Бостонский КругозорКТО МЫ

ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ

...Так вот, приходит час понять: НАСТОЯЩЕЕ время - то, когда происходит нечто важное, главное в жизни: совершаются подвиги, делаются открытия, пишутся лучшие стихи и песни, когда воспаряешь к заоблачным высям - наяву, а не во сне, точно, как на картинах Марка Шагала. И выходит, что настоящее время для одних уже позади, в прошлом, а для других - в будущем...
_______________________

ПТИЦА СЧАСТЬЯ

    Птица счастья завтрашнего дня... Если она и решит выбрать вас, то в ликовании своем постарайтесь не забыть: радость может оказаться недолгой - надо еще суметь удержать птицу эту в руках, что дано далеко не каждому. А спугнуть так легко. Вот вам - реальная история.

   Во время туристической поездки по странам Бенилюкса, меня поразил рынок в Люксембурге. Спросите: чем? Я мог бы ответить: идеальной чистотой всей занятой торговыми рядами площади, привлекательностью овощей, фруктов, зелени, другой аграрной продукции на прилавках,- будто бы, не настоящей, а замечательно нарисованной кем-то из местных художников. Но скажу о другом: меня, выросшего в Закавказье и живущего уже более двух десятилетий на Ближнем Востоке, в буквальном смысле этого слова, оглушила на рынке этом … тишина. В моем представлении, базар без голосов упорно торгующихся покупателей и продавцов, без громких зазывающих выкриков хозяев лавок - не базар, а музей. Да и улицы того города, где я родился, и того, где бросил якорь сорок лет спустя, примечательны тем, что наполняются привычным шумом с самого утра, и он не утихает до позднего вечера, ну разве что с перерывом на несколько часов в жаркое летнее время, когда жизнь замирает. А теперь - о том, к чему это я.

     В одном из бельгийских городов наш автобус с туристической группой застрял в пробке в узком переулке. Причина, по которой скопился транспорт, поразила. Мы увидели, что движению препятствует автомобиль, остановившийся так, что его нельзя было объехать. А водитель (мы поняли, что это он, поскольку на него показывали люди, что-то объясняя, при этом друг другу) оживленно беседовал на тротуаре с женщиной. Она силилась уйти, а мужчина пытался удержать ее. Словом, шло выяснение отношений. Нашли место! - подумалось мне, и я представил себе улицы, по которым подъезжаю к месту своей работы. Если подобное происходило бы там, то автомобили бы уже на полную мощь гудели, а иные водители повыскакивали бы с оскорблениями в адрес человека, создавшего проблему для всех остальных. А тут вышел только наш экскурсовод, который успел перекинуться парой фраз со свидетелями происходящего. А пока он с очевидцами разговаривал, водитель авто, объяснявшийся с женщиной, сумел, видимо, найти с нею общий язык. Он открыл для нее дверь автомобиля, усадил, затем обошел его, уселся рядом, поцеловал женщину в знак, как надо полагать, примирения, при отсутствии какого-либо сопротивления с ее стороны, и только после этого завел, наконец, мотор и колонна транспортных средств медленно двинулась за ними. При этом, что было весьма примечательно, улыбались и все водители, терпеливо прождавшие бог знает, сколько времени, и прохожие, на чьих глазах разыгрывалась сцена.

    С такой улыбкой вернулся в автобус и наш экскурсовод, от которого мы ждали разъяснений.

- Я поинтересовался тем, - начал рассказывать он,- почему это никто не возмутился, не поднял шум, ведь кто-то, наверняка, спешил по своим делам, - и знаете, что мне ответили? - Быть может, у человека был последний шанс вернуть любовь, а мы могли его возможности этой лишить. Разве такое допустимо? Мы живем для любви, а все остальное в жизни гораздо менее важно.

   ...Теперь я точно знал, как поступлю в следующий раз, если окажусь в подобной ситуации - на родине, или вдали от нее,- не в этом суть.

      Люди, не делайте того, что может спугнуть птицу счастья завтрашнего дня!


О НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
  
     "Чтобы вызвать прошлое в виде образа, надо быть способным отвлекаться от действия в настоящем, обладать умением ценить бесполезное, иметь желание помечтать. Быть может, только человек способен на усилие такого рода". - Это из книги крупнейшего философа двадцатого столетия Анри Бергсона "Материя и память".
    Вызываю прошлое, держа в руках виньетку и вглядываясь в лица одноклассников на старой групповой фотографии. Снимок оживает, но я и мои сверстники и сверстницы находимся уже не на сцене актового зала, где нас, вместе с учительницей, запечатлел фотограф, а за партами и слушаем урок.

- Настоящее время,- объясняет нам педагог,- это то, что сейчас. Время прошедшее - все, что было, а будущее - то, что еще не произошло.

   Своего прошлого у нас - мальчишек и девчонок тогда, можно сказать, не было. Грядущее представлялось вечностью, а настоящее - до конца не выветрившийся запах краски, которой освежили стены перед началом нового учебного года, загар на детских лицах после больших летних каникул, голоса птиц, беседующих за окнами должно быть, о том, что наступила осень, и шаги учительницы - то перед доской, то между рядами парт. Ну, и мы сами, кого жизнь не научила еще различать друг друга по национальностям, не ведающие о том, что разлетимся, унесенные ветром грядущих перемен, по странам и континентам, что судьба разведет повзрослевших одногодок по разные стороны политических баррикад. Можно ли было предвидеть все это, и то, что кто-то из нас, не обретя будущего в далеких краях, станет жить невозвратным прошлым?

   Уважаемая учительница наша, Валентина Георгиевна! Нам, ученикам Вашего класса, давно уже ясно, что мы не узнали от Вас правды о том, что же это такое  "настоящее время". Но нет, это Вам не в упрек! Просто должно было придти время разобраться со временами. У Самуила Маршака о времени можно прочесть:

Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.

Так вот, приходит час понять: НАСТОЯЩЕЕ время - то, когда происходит нечто важное, главное в жизни: совершаются подвиги, делаются открытия, пишутся лучшие стихи и песни, когда воспаряешь к заоблачным высям - наяву, а не во сне, точно, как на картинах Марка Шагала. И выходит, что настоящее время для одних уже позади, в прошлом, а для других - в будущем. Помните, конечно:

Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.

А ведь это - как раз о настоящем времени. Но всегда ли мы чувствуем, что оно пришло? О, как интересно было бы собраться опять всем классом, и, поднимая крышки на партах, как когда-то, вставанием поприветствовать вновь нашу Валентину Георгиевну, а потом послушать ее занятие на тему: "Прошедшее, настоящее и будущее время". Что бы теперь услышали от учительницы мы, прожившие уже большую часть своих жизней, познавшие радость и хлебнувшие горя, вырастившие детей, помогающие нянчить внуков и сами готовые преподать урок другим? Наверное, такая встреча имела бы смысл, если бы мы, по очереди, исключая тех одноклассников, которых, увы, уже нет с нами, рассказали, спустя десятки лет, о своем настоящем времени. И, скорее всего, узнали бы, искреннее посочувствовав, что к кому-то оно, по большому счету, увы, не пришло. Но...

Ты крыльев не обрел. Беда ли?
Еще годам не кончен счет.
Ждут неизведанные дали.
Бывает в жизни поздним взлет.

"Всему свое время,- сказано у Экклезиаста". А я бы добавил: всему и каждому из нас.