Бостонский КругозорТОЧКА ЗРЕНИЯ

САМЫЙ ЦЕННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ШПИОН

Во второй половине 1999 года он почувствовал, что пришёл момент свалить с российского корабля. Разговор с Ксенией Лена начала в магазине. Она сказала, что семья остаётся в Соединённых Штатах, и убедила Ксению, что папа - не предатель, он просто не хочет больше работать на коррумпированную российскую власть. Сергей воспитывал дочь в убеждении, что он - этакий русский Джеймс Бонд, рыцарь без страха и упрёка. Дочь верила отцу...

Сергей Третьяков родился в  октябре 1956 году в семье, принадлежащей к номенклатуре - советской элите. Его бабушка Любовь Ионина заведовала машинистками в ОГПУ-НКВД-КГБ- МВД начиная с второй половины 30-х годов. Она была замужем четыре раза и имела одну дочь, Ревмиру. Ревмира вышла замуж за Олега Третьякова, который закончил Горный институт и работал в закрытом НИИ. Случилось несчастье, Олег получил большую дозу радиоактивного облучения. Бабушка Любовь использовала свои связи, устроила зятя в Министерство внешней торговли. Семья отбыла за рубежи родины. Олег Третьяков стал торговым представителем в Иране.
   
С девятилетнего возраста Сергей жил с няней в Москве и учился в школе. После окончания школы его устроили в Институт Иностранных языков им. Мориса Тореза, который готовил кадры отнюдь не для педагогической деятельности. Что бы он не пошёл в разнос, пока родители были за границей, девятнадцатилетнего Сергея спаровали с Еленой Тулисовой, которая принадлежала к тому же кругу высшей советской номенклатуры и училась в Институте Международных отношений. После института Елену пристроили на работу в Министерство Внешней торговли. Она и Сергей вступили в КПСС. В 1983 родилась дочь Ксения.


Сергей начал сотрудничать с КГБ ещё в институте. Его посылали со студенческими группами за границу по линии Комитета Молодёжных организаций для контроля за членами группы.

После окончания института Сергей приступил к работе по полученной специальности во Всесоюзном научно-исследовательном институте разведовательных проблем. В 1982 году получил чин младшего лейтенанта КГБ. Есть фотография первого пропуска в чине лейтенанта. Сергею 25 лет, а выглядит он как подросток.

Проработал в этом институте пять лет . Подал заявление в Высшую школу КГБ. У нас в городе тоже была такая  школа. Симпатичные ребята бегали каждое утро по парку, вырабатывали выносливость.
 Но у Сергея была проблема - высокое кровяное давление. Это могло послужить препятствием к поступлению, так как принимали только офицеров с отличным здоровьем. Проблему мама Ревмира решила, как решали в этой семье все проблемы. Нашли человека, дали на лапу. Результаты анализов в деле стали как надо.

После окончания Высшей школы КГБ Третьяков работал в Службе Внешней Разведки в Ясенево. В 1986 - 1989 был там освобождённым секретарём комсомольской организации. Хотя Сергею не нравилась  комсомольская работа, тем не менее они с Еленой не упускали ни одной возможности воспользоваться прелестями жизни, доступными только советской элите - курортами, специальными магазинами, где продавали по чисто символическим ценам изготовленные на специальных мясокомбинатах колбасы, выращенные в специальных оранжереях фрукты и овощи и т. д. Даже пекарня была специальная - под контролем и охраной КГБ. О специальном отделе ГУМа я не говорю - знают все.

Наконец, в 1990 году Сергей Третьяков был послан в Канаду якобы для работы в советском посольстве, которое располагалось в Оттаве на Шарлотт Стрит. На самом деле, он был оперативником Службы Внешней разведки.

Как пишется в книге "Товарищ Джей", впервые вопрос о светлом капиталистическом будущем семьи Сергей, жена Елена и бабушка Ревмира, которая гостила в тот момент в Оттаве, обсудили после расстрела Верховного Совета в Москве в октябре 1993 года. Ревмира сказала, что её пугают перспективы для семьи сына в России, и она вообще хочет лучшего будущего для своей внучки.

Парочка задумалась. Однажды, после получения письма из Москвы о возвращении и назначении начальником Канадского Сектора в североамериканском отделе Службы Внешней Разведки, они прогуливались по берегу реки. Разговор начала Елена. Она сказала:
"Посмотри на этих людей. Они живут в удобных домах. У них достойная работа, их дети учатся в обычных школах, и у них есть будущее. Что мы действительно имеем в Москве? А что, если нам не вернуться?"

Идея захватила Сергея Третьякова. Фактически он созрел, чтобы стать предателем. Взвесил свои альтернативы. Он уже отслужил более 10 лет. Выйти в отставку и заняться бизнесом? Эмигрировать, но куда - в одну из стран Европы? Латинской Америки? В Канаду? На что они будут жить? Какте перспективы многообещающей карьеры СВР? Что делать с пятикомнатной квартирой на Фрунзенской набережной и двумя дачами(одна - в Тарасовке, другая - в Зеленоградской)? А бабушка Ревмира? Она никогда не уедет из России, и они не могут её оставить. Но Ксения растёт. Надо обеспечить ей будущее. Надо думать и что-то решать, и поскорёй.
В апреле 1994 года Третьяков вернулся к работе в Москве. Это было время, когда поймали Олдрича Эймса, который шпионил против США с 1985 года. СВР искала предателя в своих рядах.

Через Кирилла, своего контакта в Канаде, Третьяков, по-видимому, продолжал обещать кое-что кое-кому. Естественно, на СВР он работал внешне эффективно и очень аккуратно. Возможно, он уже тогда начал свою шпионскую деятельность.

В одной из пирамид, расплодившихся в то время, где обещали 200% дохода, семья  потеряла 25 тысяч  долларов. Вскоре Сергей Третьяков начал опять проситься за границу и получил место в Нью-Йорке. Главным начальником там был всем нам хорошо известный Сергей Лавров, представитель России при ООН. Для работы на СВР в качестве заместителя резидента Третьяков легально прикрывался должностью первого пресс-атташе представительства. "Чистые" дипломаты, как правило, избегали контактов с разведчиками.

В Нью-Йорке Российское правительство использует три здания:

1. Российский консулат по адресу 9 E 96th  St.;

2. Постоянная миссия России при ООН по адресу 136 E 67th St.;
Кабинет Сергея Третьякова находился на восьмом этаже этого здания.

3. Жилой комплекс по адресу 355 West 255th St. в Ривердайле, между Бронксом и Лонг Айлендом;

Также имеются два владения на Лонг Айленде - особняк в Ойстер Бэй и сорокадевятитикомнатный дом в Глен Коув. Жилой комплекс в Ривердейле представлял из себя огороженную территорию, на которой располагаются несколько небольших зданий и двадцатитиэтажный жилой дом.

Семье Третьяковых из трёх взрослых выделили маленькую   двухкомнатную квартирку на 10 этаже. Первая проходная комната служила гостиной и столовой с крохотной кухней в уголке. Сергей спал на раскладном диване, потому что поздно приходил с работы и не хотел беспокоить жену и дочь. Лена и Ксюша спали в во второй комнате, в которой с трудом размещалась двухспальная кровать. Здание имело прекрасную запахо- и звукопроницаемость. Был слышен каждый вздох. Соседи о соседях знали всё.

В этом же здании располагались школа, поликлиника, бар, бассейн, спортивный зал, продовольственный магазин, подземный гараж. Хотя дом был полон тараканов и муравьёв, только некоторые работники российских учреждений жили в других местах - квартиры в Нью Йорке не дёшевы. Елена тоже работала в миссии бухгалтером, то есть а семье была ещё одна зарплата. Причём, Елена работала под своей девичьей фамилией: Тулисова. Сергей утверждает, что никто не знал, что Елена - его жена, но это мало правоподобно. Последний российский иммигрант жил в те годы в лучших условиях.  

Служба Внешней Разведки СРВ внедрила своего агента Александра Крамара в программу ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Через эту программу множество людей сделало себе неплохие состояния. Россия обогатилась на 500 миллионов долларов. Через несколько лет разгорелся скандал, который замяли по-быстрому.

Книга вообще полна знакомых имён для любого, кто интересуется международными делами. Корреспонденты, дипломаты, журналисты...
Какая грязь... В частности, в газетке "В Новом Свете", которая издаётся под эгидой ИТАР-ТАСС в Нью Йорке, пописывает Мэлор Стуруа, известный  по газете "Известия" - центральному органу Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик.

В своих статьях он громил Америку и в хвост, и в гриву. Его нынешние опусы мало отличаются от тех, давнишних, известинских. Источник финансирования - один и тот же.

Сергей и Лена полюбили Нью Йорк. Ксения заканчивала школу. Как платить за хороший колледж? Даже зарплата полковника не позволяла таких расходов. А если Ксения полюбит русского, выйдет замуж и ей придётся вернуться в Россию?

В книге говорится, что чувство офицерской чести заставляло Сергея Третьякова честно выполнять свои профессиональные обязанности. Это весьма сомнительно. Вопрос о том, когда он в действительности начал снабжать американцев секретными документами, старательно камуфлируется.

Ревмира умерла в январе 1996 года от инсульта. Ей было всего 73 года. Инсульт случился после предновогодней уборки. Как будто не было денег нанять кого-нибудь убрать квартиру. Совсем обнищала бедная бабушка с пятикомнатной квартирой в самом центре и двумя дачами в самых распрестижных местах.

Я думаю, именно после смерти и похорон матери Сергей Третьяков окончательно решился выкачать из ситуации всё, что можно.

Во второй половине 1999 года он почувствовал, что пришёл момент свалить с российского корабля. Разговор с Ксенией Лена начала в магазине. Она сказала, что семья остаётся в Соединённых Штатах, и убедила Ксению, что папа - не предатель, он просто не хочет больше работать на коррумпированную российскую власть. Сергей воспитывал дочь в убеждении, что он - этакий русский Джеймс Бонд, рыцарь без страха и упрёка. Дочь верила отцу.

Ксения имела мало общего со своими сверстниками в России уже в 1995-1996 годах после пяти лет жизни в Канаде, и тем более - в 2000 году, после десяти лет жизни на Западе. Бабушка Ревмира умерла. Ксения считала, что отёц принял правильное решение. Она была очень неглупой девочкой и понимала, что в Америке, свободной стране, если приложить усилия, можно достичь всего.

В семье постоянно обсуждалось, что в результате перемен, случившихся  в России, они лишилась и статуса, и привилегий, и настоящих больших денег - всё уже разворовали. Их семья станет такой же, как все. Это очень больно людям, которые из поколения в поколение были элитой, имели всё, никогда не знали полной тягот и лишений жизни рядового советского человека.

В начале октября 2000 года прибыл с инспекцией важный генерал из центра. Третьяков почуствовал, что к нему уже подошли близко и не сегодня - завтра расколят. Он сделал вид, что заболел. На третий день болезни, когда жена и дочь были дома, он сказал им, что день X настал. Поскольку Сергей  знал все процедуры для таких ситуаций в мельчайших подробностях, семья ушла очень аккуратно.

Елена вышла сдать книги в библиотеку и снять деньги со счёта в банке.  Ксения упаковывала две маленьких мешка для покупок всякими памятными мелочами. Сергей начал писать давно обдуманное письмо, чтобы обьяснить свои мотивы коллегам. По оценкам, семья теряла  более двух миллионов долларов в квартире и дачах. Он начал составлять список всего, чем они владели, но решил не облегчать работы  следователям.

Снял с руки и оставил на столе часы за тысячу долларов и велел жене не брать норковую шубу. Сергей Третьяков написал только: "Елена нашла хорошую работу. Мы решили остаться с США".

Елена вернулась около часа дня. У охраны в это время был обеденный перерыв, и многие уходили домой на час. Спустились вниз в лифте. Сергей был спокоен. Ксения взволнована. Елена несла сумку с кошкой Матильдой. В подземном гараже сели в машину, миновали ворота. Охранник отметил время выезда и записал, кто был в машине. Позже Елена вспоминала свои чувства и мысли в этот момент. Это был момент перемены всей жизни, новое начало. Оставалась только память.

Высокопоставленный представитель разведовательных органов США отмечал, что Сергей Третьяков - один из наиболее результативных шпионов в последнее время. Он передал более пяти тысяч телеграмм высшей секретности, посланных в Москву. Он передал более сотни отчётов СВР. Он сдал всех и всё. Он рассказал, как СВР проводит свои операции. Он рассказал о подслушивающем устройстве в кабинете у госсекретаря Маделейн Олбрайт. Он рассказал о том, что заместитель госсекретаря Строуб Талбот - "специальный неофициальный контакт". И ещё много, много всего.

По специальной программе Сергей Третьяков получил дом за 600 тысяч долларов. Его жена Елена ездит на на Порш Бокстер. Сергей ездит на Лексусе. Они не работают. Их содержит американский народ. Ксении была оплачена учёба в одном из университетов Лиги Плюща.
 
     Что можно сказать о всей этой истории? Сергей Третьяков и его жена -представители элиты в третьем поколении - предали и продали Родину.  Как и генерал Пеньковский, майор Сергей Моторин, Владимир Пигузов, генерал Дмитрий Поляков, генералы Калугин и  Гордиевский, подполковник КГБ Константин Преображенский (сын генерала КГБ), и другие.
Все они родились с серебряной ложкой во рту. Им были доступны все блага жизни. Но у них нет ни чести, ни совести. Родители им не передали никаких моральных ценностей. Ценности прокламировались для простого народа.
Вот что внушали простому народу: "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Народ дожен был безропотно и беззаветно трудились "на благо Родины" и отдавать за неё свою жизнь. 

Источник: Pete Earley. Comrade J: The Untold Secrets of Russia's Master Spy in America after the End of the Cold War.

...Эта статья, написанная в 2008 году после прочтения книги Пита Эрли, была опубликована в печатном журнале "Новый Меридиан" в выпуске, поcтупившем в продажу 9 июня нынешнего года. По странной случайности ровно через месяц - 9 июля - вашингтонская радиостанция WTOP - FM сообщила о скоропостижной смерти Сергея Третьякова от сердечного приступа. Он умер 13 июня 2010 года в своём доме во Флориде в возрасте 53 лет.

___________________________________________
На фото: Сергей Третьяков.  (Фото Reuters)