Бостонский КругозорБОЛЬ ДНЯ

СКОРЕЙШИЙ МИР С ИРАНОМ НЕОБХОДИМ. СОГЛАШЕНИЕ С ПАЛЕСТИНЦАМИ НА БАЗЕ ГРАНИЦ 1967 ГОДА ВОЗМОЖНО

...политика Нетаниягу нереалистична. Он не способен оценить новую ситуацию в мире и в нашем регионе, живёт старыми подходами, понятиями, штампами. Нельзя зациклиться только на прошлом, сравнивая, если это не демагогия, произошедшее во время еврейской катастрофы, с нынешней ситуацией, когда уже существует сильное еврейское государство с наиболее мощной на Ближнем Востоке армией и поддержкой союзников. Я думаю, что лидеры "Ликуда" не выдержали этот экзамен. Не случайно один из лучших политиков М.Кахлон вышел из руководства партии. Нужны новые силы, другие люди, которые смогут в данных конкретных условиях выбрать лучшую стратегию и тактику

Шестого декабря начался очередной форум Сабана. На нём в неофициальной и полусекретной атмосфере - речь о важнейших проблемах нашей страны: различные соображения, подходы, идеи, спорные точки зрения. Обычно здесь присутствуют многие представители политической элиты и проходящие дискуссии имеют после широкий резонанс. В этот раз форум был необычным. Присутствовали многие из ведущих политических деятелей нынешней администрации и Конгресса США. Но самоё главное - отвечал на вопросы организатора форума президент США Барак Обама.
 
Это говорит о важности отношений Америки с Израилем и о серьёзности разногласий нынешнего руководства обеих стран. Тем не менее, израильский правый лагерь, с одной стороны, продолжает пытаться делать "хорошую мину при плохой игре", скрыть противостояние, представить гражданам и убаюкивать их, что ничего плохого во взаимоотношениях нет, будто имеются некоторые разногласия среди друзей, раньше тоже бывали большие расхождения с американцами. С другой же стороны слышны очень недовольные голоса и призывы уметь настоять на своём, наши интересы важнее всего, найти альтернативных союзников и прочее.

Правые всё ещё не хотят понять и признать, что по целому ряду вопросов политика Израиля идёт в разрез с интересами большинства ведущих стран мира, а самое главное противоречит острой необходимости нормального, здорового, наиболее безопасного и эффективного развития нашей страны. Должен ли Израиль принять во внимание отношение и мнение мирового сообщества, сколько времени сможет продолжаться его игнорирование и каковы могут быть последствия?
 
Президент Обама затронул две проблемы: ядерную программу Ирана и палестино-израильский конфликт. Суть его речи-ответов можно сформулировать так - предпочтение или даже, на самом деле, единственно реальным для решения стоящих сложнейших проблем является дипломатический и переговорный путь, т.е. силовой(в основном угроза экономических санкций), но не военный. Такой подход всё-таки в большей степени связан не столько с ослаблением позиций США, как сверхдержавы, или каким-то личным отношением Обамы, а в большей степени осознанием, что даже такая мощная держава не может(не эффективно) решать непосредственно военными действиями все возникающие в современном мире проблемы, когда всё ещё более усложнилось, переплелось и взаимосвязано. Похоже, что такая новая(старая - американцы и в прошлом в основном не спешили воевать) и долговременная стратегия Америки.

А некоторые наши политики продолжают надеяться, что можно надавить, заставить, уговорить Америку(американцам нужно ещё более, чем израильтянам)  нанести удар по Ирану. Уже ясно - не ударит! Что теперь делать Израилю? Тем более, когда ведущие страны подписали временное и хотят подписать постоянное соглашение с Ираном. Известно мнение ряда военных специалистов, что и раньше у Израиля не было реальных шансов самостоятельно остановить Иран, а теперь эта опция просто не релевантная.

Есть основания говорить, что стратегия правительства Б.Нетаниягу по иранскому вопросу была не дальновидной и не перспективной. Хорошая политика должна всегда исходить из реальных возможностей и с учётом конкретной ситуации. Может быть, тактика главы правительства и приносит определённые положительные результаты. Когда кричат, жалуются, требуют максимум, можно получить больше. В этом есть некоторый резон, но в целом основные усилия и энергия были направлены не в том направлении.

Вначале наши руководители говорили, что санкции ни к чему не приведут, были против переговоров с Ираном, нужны только военные действия, удар по Ирану. Теперь они признали, что санкции даже очень хорошо работают, но нельзя их ослаблять, а необходимо ещё усилить. Так или иначе, правительство Нетаниягу потерпело неудачу в иранском вопросе. Аналогично с химическим оружием в Сирии. Израиль и там был сначала за военное решение, против дипломатического варианта. Оказалось, что он не только реальный, но и даёт неплохие результаты. Как выглядит Израиль? Как тот, кто подталкивает мир, в первую очередь, к силовому,  военному способу решения проблем. Не только за счёт возможных жертв своих граждан, но и жертв других стран(главным образом США, нашли дурачков, не тут-то было). Наверное Биби продолжает думать, что его хороший английский поможет навязать свое мнение другим. Похоже, что его красноречие находит благодатную, но не очень сведущую, среду только внутри нашей страны.

По всей видимости, США полагают, что идти на полномасштабную войну с Ираном по целому ряду причин нельзя. Нанесение превентивных ударов тоже будет малоэффективно. Оно сможет лишь сдержать создание атомного оружия на несколько лет. А возможно даже ускорит его создание, так как у них будет оправдание и повод необходимости быстрого вооружения для своей защиты. То есть военный путь не перспективный.  Даёт ли путь соглашений стопроцентные гарантии? Понятно, что нет. Для евреев опасны все варианты. Но американцы и ведущие страны приняли решение. Теперь Израилю остаётся подстраиваться и пытаться действовать, чтобы окончательное соглашение было наиболее приемлемым для нас.

У Ирана уже есть и будет дальше развиваться мирная атомная энергетика. Это всеми признанный факт, хотя Израиль и этого не хотел бы, но скрепя зубы придётся смириться. В такой большой по территории и почти стомиллионной стране как Иран, при существующем закрытом и фанатичном режиме, почти невозможно проследить, определить грань между мирными и военными разработками. Пусть не в течение нескольких лет, а дольше, но иранцы найдут способ создания или приобретения(Пакистан, Северная Корея, Китай, Индия, Россия) технологии ядерного вооружения, а затем и скрытого его производства. Кажется, что из этого исходят США и европейские страны. Поэтому они отдают предпочтение компромиссу, попытке заключить взаимовыгодное соглашение, позволяющее контроль, прозрачность и максимально отдалить создание иранцами ядерного оружия. Обама на форуме Сабана намекнул на иллюзию и ошибки Нетаниягу: "сегодня богатая страна вполне может купить все необходимые технологии для ядерного оружия, поэтому цель США - убедить Тегеран отказаться от намерения обзавестись ядерной бомбой" (http://www.newsru.co.il/world/08dec2013/netan409.html ).
 
Хотеть можно многое, но очевидно, что политика Нетаниягу не реалистичная. Он не способен оценить новую ситуацию в мире и в нашем регионе, живёт старыми подходами, понятиями, штампами. Нельзя зациклиться только на прошлом, сравнивая, если это не демагогия, произошедшее во время еврейской катастрофы, с нынешней ситуацией, когда уже существует сильное еврейское государство с наиболее мощной на Ближнем Востоке армией и поддержкой союзников. Я думаю, что лидеры "Ликуда" не выдержали этот экзамен. Не случайно один из лучших политиков М.Кахлон вышел из руководства партии. Нужны новые силы, другие люди, которые смогут в данных конкретных условиях выбрать лучшую стратегию и тактику.

В ответной речи перед участниками форума наш премьер-министр заявил: "ядерный Иран станет непреодолимым препятствием к заключению мира между израильтянами и палестинцами, поскольку усилит радикальные группировки, которые стремятся к войне" ( http://www.newsru.co.il/world/08dec2013/netan409.html ). Опасения его понятны и оправданы. Тем более, если делать ставку только на военное решение палестинской проблемы. Наличие ядерного оружия у Ирана, действительно меняет положение кардинально. Но это ещё одно доказательство необходимости скорейшего решения конфликта и заключения мирного соглашения. Если правые думали, что наличие атомной бомбы и мощной армии позволит им делать, что угодно (продолжать оккупацию, захватывать всё больше земель, вести переговоры - "для видимости, пусть поговорят"), решать все вопросы с палестинцами силовым способом, то им стоит ещё раз задуматься. Оставлять мир с палестинцами заложником отношений с иранским режимом не менее опасно.

Теперь непосредственно о конфликте с палестинцами. Я тоже считаю, как и бывший глава ШАБАКа Ю.Дискин, что для нас он является более важным и судьбоносным, чем Иранская ядерная угроза. Потому, что противостояние с Ираном это военное направление, военная перспектива. Однако разрешение палестинской проблемы или её ослабление - это мирная перспектива, попытка разорвать цепь военного противостояния, неоправданного кровопролития и сокращения наших врагов, причин военных конфликтов. Кроме того без её решения, невозможно нормальное развитие израильского общества, экономики и решения серьёзных важнейших внутренних проблем.
 
По крайней мере, уже более пяти лет, за исключением одиночных случаев, почти нет террора со стороны палестинской автономии. По большому счёту, после избрания Абу Мазена председателем палестинской администрации, автономия выполняет свои обязательства. Есть достаточно согласованные действия против террора ЦАХАЛа и служб безопасности автономии. При всех известных недостатках, администрация автономии обеспечивает сносное управление экономикой и жизнедеятельностью населения. Наиболее тревожит проблема наличия сектора Газы(полтора миллиона жителей) под управлением ХАМАСа. Но как показывают события последних лет, в ХАМАСе тоже происходят изменения в положительную сторону. Он становится менее радикальным и более умеренным. Есть признаки, что с ним можно вести переговоры и договариваться. Например, оказывается, что наше руководство находится с ХАМАСом в определённом диалоге и согласовывает свои действия. Тем боле, как отметил лидер оппозиции Б.Герцог, сейчас арабские страны прилагают большие усилия к примирению и объединению ФАТХа с ХАМАСом. Так, что может быть и с этой проблемой не совсем так безнадёжно и черно.

Американцы настроены настойчиво и готовы приложить большие усилия, чтобы несмотря ни на что продолжить переговоры.  За последний период Д.Керри был десять раз в нашем районе и на следующей неделе возвращается опять. 160 сотрудников административных и разведывательных структур США работают над продвижением соглашения ( http://www.newsru.co.il/mideast/07dec2013/kerry8005.html ).
В последний раз Керри приехал с генералом Д.Алленом, который привез предложения(программу) вроде бы достаточно надёжной безопасности Израиля. Так или иначе, это подтверждает, что в мире долго ждать не будут, терпение исчезает. Те, кто в курсе теперешних переговоров, сходятся в мнении, что сейчас израильская сторона является большим препятствием, чем палестинская. Если переговоры провалятся, то не исключено, что израильтянам и палестинцам в той или форме навяжут свой план соглашения и разрешения конфликта. Может быть, это был бы не плохой выход.
 
Правых поведение администрации автономии не удовлетворяет, не достаточно, что ФАТХ препятствует террору. Они требуют прекратить антиизраильскую пропаганду среди населения, а главное, чтобы лидеры открыто признали Израиль как еврейское государство. Это явится доказательством серьёзности намерений палестинцев. Требования легитимные и важные. Но, во-первых не всё сразу, а во-вторых, эти требования не являются причиной отказа от соглашения, если оно будет достигнуто. Однако сейчас становится ещё более очевидным, что правый лагерь просто не хочет заключать мирное соглашение и ищет поводы уйти от него. Многие из них уже открыто заявляют и не скрывают, что почти вся Самария и Иудея - израильские. Похоже, что деятельность ХАМАСа им на руку. Потому, что они не хотят отдавать постоянно расширяющиеся земли поселенцев. Уже о границах 1967 года никто из них не хочет слушать. Причём при любом мирном соглашении. Всё это уже они проехали. Они не хотят отдавать Иорданскую долину, хотят, чтобы на длительный период там было военное присутствие Израиля. Но тогда, о каком суверенном палестинском государстве можно говорить? И кто на это согласится? Если так подходит и правительство Израиля, значит в стране победили поселенцы и ортодоксальные религиозные, это их  политика, это их страна.

Наконец пришло время назвать вещи своими именами, сказать открыто, что на самом деле происходит. Собственно то, что делает последнее время госсекретарь Керри. Я добавлю следующее. Поселенцев можно сравнить как бы с маленькой отдельной страной(не такая маленькая и быстро растущая - уже почти полмиллиона) внутри основного Израиля. Интересы этой очень организованной и целенаправленной части населения во многих важнейших вопросах противоположные, отличные от интересов большинства. Поселенцы в основном отражают мировоззрение и крайнюю политику их ортодоксальных религиозных наставников. Некоторые из них вообще не признают Государство Израиль и его законы. Но максимально используют это государство, получают военную защиту, всевозможные льготы, рожают детей в большом количестве. Большинство поселенцев требуют всю Эрец Исраэль(на полном серьёзе, говорят, что "это наша земля"). А когда спрашивают, что делать с палестинцами? У них нет решения, уходят от ответа, молчат. Ведь палестинцев около пяти миллионов. Из позиции поселенцев следуют три возможных варианта: включить палестинцев в наше государство, что означает обменять еврейский характер и демократическую сущность на дополнительные земли; продолжать состояние оккупации; тем или иным способом изгнать палестинцев. Все три варианта  не подходят для большинства нашего населения и являются самой большой угрозой безопасности.
 
Если проводить политику крайне правых, которые пытаются навязать свою позицию и партии "Ликуд" и правительству, тогда израильтяне должны отдавать себе отчёт, что будущие жертвы, будущие войны будут не за существование Государства Израиль, не за возможность проживания евреев на территории бывшей Палестины, о чем шла речь несколько десятилетий назад, а из-за захвата дополнительных новых земель и расширения территорий, якобы необходимых для безопасности. Значит будет сделан акцент на силу, выбор в пользу военного решения спорных вопросов. Что останется делать палестинцам в таких условиях? Добиваться признания в ООН, чтобы мировое сообщество помогло им в получении  государства. На что Израиль всё равно не согласится и начнётся новый более агрессивный виток военного противостояния. Тогда евреи докажут, что им место на Ближнем Востоке, они не мене фанатичны и не способны на компромисс, чем многие другие представители этого региона, и они тоже мало ценят человеческую жизнь.
 
Я думаю, что при современных военных средствах и мощи израильской армии, международной поддержке Израиля и ситуации в арабском мире, сейчас трудно, но есть возможность заключить соглашение на базе границ 1967 года с приемлемой гарантией нашей безопасности. Соглашение может быть поэтапным, с возможностью контроля и выполнения оговоренных условий. Главное, чтобы у обеих сторон было действительное стремление к этому. Нетаниягу в своём ответе Обаме опять провозгласил, что у него серьёзные намерения продвигаться к соглашению с палестинцами. Тем более, когда тылы его улучшились с изменением  руководства партии "Авода". Посмотрим!