадовались, услышав мою русскую речь, и немедленно стали проповедовать. Разговор наш происходил, примерно, так:

Свидетель: Скоро настанет конец света, придет Иисус Христос и покарает всех, кто не верит в него.

Я: Зачем же милостивый Христос будет уничтожать собственных детей?

Свидетель: Чтобы очистить землю от несправедливости, лжи и войн, от погони за прибылью.

Я: Все, что вы перечислили, заложено в природе человека. Вы уверены в том, что эта природа изменится после пришествия Христа?

Свидетель: Да, я совершенно уверен в этом.

Я: А как относится Христос к евреям?

Свидетель: Евреи предали его и были за это наказаны.

Я: Но ведь он сам был евреем.

Свидетель: Он принял облик еврея, чтобы испытать избранный им народ, но они предали его и были за это наказаны.

Я: Почему же апостолы, которые отреклись от него, не были наказаны, а, наоборот, вознесены на вершину его церкви?

Свидетель: Потому что апостолы не требовали его распятия.

Я: А как насчет Марии Магдалины и других безымянных евреев, которые сняли Христа с креста и почитали его?

Свидетель: Они были наказаны за грехи своих соотечественников.

Я: Недалеко отсюда стоит памятник шести миллионам евреев, убитых во время войны. Это тоже было наказание за распятие Христа?

Свидетель: Да.

Я: В соответствие с вашим предсказанием, что произойдет с еврейским народом после второго пришествия?

Свидетель: Христос отвернулся от этого народа, их участь его не интересует.

 Бранденбургские Ворота

 После этой просветительской беседы я ходил под куполом Фостера, смотрел на Берлин и думал, сколько подобных проповедей произносится под сводами церквей. У Бранденбургских ворот можно фотографироваться рядом с ряженым солдатом Германской Демократической Республики, но никому не придет в голову позировать в виде офицера Гестапо. Можно смеяться над режимом ГДР, но смеяться над диктатурой бесноватого фюрера невозможно - слишком много крови и страха впитала в себя Берлинская мостовая.

 Напротив Бранденбургских ворот стоит отель Адлон, в котором Гитлер произносил свои пламенные речи. Мы не могли найти точное место канцелярии Третьего Рейха, под которой был бункер Гитлера. Знаем только, что он находился чедалеко от Рейхтага на Вильгельм Штрассе. Наверное, власти скрывают это место, чтобы предотвратить демонстрации нео-нацистов.

 Домодедово

 После четырех дней в Берлине мы приземлились в новом московском аэропорту Домодедово. Немецким порядком здесь, конечно, не пахло. По залу ожиданий бродили леваки-возилы, настойчиво предлагали услуги. Пластмассовая бутылочка сока стоила 300 рублей ($9.3). Что делали таксисты снаружи, мы не узнали, поскольку нас забрал мой племянник Паша и посадил в свой "неподъемный" SUV. Сначала мы не поняли, почему "неподъемный". Паша нам, как детям, объяснил, что в России появились грузовики с подъемным краном, которые называются "воровайки". Они подъезжают к запаркованным машинам, поднимают их кранами, ставят к себе в кузова и уезжают. Так выравнивается экономическое неравенство в России.

 Квартира

 Паша отдал нам одну из его московских квартир в старом, "дохрущевском" доме в Сокольниках. "Здесь сейчас никто не живет" - объяснил он. Мы должны были выучить систему запирания дверей. На стальной наружной  двери висел здоровенный амбарный замок, открыв который, можно было начинать открывать другие два замка. Открыв стальную дверь, нужно было открывать еще три замка во второй, деревянной двери, входить в квартиру и запирать обе двери. Между прочим, дом оказался вполне обитаемым и даже активным.

 Однажды активисты остановили меня на лестнице и попросили подписать петицию мэру Лужкову с просьбой не сносить их дом. Предприятие это было, конечно, безнадежное - старые дома в Москве сносятся каждый день, на их месте строятся новые, большие и доходные. Я сказал, что не живу в Москве.

"Это ничего, распишитесь за Пашу". Я согласился.

"А у Вас есть связи в мэрии?"

"У меня есть связи с Обамой".

 Метро

 Каждый день мы отправлялись бродить по Москве, не прибегая к помощи автомобильного транспорта. Моя американская жена Линда очень старалась не выделяться из толпы в метро, но это ей не удавалось.  Россиянки сразу узнавали в ней иностранку. Даже молодые-красивые-длинноногие бросали на нее завистливые взгляды, наверно, думали, что богатая. А пожилые-респектабельные шептались: "Вот так нужно одеваться и следить за собой, поняла!". Знали бы они, что слежение за собой требует  ежедневных упражнений и уроков йоги.

 За тридцать шесть лет моего отсутствия московское метро, конечно, постарело, но никакого сравнения с Бостонскими вонючими туннелями не может быть - метро прекрасно работает и расширяется. Естественно,  оно теперь не называется Метрополитен имени Л. М. Кагановича.

 Звенигород

 Для поездки в Звенигородский монастырь мои родственники нарядили Линду в длинную черную юбку и цветастый платок, но и это не помогло - косились на инстранку суровые старухи. В самой старой церкви ХV-го столетия была свадьба, молодой звонарь мастерски звонил в колокола, молодожены вышли на паперть, фотографировались. Стоял яркий июльский день, на горизонте сверкала Москва-река и высились новые жилые районы.

 Во время войны в Звенигороде были немцы, а вот до Николиной Горы, где была дача наших родных, они не дошли, отступили после упорных боев. На обратном пути мы остановились на кладбище, где похоронены моя двоюродная сестра Инна и родители ее мужа Андрея. Отец Андрея был расстрелян, как враг народа в 1938-м году, в тот же год, когда Гитлер организовал Кристалнахт - массовое побоище евреев в Берлине. Мать Андрея была осуждена по делу Троцкистов, пережила много лет лагерей и умерла в своей постели в 1980-м году.

 Искусство и архитектура

 Один из моих бывших коллег провел нас по залам Третьяковской галлереи, пристройку к которой он проектировал и получил за это Государственную премию по архитектуре. Я не был в Третьяковке лет сорок, а потому был поражен ее коллекцией, как какой-нибудь иностранный турист. Конечно, большинство Российских мастеров живописи я знал и даже подражал им, но после долгой разлуки они показались мне особенно свежими и сильными. Малявин, Кустодиев, Куинджи, Ге, Врубель, Васнецов, Репин, Борисов-Мусатов, Галина Серебрякова, Дейнека, Малевич, Кандинский, огромные иконы - какое колоссальное богатство хранят стены Третьяковки! Слава богу, российские олигархи еще не растащили его на части.

 Побывали мы и в новой Третьяковке на Крымской набережной, там неожиданно наткнулись на замечательную выставку Бурятских художников, которая недавно была в Нью-Йорке. Рядом, в саду скульптур, осмотрели мы знаменитое кладбище отвергнутых  вождей: огромный гранитный Сталин с отбитым носом, несколько  Лениных и Марксов, Феликс Дзержинский в измазанной шинели, Свердлов, Калинин, Брежнев... Мы не могли отделаться от чувства, что эти статуи еще могут вернуться на свои прежние места. Сколько скульпторов они кормили, сколько сделали знаменитыми! Впрочем, на Руси часто свергали идолов и били их плетьми, еще со времен Крещения. Наверное, 70 лет Советской власти были периодом нового славянского язычества: Перунами были Ленин и Сталин, черт - Берия, несколько леших от Троцкого до Горбачева, ведьма Фурцева...

 Пройдя через сад, мы  вышли на набережную и увидели ужасный памятник Петру Первому работы скульптора Зураба Церетели. Подобную многотонную бронзу в виде Колумба он пытался подарить Нью-Йорку, но подарок был отвергнут. Церетели не растерялся и заменил Колумба на Петра. Теперь несчастная Москва должна терпеть его монументальный террор.

 В связи с текущим экономическим кризисом, большое строительство в Москве почти полностью остановлено. Москва-Сити, стеклянно-высотный район в излучине Москвы-реки  застыл, как памятник споткнувшемуся капитализму: башенные краны торчат, а этажи не растут. Тем не менее, Москва-Сити - это лучшее, что было построено   за последние годы. Некоторое строительство, все-таки, продолжается. В Гранатном переулке, напротив Московского Дома Архитекторов, строятся жилые дома для сверх-богатых, стоят Роллс-Ройсы.

 Красная Площадь

 У входа на Красную Площадь нас встретили ряженые Ленин и Сталин, довольно пожие на свои оригиналы. Сталин посасывал трубку, а Ленин приказывал расстрелять Фаню Каплан, что было исторической ложью - Ленин был единственным, кто не хотел ее расстреливать. Несмотря на будний день, у мавзолея стояла длинная очередь, но Линда отказалась в ней стоять, терять время на осмотр "мумии". К нашему удивлению, у входа в мавзолей не было знаменитых часовых, зато они появились у могилы Неизвестного Солдата. Храм Василия Блаженного сверкал под солнцем, как новенький, но гостинница Россия была снесена, а новая на ее месте не построена. Говорят, власти чего-то не поделили, или украли слишком много денег в расчете на будущие прибыли.

  Николина Гора

Дважды родственники возили нас на дачу на Николиной Горе. Ехали мы по "правительственной трассе", значение которой было трудно объяснить Линде. У правительства есть своя магистральная дорога? А что по этому поводу думают налогоплательщики? А если эта дорога частная, то почему мы по ней едем? Вот святая наивность, не понимает, что мы находимся в демократической России! По сторонам дороги стояли магазины Ламборгини, Феррари, Роллс-Ройса и прочие милые игрушки для олигархов. Рекламы убеждали посетить Грецию, Египет и Мексику. Вместо этого, мы сели в самолет и улетели обратно в наш скучный, душный и влажный Бостон, где, в отличие от Москвы, никто не называет меня жидом.