ИНТЕРНЕТ, ЛИДИЯ ЗАОЗЕРСКАЯ И НЕ ТОЛЬКО
Ирина АксНе слишком "продвинутые" пользователи, в основном из поколения наших бабушек (условно назовем их - "возраст 80 плюс") простодушно гоняют все это по сети "открытыми списками", потому что не догадываются о существовании опции BCC (скрытая копия). В какой-то момент какая-нибудь бабушка, получив в сотый раз одну и ту же чушь, отвечает своей подруге достаточно резко - при этом (по той же простодушной инет-непродвинутости) нажимает кнопочку reply all, и весь список знакомых "бабушки номер один" получает ответ в стиле "да ты с ума сошла, коза!" от "бабушки №2", после чего "бабушка №1" смертельно обижается...
А забавные стишки и прочие безымянные шутки вы от знакомых по e-mail получали? Я - получаю регулярно. То Коржавина, то Шендеровича, то моих друзей-поэтов (лидируют в этом списке Наталья Резник, Мария Рубина и Александр Габриэль). А то и мои собственные стишки мне шлют. Без подписи, разумеется. Что ж, как по мне - так автору остается только гордиться этим фактом: значит, пошли в народ его произведения! Оценены! Помнится, после того как по радио передали "Губы окаянные" Кима, объявив как "русскую народную песню", Юлий Черсанович пару недель еще снимал дома телефонную трубку со словами: "русский народ слушает!"
Конечно, досадно читать известные тебе стихи без имени автора. Вдвойне досадно, когда они подписаны совсем не тем именем... Но вот читаю я то там, то сям, даже и в "Кругозоре" "стихи Лидии Заозерской" - и двойственное такое чувство испытываю: ну почему и Маша Рубина, и Игорь Иртеньев, и другие хорошие авторы удостоились чести быть "случайно обокраденными" простодушной девушкой (подробнее об этой истории - тут) - а моих-то стишков в подборочке и нету? Другие-то у меня то так, то эдак воровали неоднократно, а Лидия Заозерская почему-то побрезговала... Не читала ничего моего? Или, что еще огорчительнее для моего авторского самолюбия - не понравилось? И решила я у бостонской своей подруги Марии Рубиной (автора стихотворения про "у мужа 37 и 2") узнать: что она перво-наперво как поэт ощутила, с Лидией Заозерской познакомившись? Законную гордость или какую-то иную, более сложную эмоцию? "Мой стишок про 37 и 2 давным-давно разошёлся по сети с подписью "автор неизвестен". Меня сей факт совсем не смущал, даже наборот - начала себя ощущать "народным поэтом". Но когда посыпались рассылки и публикации под именем Лидии Заозерской, чего греха таить - было неприятно и обидно. Хотя Лидия Заозерская, конечно, без всякого злого умысла помещала понравившиеся стишки на свою страницу без указания авторства. Законом-то это не запрещено". - ответила Маша. И правда - ничего незаконного, она ж не за своей подписью чужие тексты в "Новом мире" напечатала - всего-то лишь в личный блог без указания авторов выложила. И конечно же не со зла, а все по той же безграмотности.
Вообще-то я не об этом статью задумывала. Я изначально-то хотела конкретные такие советы и рекомендации сформулировать, типа - не пересылайте никому сотым форвардом никаких chain letters и не засоряйте чужие ящики мусором, который следует "срочно переслать всем знакомым"; не размещайте в своих блогах в Живом Журнале, на Фейсбуке и в других соцсетях понравившихся вам текстов без указания авторства - их примут за ваши собственные (что и произошло с Лидией Заозерской - она, наверное, уже давно сама не рада своей внезапной сомнительной славе)... Но потом подумала я - нет, никто не услышит мой глас вопиющего в пустыне! Зато сейчас дочитает кто-то мою статью, посмеется, скопирует ее хорошо заученным движением copy-paste в "тело письма" (потеряв по пути и ссылку на "Кругозор", и мое скромное имя) - да и разошлет всем знакомым! И получу я этот текст по e-mail через полгода, изрядно ощипанным по пути, потерявшим все линки и навсегда утратившим авторство. И опять, в который уж раз, задамся философским вопросом: вот в этом конкретном случае - радоваться мне или огорчаться?