ЛЕТНАЯ ПОГОДА
Фрэдди ЗоринО чем они разговаривали? Да, в сущности, ни о чем, сколько-нибудь важном. Просто отдыхали - от всего, что было прожито вместе: и от мрачных дней, которые, раньше, или позже приходят ко всем, и от светлых, поскольку и праздники, таково уж их свойство, тоже утомляют, не говоря уже о буднях. А в нескольких метрах от них ровно дышало море, и его спокойная музыка создавала вокруг столика, где горели свечи и стояли цветы, о чем он позаботился, мягкий и приятный фон. Впрочем, посетители ресторана могли подумать о них всякое. Поскольку у большинства мысли работают в одну и ту же сторону, многие, определенно, предположили: женатый мужчина пригласил замужнюю женщину, с которой недавно познакомился, на романтическое свидание, и оно, скорее всего, продолжится в снятом уже на несколько часов номере гостиницы.
Они приехали на берег моря, в небольшой ресторан и заказали скромный ужин с бутылкой вина. Она выглядела хорошо, надев то легкое платье и те украшения, которые нравились ему на ней больше других. И летний костюм - с гладкими брюками и пиджаком в клеточку, выбранный ею для него несколько лет назад, был тоже одет им на себя со смыслом.
О чем они разговаривали? Да, в сущности, ни о чем, сколько-нибудь важном. Просто отдыхали - от всего, что было прожито вместе: и от мрачных дней, которые, раньше, или позже приходят ко всем, и от светлых, поскольку и праздники, таково уж их свойство, тоже утомляют, не говоря уже о буднях. А в нескольких метрах от них ровно дышало море, и его спокойная музыка создавала вокруг столика, где горели свечи и стояли цветы, о чем он позаботился, мягкий и приятный фон. Впрочем, посетители ресторана могли подумать о них всякое. Поскольку у большинства мысли работают в одну и ту же сторону, многие, определенно, предположили: женатый мужчина пригласил замужнюю женщину, с которой недавно познакомился, на романтическое свидание, и оно, скорее всего, продолжится в снятом уже на несколько часов номере гостиницы. Нашлись, надо полагать, и другие, сделавшие для себя вывод, что семейная пара скромно, но со вкусом, отмечает годовщину бракосочетания - не с друзьями, не в семейном кругу, а так, как поется об этом в известной песне: "Есть я и ты, а все, что "кроме", легко уладить с помощью зонта". Был еще и третий вариант из числа возможных - по заведенной традиции, достойной уважения, супруги раз в неделю позволяют себе поужинать не дома, меняя привычную обстановку и освежая чувства, почти неизбежно угасающие со временем.
И не властна зима, если в лютый мороз
Я от вьюги любовь сберегу,
Чтобы этот огонь, как букет алых роз,
Негасимо пылал на снегу.
Огонь любви... В стихах он горит, и не гаснет. А в жизни под "вечным огнем" понимается, в первую очередь, нечто другое...
... После десерта они прогулялись немного по приморскому бульвару, понаблюдали за разбросанными в полумраке огоньками вышедших в море яхт - яркими знаками той жизни, которая начинается с вечера и продолжается до утра. Ее заметных проявлений было предостаточно и на самом бульваре - в прибрежных кафе, на скамейках под деревьями, да и на пляже, несмотря на поздний уже час.
Потом они сели в автомашину и поехали. Не в гостиницу, а домой. К себе домой. По дороге он включил музыку, поставив диск со скаченными из интернета песнями. Причем, подобрал их в неслучайной последовательности: "Ах, какая женщина!", "Любовь, похожая на сон"... Ну и с голосом певца и актера, которому и он, и она всегда симпатизировали:
Вот и все, что было, вот и все, что было,
Ты, как хочешь, это назови:
Для кого-то просто - летная погода,
А ведь это - проводы любви.
Спать они пошли в разные комнаты. Прожив вместе четверть века, решили, что лучше будет, если каждый начнет теперь свою жизнь. Кризис среднего возраста? Не большое это удовольствие - попадать под общие определения. Просто разладилось все, и стали с немым укором глядеть друг на друга, вместо того, чтобы смотреть в одну сторону, как это было много лет. А с чего началось? Когда бы дано было почувствовать это! Тонко подметил поэт:
Не в конце бы, а сначала,
Не в конце бы, а сначала
Распознать тревоги знак.
С трещин, даже самых малых,
С трещин, даже самых малых
Начинается овраг.
Многое изменилось за четверть века, прожитые в браке. Другими стали и реалии, и они сами. Супружеская жизнь - экзамен, и выдерживают его далеко не все. Но если расставание - маленькая смерть, то принимать ее надо уметь достойно. Это ведь скверно, когда разрыв сопровождают семейные сцены, взаимные оскорбления, не говоря уже о разбиваемой со злостью посуде и, тем более,- о рукоприкладстве. Нельзя плевать в колодец, из которого столько выпито, даже если впереди ждет новый.
Ты и я, мы оба правы, правы,
Ах, как правы.
Скажем мы друг другу "Браво!
Браво, браво, браво! Браво! -
Помните, конечно же, откуда это? А вот в другом произведении - из литературной классики - мудро сказано о том, что человечество прощается со своим прошлым, смеясь. То есть, весело. И если взращенный вами "вишневый сад" идет под топор, и спасти его уже невозможно, то остается шанс красиво расстаться с ним. Так, собственно говоря, эта пара и поступила, проведя прощальный ужин - в знак благодарности друг другу за то хорошее, что было - у них и между ними. И это, надо надеяться, поможет и ей, и ему смягчить душевную травму, хотя, быть может, и не такую серьезную, если любовь ушла не вчера. А главное - потому, как хорошее не стирается из памяти, вечер этот в приморском ресторане будет ими, вероятнее всего, потом по-доброму вспоминаться - в новой жизни, в нелетную погоду.