Бостонская лирическая опера. "Травиата" премьера
Алла ЦыбульскаяЯ вспоминаю годы, когда ездила по городам и весям Советского Союза как оперный критик и знакомилась со спектаклями в провинции. И вот что интересно
в таких городах, как Пермь, Воронеж, Саратов, Свердловск, Нижний Новгород и многих других были оперны е театры, репертуар которых включал непременно "Травиату". И перед началом спектаклей на "Травиату" всегда спрашивали лишний билет. И вот, как двадцать лет тому назад в отечестве, у театрального подъезда Shubert Theater, где дает свои спектакли Бостонская Лирическая Опера, меня спрашивают о лишнем билете. Это значит, что искусство, на протяжении веков рассматриваемое как исключительно элитарное, получает все большее распространение и любовь во всем мире...
_____________________
В фотоокне
Сцена из спектакля "Травиата".
Известны восхитительная экранизация о перы Дзефирелли с уникальной Терезой Стратас-Виолеттой и неповторимым Пласидо Доминго-Альфредом.Большой успех имела постановка "Травиаты" в 2005-ом году в Зальцбурге режиссером Вилли Деккеромс Анной Нетребко и Роландо Вильямсом, кстати, совсем не бесспорная, переносящая время действия в современность, представившая вместо общества парижского полусвета, состоявшего из дам и кавалеров,современных офисных работников, одетых в черные костюмы, исключительно мужского пола…
Я вспоминаю годы, когда ездила по городам и весям Советского Союза как оперный критик и знакомилась со спектаклями в провинции. И вот что интересно: в таких городах, как Пермь, Воронеж, Саратов, Свердловск, Нижний Новгород и многих других были оперные театры, репертуар которых включал непременно "Травиату". И перед началом спектаклей на "Травиату" всегда спрашивали лишний билет. И вот, как двадцать лет тому назад в отечестве, у театрального подъезда Shubert Theater, где дает свои спектакли Бостонская Лирическая Опера, меня спрашивают о лишнем билете. Это значит, что искусство, на протяжении веков рассматриваемое как исключительно элитарное, получает все большее распространение и любовь во всем мире.
К счастью, новая постановка при очевидной скромности затрат на декорации, оказалась традиционной в лучшем понимании этого слова. Публику не заставили пережить насильственные и порой неоправданные переносы времени, героиню не облачали в костюм рокерши, общество полусвета, что собирается у Флоры- подруги героини Виолетты Валери только однажды, веселясь, было показано в искаженном виде… Об этом - позже. В целом события сюжета оставались помещенными в соответствующую эпоху.
Постановку осуществил режиссер Час Рэйдер- Шибер, пожелавший сохранить ее аромат. В единстве с ним художница Джулия Нулин-Мерат создала оформление, в котором сверкание навощенного паркета было так же важно, как сияние освещающей его люстры… В какой еще обстановке могут хлопать пробки откупориваемого шампанского? Нас пригласили на бал, и дали ощутить атмосферу праздника, который так любила грешная несчастная и пленительная в пламени своей очищающей любви Виолетта Валери. В ее партии выступила молодая трогательнаясвоей искренностью, обладающая нежным, подвижным колоратурным сопрано,- Аня Матанович.Еще не примадонна, явно начинающая солистка оперы- она завоевала признание публики выразительностью пения, теплотой голоса, скромностью сценического поведения. Немного скованная поначалу, певица по от акта к акту пела более ярко, наполнено по звуку, эмоционально… Она в полной мере овладела искусством бельканто.
На балу у Виолетты появляются гости, искатели развлечений, флирта, содержанок. Среди них известные персонажи: барон Дюфоль - баритон (Дэвид Кравец), Маркиз Д' Обиньи-( бас-баритон Дэвид Вадден), Гастон де Леториэрес- (тенор ЖонДжургенс), подруга Виолетты Флора Бервуа(меццо-сопрано Челси Баслер)... И только один романтический герой Альфред Жермон ищет не похождений, а любви-( тенор Майкл Вэйд Ли)… И находит ее после года ожиданий знакомства с Виолеттой. Рождается любовь с первого взгляда! Звучит знаменитая очаровывающая Застольная.
В "Даме с камелиями" Александра Дюма-сына, вдохновившей Верди на создание "Травиаты", героиня выведена под именем Маргариты. В опере по либретто Франческо Мария Пьяве, она названа Виолеттой. Обе одарены именем цветка и тем самым опоэтизированы... В опере более, чем в романе. Произведение Александра Дюма-сына, превратившего свой роман также и в пьесу, называли мелодраматическим.
Несправедливо! Двадцати четырехлетний автор не боялся реалистических подробностей вописании сути ремесла Маргариты, превратившего ее в женщину, способную смеяться грубым шуткам и изъясняться как извозчик. И вместе с тем в душу этой циничной молодой особы он вкладывает любовь, очищающую, облагораживающую, преображающую ее.
Не мелодраму, а трагедию увидел в этом творении В.Мейерхольд в 1933-ем году, поставив "Даму с камелиями", в которой открывал красоту любви героини не сентиментально, а мужественно.
Виолетту играла - З. Райх, Армана - М.Царев.
В опере Виолетта изначально исполнена достоинства и нежной мягкости. На ней нет печати, накладываемой пороком. Она идеализирована. И представленапод флером лиричности и простительного легкомыслия: "Жить свободно, жить беспечно"…
Когда за сценой звучит серенада Альфреда, в сердце Виолетты пробуждается чувство, неведомое ей прежде… Но, закашлявшись, она вытирает платком кровь- туберкулез не пощадит ее…
И режиссер этот знак беды акцентирует.
Музыка оперы - вечная загадка, вызывающая волнение, ослепляющая красотой сменяющихся арий, дуэтов, оркестровых эпизодов… Дирижер Артур Фэген , взяв бразды правления, оставался неизменно чутким к солистам, предоставляя им возможность без торопливости выпевать все рулады и выдерживать ферматы… А затем он в хорошем темпе вел оркестр, и красота звучания струнных заполняла весь театральный воздух… Хотя нюансы могли бы быть и ярче…
Необычным по сценическому решению был второй акт, в котором герои проводят лето в загородном домике под Парижем. Обычно это павильонные декорации гостиной, где Виолетта ведет разговоры с Альфредом, с горничной, с внезапно прибывшим отцом Альфреда Жоржем Жермоном. Последнему с полным достоинством она говорит: "Я- женщина и у себя дома"…
В спектакле БЛО действие было вынесено в сад, и на природе этислова остаются без опоры… Вне стен дома, которые защищают, Виолетта кажется пойманной птичкой. Альфред, узнавший о том, что возлюбленная продает свое имущество для жизни с ним, мчится в Париж достать денег. Воспользовавшись его отсутствием, появляется респектабельный буржуа, желающий уберечь сына от губительной связи. Жорж Жермон в исполнении ВестонаХерта производит впечатление наиболее убедительное по образу и по вокальному мастерству…У него красивый по тембру глубокий баритон, и прекрасное владение нюансами, окрашивающими каждое слово в пении.
Сцена встречи Жоржа Жермона и Виолетты, их дуэт по сути, дуэль, в которой каждый сохраняет достоинство.Знаменитая ария, обращенная к сыну, "Ты забыл Прованс родной"звучала во всем великолепии…
Заметим, какие огромные перемены в психологическомвосприятии узловых человеческих конфликтов и проблем произошли со второй половины 19-го века! Женщина, называемая падшей, откуда название оперы, напомню, Травиата- падшая, оказывается столь прекрасна душой, что под воздействием уговоров отказывается о своей любви, чтобы не помешать счастью неизвестной ей сестры Альфреда, чью репутацию могла погубить его связь с ней… Понятно, что ни один отец ни в какие времена не хочет, чтобы сын сошелся с продажной женщиной. Не будем осуждать его, тем более, в конце, видя бескорыстие любви Виолетты, он раскаивается.
Но какая интердевочка прислушалась бы и подчинилась подобной просьбе? Ответ известен. Никакая.
Поэтому, переносы времени действия из прошлого в современность, столь модные нынче в опере не оправданы. Более того, они трещат по швам! У людей прошлого были иные координаты в понятиях чувств, чести, нравственного долга, репутации, порядочности! Любое прилаживание коллизий прошлого к современности обнаруживает, как не сходятся концы с концами…
Итак, с нашими героями, как встарь, происходит все, что, почему-то, зная наизусть эпизоды оперы, мы проживаем с ними заново: и горе Альфреда, и его оскорбительную публичную месть Виолетте, и бал у Флоры, где происходит эта роковая сцена… Тут, пожалуй, постановщик сделал уступку тенденции развлекать публику и вывел персонажей борделя, с чем нельзя согласиться: общество полусвета, в котором царили куртизанки и позволительны были непрочные связи, соблюдало внешние приличия, дамы появлялись в бальных платьях, красиво вальсировали, а не прыгали полуголые в подвязках… Вспомним великолепное решение сцены этого бала в фильме Дзефирелли, где ослепительные танцы сменяли друг друга, а кульминацией становился испанский танец в исполнении Е.Максимовой и В.Васильева!
Без эстетизации прошлого парижский полусвет низведен до знака красного фонаря… Авторы таким его не полагали. Недолгий эпизод вакханалии в спектакле быстро сменяется финальным, трагическим: угасание Виолетты под звуки доносимой с улицы хоровой песни во время масленичного гулянья…
В комнате, где на сцене умирала Виолетта, было пусто, словно аукцион ее имущества уже произошел. Даже лежала она не на кровати, а на матрасе, брошенном прямо на пол, на тот самый сверкающий паркет, по которому когда-то она кружилась в вальсе…
Вокальное исполнение солистами партий было на хорошем профессиональном уровне. Казавшийся поначалу немножко увальнем, озабоченным лишь вокальными задачами, Майкл Вэйд Ли постепенно все более овладевал ролью, и передавал одержимость любовью, волнением, гневом…
И голос подчинялся ему в воплощенииэтих пылких чувств, затмевавших порой сознание героя…
Красив и печален был голос доктора Гренвиль в его кратких речитативных репликах.
История Виолетты и Альфреда в музыке Верди от века в век, на всех сценах мира остается неотразимым гимном любви. Но как не вспоминать о былых впечатлениях, возникавших на других чрезвычайно значимых постановках этой бессмертной оперы?!
_______________________
На фото: Сцена из спектакля.