ВЗЛЁТ
Ирина АНТОНОВА...И хотя практически все оперы Верди смертью заканчиваются (как в жизни, как в жизни), они так прекрасны, так вдохновляют, что, начинаешь поневоле чувствовать что-то вроде: "А кто его знает? Может быть, и взлет?". Во всяком случае, если неотложные дела не помешают вам прийти 24 января, в 7.30 вечера в Jordan Hall в Бостоне на встречу с Верди, что-то подобное взлету вы, безусловно, испытаете...
Итак... имя Джузеппе Верди, конечно, для вас не пустой звук. А если и пустой (я ведь обращаюсь к разным категориям читателей), то уж какие-то из его мелодий ("...сердце краса-авицы склонно к изме-ене...", нет, не напеть на бумаге, даже виртуальной), безусловно знакомы вам, как и огромному количеству людей во всем мире. И у вас есть возможность в скором времени насладиться этой музыкой в полной мере. Сможете вы это сделать 24 января 2013 года, всего через какой-то месяц. Об этом сообщила мне профессор New England Conservatory Татьяна Дудочкина, воодушевленно занимающаяся сейчас подготовкой грандиозного концерта, посвященного 200-летию со дня рождения великого композитора.
Джузеппе Верди (1813-1901) прожил долгую, очень нелегкую (достаточно вспомнить смерть в совершенно молодом возрасте его любимой жены и двух маленьких детей), но плодотворную жизнь. Это был удивительный человек, много сделавший для итальянцев и помимо создания прекрасной музыки. Но музыка была с ним всегда, чем бы он ни занимался. Композитор всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему. Будучи сенатором, он однажды очень удивил своих коллег по сенату - на четырех листках нотной бумаги предельно узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге … речи темпераментных законодателей. Он был яркой необычной личностью, человеком с чувством юмора, никогда не любующимся собой. Когда его спросили, какое из своих произведений он считает самым лучшим, он ответил: "Дом, который я построил для престарелых музыкантов".
Итальянская опера достигла в его творчестве своей кульминации. А поскольку всем известно, как много значит опера для итальянцев как нации, не удивительно, что Верди в Италии одна из самых значительных фигур. Несомненно, это так и для мировой музыкальной культуры.
По ее собственным словам, Татьяна очень любит музыку Верди и давно бы занялась этим концертом, не будь все ее представления на сценах New England Conservatory приурочены к памятным в жизни композиторов датам. А традиция сильна тем, что традиция. Этой уже - ни много ни мало - 23 года! Но вот, наконец, в будущем году Верди исполняется 200 лет. И забот у Татьяны заметно прибавилось. Репетиции, контакты с будущими участниками, согласование дат и репертуара, хлопоты с рекламой, встреча с итальянским консулом по поводу их участия в этом праздновании и т.д. и т. п. ...
Нет сомнения в том, что зал будет полон, как всегда. И что значительную часть этого зала будет составлять русская публика. Русские - известные ценители музыки. Оперной, в частности. А уж опер Верди!... Как совершенно справедливо пишет в своей книге "Гений места" Петр Вайль, "Италия всегда была для России тем, что волнует непосредственно - голосом... ". А синоним понятию "Верди" есть понятие "опера". Прекрасные голоса, прекрасное пение.
Татьяна сазала, что нынешний концерт будет открывать изумительный по красоте и мощи хор рабов из "Набукко". Исполнять его будут студенческий хор консерватории под управлением Джонатана Рихтера и студенческий оркестр под управлением Стивена Каридоянеса. Исполнителей будет столько, что на сцене они все не поместятся. Хор будет расположен на балконе. Это один из красивейших (если не самый красивый) хоров в оперном искусстве. Он сделался вторым национальным гимном Италии. И именно он звучал при открытии Ла Скала после войны.
Опера "Набукко" была написана в 1841 году и поставлена на сцене Ла Скала в 1842. Это была третья из 27 опер Верди. Благодаря ей мы можем наслаждаться всем, что Верди создал позже. После провала своих первых двух опер он собирался прекратить писать оперную музыку, и только огромный успех "Набукко" заставил его переменить решение. (Читатель, представьте себе на минуточку оперное искусство мира БЕЗ Верди! Страшно подумать). Спустя десятки лет многотысячная толпа, провожавшая великого композитора в последний путь, пела мелодию этого знаменитого хора.
Критики называли "Набукко" "драмой для хора" и даже "хоральной фреской", такое большое значение в ней играет хор. Эту оперу иногда критикуют за изобилие маршевых ритмов, за немного грубую мелодику, etc. Но мне кажется, прав А. Платонов, когда по этому поводу приводит в своей статье слова Бизе: "Когда темперамент страстный, неистовый, даже грубый, когда такой, как Верди дарит искусству произведение жизненное, слепленное из золота и грязи, желчи и крови, не будем ему говорить хладнокровно: "Но, сударь, этому не хватает вкуса, это не изысканно! Изысканно! А Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Бетховен, Сервантес, Рабле разве изысканны?"
И второе отделение концерта тоже откроется хором. Это будет фрагмент из "Реквиема", посвященного Аллесандро Манзони. Верди преклонялся перед ним с юности, и утрата этого человека была для него личным горем. Реквием получился драматически страстным - совсем не каноническим.
Прозвучат известные арии из опер "Травиата" (солистка Бостонской оперы сопрано Елена Дудочкина и новый преподаватель New England Conservatory тенор Брэдли Вильямс), "Бал-маскарад" (тенор Брэдли Вильямс), "Отелло" (тенор Брэдли Вильямс и баритон Михаил Маро), "Сила судьбы" (интересно, что эта опера написана Верди по заказу Петербургской Мариинки и там же в 1862 году поставлена) , "Трубадур", "Риголетто"... Адам Клейн - солист Мерополитен-опера - исполнит песенку герцога из "Риголетто". Эта информация не вошла в афишу, так как к тому времени, когда удалось согласовать с ним даты, афиша уже была напечатана. Солист Большого театра, Мерополитен-опера и Ла Скала Михаил Светлов, всегда ожидаемый и восторженно принимаемый бостонской публикой, исполнит арию Филиппа из оперы "Дон Карлос" и арию из "Макбета". В дополнение к уже сказанному зрители услышат марш из "Аиды" в исполнении Брасс-квинтета и единственный струнный квартет, который написал Верди. А еще "Ballabili" - единственная балетная музыка Верди, написанная им к "Отелло" и за 150 лет очень редко исполнявшаяся.
Наслаждение, сплошное наслаждение!
(В скобках заметим к тому же, что доктор Лючано Бернарди и его коллеги из Университета Павии (Италия) попросили 24 добровольцев прослушать пять случайных классических произведений и понаблюдали за реакцией волонтерских организмов. Прозвучали отрывки из Девятой симфонии Бетховена, оперы "Турандот" Пуччини, кантаты №169 Баха, арии "Va, Pensiero" из оперы "Набукко" Верди и "Libiamo ne' lieti calici" из его же "Травиаты". Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированы с сердечно-сосудистым ритмом). Страстная, сердечная во всех смыслах музыка. Музыка, которая дает Вашему духу возможность взлететь, не побоимся и высокого стиля - воспарить.
В интервью Татьяна сказала, что недавно побывала в Италии. Поездку организовал Рон Делла Киеза - известный радиокомментатор WGBH и постоянный ведущий Татьяниных концертов. Слушали оперы на знаменитой сцене Arena di Verona. Там 20 тысяч зрителей помещается, и свободных мест практически не бывает. В Венеции слушали "Травиату". Вообще она очень удачлива в том, что перед началом работы над празднованием очередного юбилея попадает на родину юбиляра. Перед юбилеем Масснэ попала в Париж, когда готовила материал к празднованию дня рождения Вилла-Лобоса отправилась в Рио-де-Жанейро, к 200-летию Глинки поехала в Россию... И вот сейчас - Италия. Она думает, это по счастливой случайности происходит и радуется этому. Но вообще-то, просто так ничего в этой жизни не бывает. Значит, так нужно. Нужно для того, чтобы она, обогащенная новыми впечатлениями могла сделать очередной праздник действительно событием для тех, кто на него придет. А праздников таких впереди еще, надеемся, будет много.
Ахматова когда-то написала об оперном пении:
Женский голос, как ветер, несётся,?
Чёрным кажется, влажным, ночным,?
И чего на лету ни коснётся,?
Всё становится сразу иным.?
И такая могучая сила?
Зачарованный голос влечёт,
?Будто там впереди не могила,?
А таинственной лестницы взлёт.
И хотя практически все оперы Верди смертью заканчиваются (как в жизни, как в жизни), они так прекрасны, так вдохновляют, что,\ начинаешь поневоле чувствовать что-то вроде: "А кто его знает? Может быть, и взлет?".
Во всяком случае, если неотложные дела не помешают вам прийти 24 января, в 7.30 вечера в Jordan Hall в Бостоне на встречу с Верди, что-то подобное взлету вы, безусловно, испытаете...
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ Документальный фильм