Бостонский КругозорНАБАТ

АХМЕД ЗАКАЕВ. ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ "КРУГОЗОРУ"

В то время, как события в Украине прочно заняли первые полосы мировых СМИ, в тему сепаратизма украинского Юго-Востока настойчиво вплетается тема Чечни. Ахмед Закаев - самый известный из живущих в эмиграции чеченских политиков, Председатель Кабинета министров Чеченской Республики Ичкерия - любезно согласился ответить на злободневные вопросы спецкорра "Кругозора"...
_______________________

В то время, как события в Украине прочно заняли первые полосы мировых СМИ, в тему сепаратизма украинского Юго-Востока настойчиво вплетается тема Чечни. Ахмед Закаев - самый известный из живущих в эмиграции чеченских политиков, Председатель К  абинета министров Чеченской Республики Ичкерия - любезно согласился ответить на злободневные вопросы спецкорра "Кругозора".


КРЫМСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ РАСКРЫВАЕТ ГЛАЗА

- Начну с того больного, что вызвало сильнейший резонанс в украинском обществе: участие чеченцев в военных действиях против украинских правительственных сил в Донбассе. Что вы можете сказать на этот счёт?

- Могу сказать, что за украинским конфликтом стоит Россия и российское государство. И в том, что в этом конфликте участвуют российские военные формирования, нет ничего сенсационного и необычного. Как вы знаете, в этих формированиях есть люди разных национальностей, в том числе и те, которые идентифицируют себя как этнические чеченцы. Однако эти люди представляют не чеченский народ, а российскую власть, установившую в Чечне оккупационный режим. Скажу больше: эти же чеченоязычные субъекты, которые сегодня стали сообщниками террористов, сражающихся против Украины, вели и продолжают вести войну и в самой Чечне против собственного народа, являясь проводниками путинской политики.

- Считаете ли вы, что крымский прецедент способен подтолкнуть Запад на пересмотр его отношения к теме "Чеченская Республика Ичкерия"?

- Если Запад на самом деле хочет укротить зарвавшегося агрессора в лице российского государства, то в идеологическом и нравственном плане ему нечего противопоставить Путину, кроме "чеченского вопроса". Хочу напомнить, что агрессивные действия России начались не в марте текущего года, с захвата Крыма, а в 1994 году - с агрессии против независимого чеченского государства. За эти 20 лет Россия убила в Чечне 300 тысяч только гражданского населения. По докладам международных правозащитных организаций в Чечне в массовом порядке совершены военные преступления. Международное сообщество не привлекло в свое время к ответственности ни Путина, ни его окружение. И это стимулировало Путина на дальнейшие агрессивные действия в 2008 в Грузии, а сегодня - в Украине. И если не остановить его, то он пойдет дальше. А остановить Путина можно, только привлекая его к ответственности за кровавые преступления в Чечне.

- Вас называют Председателем Чеченского Правительства в изгнании... Но есть еще несколько групп, претендующих на роль единственных представителей Свободной Чечни за рубежом. Чем бы вы обосновали ваше преимущество перед другими политическими группами?

- Правительство, которым я руковожу, является правопреемником легитимных структур власти Чеченской республики, избранных 27 января 1997 года на свободных демократических выборах. Эти выборы прошли в Чечне после первой войны при содействии ОБСЕ и на основании конституции Чеченской Республики Ичкерия 1992 года.Они были признаны мировым сообществом и самое главное - Россией. В мае 1997 года лидерами двух стран - Чеченской Республики Ичкерия и Российской Федерации - был подписан мирный договор. Это событие являлось самым важным политическим достижением чеченского народа. И это то политическое достояние, которого России не удалось лишить нас, несмотря на жесточайшую войну, которую она развязала против чеченского народа и ведет на протяжении 20 лет.

У меня и у моих коллег и соратников есть четкое понимание того, что сохранение этой легитимной базы и символов независимого Чеченского государства является нашей величайшей миссией. Я думаю, что Всевышний сохранил наши жизни именно для этого. Мы видим, что именно наша легитимность и правовая преемственность от законно избранных властей ЧРИ сильнее всего раздражает Путина и его клику, то есть людей, совершивших военные преступления в Чечне или причастных к ним.

Теперь отвечу на вторую часть вопроса: в чем наше преимущество. Мы категорически против того, чтобы нас противопоставляли политическим группам, которые стоят на позициях независимого Чеченского государства. А разница, наверное, в том, что мы уверены: нам жизненно необходимо сохранить преемственность власти и легитимность, о которых я говорил выше. Мое личное мнение заключается в том, что нам ни в коем случае нельзя демонстрировать нашу разобщенность. И я со своей стороны готов пойти на любой компромисс для достижения единства, если он не подрывает базовые устои нашего государства. Сознательные или предпринимаемые по недомыслию попытки разобщить сторонников чеченской независимости очень мешают нашему делу хотя бы тем, что дают возможность международным институтам ничего не предпринимать по нашим вопросам, оправдывая свое бездействие тем, что у чеченцев нет единого центра, с которым они могли бы решать эти вопросы.

Относительно каких-то групп, претендующих на свою исключительную роль в качестве единственных представителей свободной Чечни за рубежом. Я таких групп не знаю. Есть агенты российских спецслужб, которые под псевдонимами распространяют в интернете различного рода провокационные заявления. Это делается для дискредитации самой идеи чеченского государства. И сейчас происходит то же самое. После событий в Украине, когда с нами начали работать влиятельные международные институты. Эти группы сразу же проявили себя провокационными инициативами - начинают делать заявления о необходимости избрать государственные структуры власти. Это делается, чтобы мешать нашей работе. И вполне ясно, кому это выгодно. Это выгодно врагам чеченской независимости: тем, кто хочет избежать ответственности за содеянное в Чечне.

 Но я с большим удовольствием могу сказать, что несмотря на все эти сложности, нам все равно удалось развеять миф об отсутствии единой политической силы, которая по праву является преемником легитимных структур власти ЧРИ, сформированных на свободных выборах в 1997 году.

Наши представители работают во всех международных организациях. Наше правительство установило хорошие контакты с национальными парламентами и правительствами. И нас признали как правительство ЧРИ за рубежом. В этом наше отличие от других групп.

ПУТИН БОИТСЯ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

- В чеченской блогосфере распространено объявление о записи в некий Добровольческий Батальон в защиту независимости Украины. Не могли бы вы объяснить, о чем речь и имеет ли к этому отношение ваше Правительство?

- К этой акции мы не имеем никакого отношения. Мое личное отношение к ней таково: я уважаю мнение этих людей, хотя и не разделяю его. По моему мнению, в Украину нужно направлять не миротворческие батальоны, а штурмовые. С миротворческими батальонами в Украине все нормально: украинская армия на деле доказала, что она - самая миролюбивая армия в мире. Поэтому новые миротворцы вряд ли существенно изменят ситуацию. Впрочем, за Украиной стоит Запад, украинская армия потихоньку набирается опыта и боеспособности, так что, я думаю, и штурмовые батальоны со стороны Украине не нужны - с помощью Запада она сама справится с российской агрессией.

- Вы - бригадный генерал Ичкерии, награжденный Дудаевым высшей боевой наградой вашей страны - орденом "ЧестьНации"... Как один из активных участников чеченского Сопротивления, как бы вы объяснили парадокс поражения украинской армии в Крыму на фоне блестящих побед слабо вооруженных и малочисленных чеченских ополченцев в Первую Чеченскую войну?

- На этот вопрос ответить очень просто: чеченский народ дрался за свою свободу и независимость. Кроме того, нужно учитывать менталитет чеченского народа. А Крым просто сдали без сопротивления. Может, как верно отметил президент Белоруссии Лукашенко, если бы украинцы чувствовали это своей землей, то дрались бы за Крым против российских оккупантов. Грузины тоже отдали России свои земли без особых проявлений воинственности. Однако, если на вас нападают, то надо драться, потому что, как говорят чеченцы, войну можно остановить только войной.

Если кто-то считает, что чеченцы отказались от идеи независимости, то они ошибаются. Мы всего лишь изменили методы под влиянием обстоятельств: с военных - на политические. Мы выиграли свою войну в 1996 году. Что бы Путин ни делал, это - исторический факт, и эта наша победа создала для нас правовую, политическую и стратегическую базу независимости. Оккупация Чечни - это всего лишь временный успех для империалистической России, иллюзорная победа Путина. Чтобы создать видимость победы, Путин пошел на услужение к чеченским бандитам и поставил на службу им весь российский генералитет. В стратегическом плане Россия проиграла, и за этот проигрыш расплачивается российский налогоплательщик, который платит этим путинским бандитам в Чечне миллиарды в обмен на их личную лояльность Путину.

-  В свете энергичных действий Кремля, в путинский период принесших ряд побед (Чечня, Южная Осетия в Грузии, Сирия, Крым в Украине), почти все аналитики отмечают - в России с удовлетворением, на Западе с тревогой - некий путинский гений стратега, позволяющий России переигрывать Запад. А как охарактеризовали бы Владимира Путина вы?

- Нет никакого гения. Путин одержал тактическую победу, но стратегически он проиграл. Международное сообщество никогда не признает за Россией право на эти территории. Путин ведет себя в России как временщик, по известному принципу: "после нас - хоть потоп". Все эти годы Путин играет на низменных инстинктах российских обывателей, больных шовинизмом и имперской спесью, и поэтому имеет высокий рейтинг. Но если проанализировать, как этот рейтинг и его действия сказываются на долговременных интересах России, то ни о каком "гении Путина" и речи быть не может. А на Западе просто поражаются его хамству. Здесь к этому не привыкли. В то же время, на Западе удивляются: как такое возможно - несмотря на то, что Путин наносит России колоссальный урон, у него такой высокий рейтинг. Путин - комок комплексов, это человек, который ужасно боится того, что ему придется ответить за все преступления, которые он совершил в Чечне и в самой России.

ЧТО Я ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ

- Чего, на ваш взгляд, стоит ожидать украинцам от России в дальнейшем, и какие политические шаги вы рекомендовали бы новому президенту Украины?

- Ничего хорошего от сегодняшней России Украину не ждет. А новому президенту Украины я бы порекомендовал ни в каком формате не производить встречу с Путиным, пока тот не освободит оккупированные территории Украины. Требовать от США и Великобритании: не просить, а требовать - выполнения взятых ими на себя обязательств защищать территориальную целостность Украины, под которыми они подписались в 1994 году в Будапеште. И до освобождения аннексированных территорий не оплачивать России долги за газ. Не одна Украина должна страдать из-за агрессивного поведения России. ЕС и США должны понять, что и они несут ответственность за поведение Путина.

Когда Россия развязала войну против Чечни и уничтожила у нас 300 тысяч гражданского населения, когда были стерты с лица земли целые города и селения, США и ЕС назвали этот масштабный геноцид "внутренним делом России". С 1992 по 1997 годы, когда Россия вела диверсионные и открыто военные действия против Чечни, США выделили Москве 57 миллиардов долларов, а Совет Европы принял Россию в свой состав. После аннексии грузинской территории, США заявили о начале "перезагрузки" отношений с Россией и способствовали тому, чтобы ее приняла в ВТО, а ЕС, обвинив Грузию в том, что она первой напала на Россию, стала обсуждать с Москвой вопрос о безвизовом режиме. Это все, я считаю, и стимулировало Путина на новые агрессивные действия. Так и будет продолжаться, пока США и ЕС не откажутся от политики умиротворения и не перейдут к жестким санкциям непосредственно против Путина. А то, что сегодня делается, это трудно назвать санкциями; это своего рода иглотерапия, которая стимулирует Путина на новые агрессивные действия и поднимает его рейтинг среди российского населения. Вот это и должен требовать новый украинский президент от руководства США и ЕС.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЧНИ - ВОПРОС БЛИЖАЙШИХ ЛЕТ

- Крымские татары, как и чеченцы, исповедуют ислам, и, следовательно, являются для чеченцев братьями по вере. Сейчас крымский народ переживает очередную трагедию в своей истории. Каким образом вы на это реагируете? Готовы ли чеченцы помочь крымско-татарскому народу в его борьбе за свою землю?

- Начнем с того, что Крым - это проблема не только крымских татар, но и в большей степени проблема международного сообщества, а если сказать конкретно - США и Великобритании, которые выступили гарантами территориальной целостности Украинского государства. Нужно понимать, что Путин, аннексировав Крым, посягнул не только на суверенитет Украины, но и попрал основы международного права, дискредитировал существующий мировой порядок. И поэтому я считаю в корне неправильным сужать проблему Крыма до уровня национальной проблемы крымских татар.

Тем более я считаю недопустимым акцентировать внимание на их религиозной принадлежности, что по моему глубокому убеждению, на руку только российским агрессорам. Этот акцент позволит Путину перевести борьбу крымского народа за свой выбор в разряд "исламского терроризма", как это было сдеано в свое время в Чечне. Чеченцы в своем абсолютном большинстве всецело поддерживают многонациональный народ Украины, в том числе и крымских татар, в противостоянии неоимперской политике Путина и его окружения.

Добавлю, что у нашего правительства установились хорошие и доверительные рабочие отношения с лидерами крымских татар и мы, конечно, готовы поделиться с ними своим опытом противодействия российской экспансии. Но это - тема не для публичного обсуждения. 

- В 2007 году лидер Ичкерии Докку Умаров объявил о создании исламского государства "Имарат Кавказ", куда на правах "Вилаята" - автономии - вошла и сражающаяся Ичкерия; другими словами, чеченские партизаны воюют уже не за независимость вашей страны... Вы - известный критик исламизации существующего сегодня в Чечне и в целом на Кавказе вооруженного сопротивления России. С другой стороны, кроме исламистов иной силы, противостоящей Кремлю на Кавказе, сегодня нет. Какую позицию занимает в этих процессах ваше правительство в изгнании?

- Я не против религиозных убеждений, если они не приобретают ярко выраженный экстремистский характер. Я против дискредитации национально-освободительного движения посредством псевдорелигиозной демагогии. Наша внутренняя дискуссия в Чечне и в чеченском обществе, продолжающаяся до сих пор, лежит не в сфере религии, а в сфере политики, хотя в этой дискуссии нередко используются и религиозные аргументы. В самый разгар ожесточенного противостояния небольшого чеченского народа огромной, сверхмилитаризованной Российской империи, когда решался в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, и любой раскол мог вызвать катастрофу, появились известные личности и раскололи силы Сопротивления не просто на две параллельные фракции, а на два взаимно враждебных течения. В результате наши силы оказались скованными междоусобицами, а Чечня была оккупирована. Поэтому я и говорю, что вопрос здесь не религиозный, а политический.

Провозглашение "Имарата Кавказ" с одновременной попыткой демонтажа чеченской государственности - предательский удар в спину чеченского народа. Конечно, на рядовых бойцах, продолжающих сражаться в неимоверно трудных условиях, нет никакой вины - этот удар был нанесен извне. И я нисколько не сомневаюсь, что этим процессом дирижировали российские спецслужбы. Однако мы не отчаиваемся и не опускаем руки. Главное наше достижение в том, что нам удалось в этих условиях сохранить юридическую правопреемственность чеченской государственности, ее легитимную базу. А оккупация - это временное явление. Я уверен, что государственная независимость Чечни - вопрос ближайших лет.

______________________
На фото: Ахмед Закаев (слева)