Бостонский КругозорПЕРСОНА НОМЕРА

ПОЛИТЗЭК СУТЯГИН

Следствие ФСБ обвинило Игоря Сутягина в его стремлении причинить ущерб внешней безопасности России, знакомя иностранцев... с публикациями российских газет(!?) Вопрос поставили перед экспертами: "Можно ли использовать эти сведения в ущерб безопасности России?". Эксперты ответили "Ущерба безопасности России ознакомление иностранцев с данными сведениями не причинило". Но Сутягину всё равно предъявили обвинение в том, что он причинил ущерб России. И приговорили к 15 годам заключения. Строгого режима. Десять лет он уже отбыл за то, чего не совершал...

Всем, всем, всем!
Письмо из исправительной колонии

"Вчера (26.01.2010 г.) я получил письмо из ФСБ. Большой коричневый конверт с пятью печатями "Региональное управление Федеральной службы безопасности по Архангельской области. Для пакетов". Письмо было самое настоящее - с печатью "Служебное" и исходящим номером - № 1/3-7365 (82/2/36 - возвр).

Вернее, письмо было не из ФСБ. Потому что на конверте было написано: "гор.Архангельск, обл. Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония
№ 2 УФСИН РФ по Архангельской области." И, розовым маркером: "Сутягину И.В. 44 письма".

22 Внутри фээсбэшного конверта были 44 письма, пришедших на мое имя за октябрь, ноябрь, декабрь и январь из Франции, Германии, Шотландии, Италии, США и даже одно из Австралии (от Австралии до Архангельска оно добралось за 14 дней, с 6 по 20 октября; с Правого на Левый берег Северной Двины шло следующие три с небольшим месяца).

Мне очень жаль, что я не могу ответить написавшим мне людям, поблагодарив их за поддержку. Увы, но даже если бы и удалось найти на это время (его в тюремных условиях просто катастрофически не хватает, а особенно когда судорожно собираешься к переезду в другую колонию, который состоится неизвестно когда и неведомо в какое место, всё держится в секрете) - даже если бы время нашлось, мои письма на английском языке попросту не ушли бы отсюда (а по-французски я и писать-то не умею).

Поэтому я бы очень хотел как-то по-другому поблагодарить тех людей, кто пишет в Архангельск. Всех вместе, что ли. Просто сказать им:

"Огромное вам спасибо, люди! Спасибо за вашу поддержку, за вашу веру в добро и торжество справедливости, за несогласие с официальной ложью властей. Ваши письма помогают мне держаться и выстоять - спасибо вам за эту заботу!"

Вот что я сказал бы, если бы у меня была такая возможность. Быть может, можно её найти?"

Это письмо Игорь Сутягин прислал родителям и просил переслать всем друзьям и знакомым, которые ему писали и пишут. "Кругозор", читаемый на четырёх континентах, тоже откликается на эту просьбу. 


Нешпионивший шпион, или Абсурд крепчает

17 января ему исполнилось 45 лет. Десять из них Игорь Сутягин провёл в заключении. За государственную измену. В этом обвинил его суд. Адвокаты, правозащитники другого мнения. Они утверждают, что следствие было далеко от объективности и что приговор имеет мотивы политические. Международная неправительственная организация "Международная амнистия" признала Игоря Сутягина узником совести, а  Парламентская Ассамблея Совета Европы дважды обращалась к этому громкому делу и дважды призывала к его пересмотру. В докладе по вопросам прав человека за 2007 год Госдепартамент США поместил Игоря Сутягина в число российских политических заключённых. В июле 2008 г. Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял к рассмотрению жалобу этого осужденного в России учёного.

Игорь Вячеславович Сутягин заведовал сектором военно-технической политики США в Институте США и Канады Российской Академии наук, писал докторскую диссертацию, растил двух дочек. 27 октября 1999 годна он был задержан в городе Обнинске управлением ФСБ по Калужской области. Через несколько дней ему предъявили обвинение по статье 275 УК РФ (государственная измена), а сам учёный помещён сперва в Калужский СИЗО, а 27.июня 2002 г. - в СИЗО Лефортово.

Следователям ФСБ, а затем и суду оказалось ох, как нелегко доказать, что "шпион" Сутягин передавал иностранцам государственную тайну. Например, по одному из эпизодов само следствие ФСБ вынуждено было признать, что в действиях Сутягина состава преступления нет. Уголовное дело применительно к этому эпизоду было прекращено. Тем не менее, в дальнейшем это не стало помехой для того, чтобы не только вновь предъявить обвинение по прекращёному делу, но и не получить от прокурора объяснение.

Или другой прадокс: ФСБ обвинило Игоря Сутягина в его стремлении причинить ущерб внешней безопасности России, знакомя иностранцев... с публикациями российских газет (!?) Абсурд, понятный ребёнку. Но - была не была - следствие все же направило выдержки из публикаций на исследование экспертам, поставив перед ними глупейший с точки зрения здравомыслящего человека вопрос: "Можно ли использовать эти сведения в ущерб безопасности России?". Эксперты - люди серьёзные и с полной ответственностью ответили: "Ущерба безопасности России ознакомление иностранцев с данными сведениями не причинило". И что? Как в басне: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" - Игорю всё равно предъявили обвинение в том, что своими действиям он причинил -таки ущерб России. И в подтверждение сослались на... что бы вы думали?.. Да-да, на то самое вышеприведенное заключение экспертов.

Крепчает абсурд, крепчает. Подобных примеров можно приводить ещё много, да стоит ли - они, как и многое другое интересное об этом чудовищном "деле" изложены на интернет-сайте, который так и  называется: "Дело Игоря Сутягина", и поддерживается его семьёй http://www.sutyagin.ru  5 апреля 2004 года суд принял решение о виновности учёного и приговорил его к 15 годам лишения свободы. Правда, в приговоре, написанном судьёй Мариной Комаровой именем Российской Федерации, не скрывается, что установлено: никакими закрытыми источниками Сутягин не пользовался. То есть собранные им "шпионские" сведения и прежде были преданы огласке, Справедливость,  конечно, вменена судьям в обязанность, но ведь и мундир - дело святое: велено назначить Сутягина шпионом - значит, тому и быть. Так что не обессудьте, Игорь Вячеславович, отсидите-ка полтора десятка годиков строгого режима за деяния, кои преступленем не являются...  

Но Игорь Сутягин своей вины так и не признал. Его адвокаты высказывали озабоченность слабым здоровьем осужденного, опасаясь, что оно не позволит ему дожить до освобождения. В 2007 году Игорь Сутягин обратился к Владимиру Путину - тогда ещё Президенту России - с просьбой о помиловании. Освобождения ученого требовали известные как российские, так и зарубежные правозащитники, учёные, общественные деятели. Ответ - отказ.

Весёлый судья

Сутягин отбыл в заключениии уже 10 лет, то есть 2/3 срока наказания. То есть уже имеет право просить об условно-досрочном освобождении. И правом этим он воспользовался: подал, как положено, соответствующее ходатайство. И вот нинешний март. В первый его день Исакогорской районный суд Архангельска поданное Сутягиным ходатайство рассмотрел. Решение отрицательное: отказать. Почему? В интервью радио "Свобода" адвокат учёного Анна Ставицкая прокомментировала это так:

"...от суда очень гнетущее впечатление. Судья обосновала свое решение тем, что, во-первых, Сутягин отбывает наказание по обвинению в совершении особо тяжкого преступления. Во-вторых, у него было взыскание, и он был признан злостным нарушителем того порядка, который предусмотрен Уголовно-исполнительным кодексом. И суд отказал ему, несмотря на то, что к моменту рассмотрения ходатайства взыскание было погашено, а колония дала Сутягину положительную характеристику.
 
Если читать характеристику (она где-то на трех листах), то это фактически ода Сутягину. Но при этом выводы не соответствуют тому, что написано в обосновании этого ходатайства. Вывод состоит в том, что колония не может поддержать ходатайство Сутягина.

Судья заслушала в качестве свидетелей людей, которые положительно характеризовали Сутягина. Это академик Юрий Рыжов, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, Эрнст Черный, который возглавляет Комитет защиты ученых, - все это для судьи пустой звук.

Меня потрясло поведение судьи, которая крайне язвительно читала, оглашала обращения очень видных общественных деятелей, правозащитников, ученых и журналистов, выступающих в поддержку просьбы Сутягина об условно-досрочном освобождении. Судье было весело.

Я знаю обвинение, я знаю доказательства, я знаю, что несмотря на приговор суда, отбывает наказание невиновный человек. Мне непонятно, почему представители власти никак не могут от него, я не побоюсь такого слова, отвязаться. 10 лет он уже отсидел. Уже можно было бы насладиться этим и все-таки проявить гуманность, отпустить.

Надежда на Страсбург

- Конечно же, мы это решение обжалуем в кассационном порядке в Архангельском областном суде. Но, я думаю, что результат будет тем же. У меня надежда исключительно на Европейский суд", - дополнила свои слова адвокат Анна Ставицкая.