Бостонский КругозорСОКРОВЕННОЕ

Еврейская жизнь

..."Я еврейка! Пусть я не живу по Торе, но это моя Тора!" И другие слезы помню я. Тоже АКАФОТ, но уже на исходе Симхат-Торы, на большой площади в Акко. Это был разгар "Интифады Аль-Акса", когда каждый день гремели выстрелы на дорогах и взрывы террористов-самоубийц, когда еврейская кровь лилась рекой, и каждый из стоящих на площади вспоминал близких ему людей, которых уже сожрал этот Молох, и думал о том, скольких он еще поглотит. Раввин повторял: "Да будет этот час часом доброты, часом доброты и милости твоей!". И все тысячи собравшихся пели...
__________________

СЛЕЗЫ  

   Отплясав в синагоге, мы вышли со свитками Торы на центральную улицу Пардес Ханы и двинулись по направлению к центру, продолжая танцевать. Прохожие поздравляли нас, кто-то присоеди  нялся к нашей "оргии". Водители проезжающих машин замедляли ход и приветствен большой площади в Акко но гудели, радуясь дарованию той самой Торы, согласно которой им в праздник ехать категорически запрещено. И вдруг из дома выскочила девушка лет двадцати в одеянии, по сравнению с котором бикини выглядело бы монашеским балахоном. Она бросилась к свитку Торы и, заливаясь слезами, стала ее обнимать и целовать. Она при этом не произносила ни слова, но в наступившей тишине отчетливо звучало:

 "Я еврейка! Пусть я не живу по Торе, но это моя Тора!" 

  И другие слезы помню я. Тоже АКАФОТ, но уже на исходе Симхат-Торы, на большой площади в Акко. Это был разгар "Интифады Аль-Акса", когда каждый день гремели выстрелы на дорогах и взрывы террористов-самоубийц, когда еврейская кровь лилась рекой, и каждый из стоящих на площади вспоминал близких ему людей, которых уже сожрал этот Молох, и думал о том, скольких он еще поглотит. Раввин повторял: "Да будет этот час часом доброты, часом доброты и милости твоей!"

     И все тысячи собравшихся пели:

"Да будет этот час
 Часом доброты,
 Часом доброты 
 И милости твоей!"

     Это была молитва, идущая от всего сердца. Эти люди, в кипах и без - молились. Плакали и молились. Потому что они евреи. Это был день Торы. Их день.     

ПРАЗДНИКИ

  - И все-таки я не понимаю, - говорит мой собеседник, - почему в Израиле праздники отмечаются один день, а у нас - два? Почему вы празднуете Шмини Ацерет и Симхат Тора в один день, а у нас они разнесены на два дня.

     "У нас", в смысле - "у них", это в Германии, по одному из крупных городов которой мы с моим новым другом - русскоязычным обитателем здешних мест - мы и идем. Шагаем по длинной Шлоссштрассе, а дорогу нам пересекают другие "штрассе". Это в Америке - и "стриты", и "эвенью", и "лэйны", и "хайвеи" шириной с кухонный стол, а здесь все "штрассе" да  "штрассе"! Только однажды в старинном городке "гассе" попалось.

     Мы идем по "штрассе", сверкающей завидною (особенно для нас, израильтян) чистотой. Мимо проносятся красивые    "U". Их так здесь и называют - "U". "U-1", "U-2" "U-14". Это нечто среднее между трамваем и метро, вернее, трамвай, который, когда хочет или когда надо, превращается в метро, то есть прячется под землю.  На Шлоссштрассе он никуда не прячется - ему и тут хорошо.  

 - Ну понятно почему мы один празднуем, - отвечаю. - Больно жирно нам будет - и на Земле Израиля жить и праздники два дня подряд устраивать. Это вам здесь нужно, в утешение.  

   - А чего нас утешать, - вырывается у него. - Мы живем хорошо, у нас все есть! Работа есть, страховка медицинская есть, даже на лечение зубов!

   Шутки-шутками, а страховка на лечение зубов это существенно. Недаром мой начальник на работе говорит, что у его жены во рту "Мерседес".

  - Нет, вы не подумайте, - добавляет мой друг. - Я все равно собираюсь переезжать в Израиль. Просто…

   "Просто" повисает в прохладном вечернем воздухе. Некоторое время мы идем молча.

  Мимо нас проходят два бритых, щетинистых абрека, пожалуй, даже не турецкого происхождения, которого здесь навалом, а родного, семитско-антисемитского.

   - Не достают? - спрашиваю.

  - Да в общем, нет. Все равно, знаете ли, как-то… Я тут в городке небольшом живу - недалеко отсюда, так там - мой сын в школу ходит - набрали четвертый класс - сорок человек и ни одного немца - мой сын, еще один выходец из Польши, остальные - мусульмане. У моего сына друг - Ахмед, к тому родственники приезжали, очень, знаете ли выступали.

- А во время "Облачного столпа" как было?

- Тогда - да. Тогда очень неприятно было. Их толпы вывалили - тысячи, а то и десятки тысяч. Мы, знаете ли на улицу с неохотой выходили.

     Вот на эти самые "штрассе"…

- Вы бы,  кстати, поосторожнее, продолжает он, - широким жестом обозначая мои кипу и цицит. - Мы здесь так не ходим. Не то, чтобы… но мало ли что…

   Последняя реплика звучит особенно жалобно.        

   Мы продолжаем идти молча. Ничего страшного, скоро он приедет в Израиль, и все будет нормально. А до тех пор - может быть обратиться в раввинат, попросить ввести здесь третий праздничный день?

На фото: Израиль, город Акко (http://www.putevoditel.nakurorte.ru/1032-akko.html).