Бостонский КругозорГОСТЬ НОМЕРА

ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Молодая писательница из Чечни Полина Жеребцова родилась и выросла в Грозном. Ее взросление пришлось как раз на период двух русско-чеченских войн. Не имеющей возможности выбраться из горящего города, ей пришлось стать свидетельницей всех ужасов военного времени. Все эти годы она непрерывно вела дневник - чтобы даже в случае ее смерти с помощью оставленных ею записей люди узнали о том, что творили оккупанты на чеченской земле. К счастью, она осталась жива, хотя перенесла тяжелое ранение. После долгих хождений по редакциям - все боялись браться за публикацию такой "опасной" (в смысле возможных проблем с властями) книги - ей, наконец, удалось издать этот дневник.
Сразу после выхода книги Полина стала получать угрозы - по телефону и электронной почте. Угрожавшие представлялись "патриотами России". При этом они не ограничивались словами - на писательницу и ее мужа было совершено несколько нападений. От нее требовали замолчать и прекратить писать о Чечне. Но Полина считала, что ее долг - рассказать людям правду. Чтобы выжить и продолжать работу, она была вынуждена попросить убежища в Финляндии.

Молодая писательница из Чечни Полина Жеребцова родилась и выросла в Грозном. Ее взросление пришлось как раз на период двух русско-чеченских войн. Не имеющей возможности выбраться из горящего города, ей пришлось стать свидетельницей всех ужасов военного времени. Все эти годы она непрерывно вела дневник - чтобы даже в случае ее смерти с помощью оставленных ею записей люди узнали о том, что творили оккупанты на чеченской земле.

К счастью, она осталась жива, хотя перенесла тяжелое ранение. После долгих хождений по редакциям - все боялись браться за публикацию такой "опасной" (в  смысле возможных проблем с властями) книги - ей, наконец, удалось издать этот дневник. Он вышел в октябре прошлого года в издательстве "Детектив-пресс".

Сразу после выхода книги Полина стала получать угрозы - по телефону и электронной почте. Угрожавшие представлялись "патриотами России". При этом они не ограничивались словами - на писательницу и ее мужа было совершено несколько нападений. От нее требовали замолчать и прекратить писать о Чечне. Но Полина считала, что ее долг - рассказать людям правду. Чтобы выжить и продолжать работу, она была вынуждена попросить убежища в Финляндии.

Здесь мы с ней встретились, и я попросила ее ответить на несколько вопросов о ней, ее книге и изложенных там фактах.

- Уважаемая Полина, во-первых, я хочу поблагодарить вас за мужество. Ваша работа очень значима, ибо она открывает очень многим людям глаза на те события, которых они предпочитали либо не замечать вообще, либо доверять официальной точке зрения российских властей. Расскажите, пожалуйста, вкратце о главной идее своей книги. Что вы хотели сказать читателям ее публикацией, какую мысль донести до них?

- Есть множество ответов на этот вопрос. Правда о русско-чеченских отношениях, правда о войне и мирных жителях под бомбами, а еще это долг перед всеми, кто не может сказать за себя, перед всеми, кто погиб.

- Послушав несколько ваших интервью, я обратила внимание на один момент. Вы не раз говорили о том, что до войны все люди в Чечне жили дружно, не было никакой межнациональной вражды. Тем не менее кремлевская пропаганда утверждает, что войска были введены якобы в ответ на то, что в Чечне шел "геноцид русского населения". Что вы можете сказать по этому поводу?

- В 1994 году мне было девять лет. Я мало разбиралась в политике и мало что осознавала во взрослых отношениях. Могу лишь свидетельствовать, что в городе Грозном, в нашем районе, где проживала моя семья, отношения между всеми народами были мирными и дружественными. Люди хорошо общались, помогали друг другу: стычек на национальной почве не припомню.

- Каким Вы видите будущее Чечни? Возможен ли мир там, и если да, то на каких условиях? Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в республике?

- Думаю, на моей родине еще будут войны и кровопролития. Как сказано в одной кавказской легенде: шел святой старец много лет назад по тем местам. И проходя, он поднял края своего плаща. Люди спросили его: "Почему ты поступаешь так? Ведь не было дождя и дорога суха!". На это он ответил: "Вы не видите, а я - вижу: здесь много крови".

Нынешнюю ситуацию никак оценить не могу: с 2005 года в Чечне не проживаю. После пережитого ада там думаю, что никогда туда не вернусь.

- В своем интервью Первому информационному кавказскому телеканалу - ПИК  (видеозапись под этим текстом - РЕД.)  вы говорите о том, что нынешнее руководство России заслуживает такого же суда, как руководство фашистской Германии. Как вы считаете, возможен ли подобный трибунал? И какие обвинения, по вашему мнению, следовало бы предъявить российским вождям?

- В программе я сказала, что подобный трибунал вряд ли возможен в силу экономической значимости РФ, несмотря на то, что такого трибунала виновные заслуживают. Много будет обвинений: думаю, каждый пострадавший или его родственник   предъявят свои претензии. Но, в общих чертах, это будут общие обвинения в военных преступлениях против всего мирного населения Чечни - разных национальностей.

- Я слышала о том, что русские националисты объявили вам самую настоящую войну после выхода в свет книги. После переезда в Финляндию продолжаете ли вы получать угрозы? Или ваши близкие в России?

- Близкие - получают угрозы регулярно. До меня теперь труднее добраться. Однако в интернете появляется множество язвительных комментариев с осуждением моей деятельности. Чего стоит целая кампания, связанная с выходом книги, когда на многих сайтах появилась информация, что я не являюсь автором книги, что я - вымышленный персонаж.

- Планируете ли вы издание продолжения ваших дневников? Если да, то какие события будут описаны? Есть ли у вас еще какие-либо творческие планы?

- Думаю, моя жизнь будет связана с литературой и кино. Дальнейшие дневники - это описания событий в России и в Чечне в разные годы.

- Большое спасибо за ответы и желаю как можно скорее получить убежище в Финляндии!

ПОЛИНА ЖЕРЕБЦОВА - В ПРОГРАММЕ ТЕЛЕКАНАЛА "ПИК"

________________
На фото: Полина Жеребцова уже в Финляндии.