Владимир Высоцкий сегодня не выдержал бы страданий от сознания того, что творят преступники от имени ЕГО народа
Дмитрий Бродский...Владимир Высоцкий ментально был с теми, кто стремился освободить Россию от пут национал - коммунистического гнёта, то есть хотел быть свободным гражданином и певцом своей цивилизованной Родины - России. Он "сгорел", пытаясь совместить удовлетворение несовместимых, в условиях деспотического (хрущёвско-брежневского) тоталитаризма, потребностей. Ведь он рискнул быть одновремен но любимым (значимым) в глазах всего "советского" народа и самим собой, - то есть, независимым от гнёта хозяев и легкомысленного мнения той же самой рабской советской толпы. ОН хотел быть свободным творцом!..
______________________
В последние (с начала либерализации СССР) годы мне часто в тех или иных формах приходилось слышать вопрос: "С кем был бы Владимир Высоцкий, случись ему дожить до "перестро йки?" или уже сразу ответ на него.
Но ностальгировал бы он по коммунистическому или национал-имперскому прошлому России?
А ведь Владимир Высоцкий сам довольно ясно дал понять, - с кем он.
Вот свидетельство этому, почерпнутое из книги близкого его друга - жены Марины Влади.
"- Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я артист.
Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс "Шестьдесят минут". У тебя покраснело лицо, и побелели глаза - видно, как ты раздражён.
- Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт.
Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю.
Естественно, этого ты не говоришь, эти фразы, связывающиеся друг с другом в течение времени, я собираю из наших разговоров. В них заключены двенадцать лет доверительных бесед, криков, признаний, разрывов. Эти мысли есть почти во всех твоих песнях.
Когда важный чиновник американского телевидения спрашивает тебя, почему ты не остаёшься, и главное как ты попал сюда, тебе также трудно ответить ему, как и важному чиновнику из ОВИРа, который спрашивает: "Зачем вы всё время ездите туда? Вам что, здесь места не хватает?" Это двойное противоречие безвыходно…" (1)
Итак, судя по тексту отрывка, в судьбе поэта обнаруживается несовместимое с жизнью противоречие.
С одной стороны, идентификация себя Владимиром Высоцким как сугубо российского любимого артиста и поэта (базовые социальные потребности совместного и значимого существования в градиенте всей шкалы базовых потребностей человека - Схема 1) (2, 3).
Схема 1. Шкала усложнения сферы базовых потребностей человека
ПОТРЕБНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ УВЕРЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ БЛАГОПОЛУЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАЧИМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ РЕАЛИЗОВАННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
v
ПОТРЕБНОСТЬ БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
С другой стороны, объективно неудовлетворённые, постоянно мучащие его и осознаваемые им как художником, высшие базовые потребности:
1. высшая социальная потребность - свободного экономического и политического существования, и
2. первая из личностных потребностей - потребность реализованного (творческого) существования.
Одно только состояние фрустрации*, формирующейся как результат невозможности удовлетворения потребности свободного существования без ущемления личного достоинства, по причине соответствующей фатальной политической депривации **, уже практически депрессировало Владимира Семеновича Высоцкого.
Уже эта фрустрация толкала артиста в бездну отчаяния, со всеми вытекающими последствиями.
Что уж говорить о его неуёмной жажде творческой реализации (потребность реализованного существования), которая также трагически не могла быть удовлетворена в условиях тоталитарного режима.
Исходя из всего сказанного, я делаю заключение, что Владимир Высоцкий ментально был с теми, кто стремился освободить Россию от пут национал - коммунистического гнёта, то есть хотел быть свободным гражданином и певцом своей цивилизованной Родины - России.
Он "сгорел", пытаясь совместить удовлетворение несовместимых, в условиях деспотического (хрущёвско-брежневского) тоталитаризма, потребностей.
Ведь он рискнул быть одновременно любимым (значимым) в глазах всего "советского" народа и самим собой, - то есть, независимым от гнёта хозяев и легкомысленного мнения той же самой рабской советской толпы. ОН хотел быть свободным творцом!
Эта непреодолимая амбивалентность и стала фатальной для него. Спецслужбы СССР немало "поспособствовали" его кончине, по моему мнению, "посадив его на иглу".
Это было нужно чекистам для того, чтобы Владимир Семенович был более управляемым, хоть и "выездным". Вообще, в последние годы его жизни вокруг него "крутилось" очень много сомнительных субъектов.
В заключение, для тех, кого по тем или иным причинам не удовлетворяют результаты моего исследования, приведу поэтический диагноз, который Владимир Семёнович Высоцкий дал себе и своему времени сам. Времени, в котором жил и погиб от губительных антидепрессантов.
Я никогда не верил в миражи, в грядущий рай не ладил чемоданы. "Учителей" сожрало море лжи и выбросило возле Магадана. Но свысока взирая на невежд, от них я отличался очень мало: занозы не оставил Будапешт и Прага сердце мне не разорвала. А мы шумели в жизни и на сцене: - мы путаники, мальчики пока!
Но скоро нас заметят и оценят:
Эй! Против кого? Намнём ему бока!
Но мы умели чувствовать опасность задолго до начала холодов, с бесстыдством шлюхи приходила ясность и души запирала на засов. И нас хотя расстрелы не косили,
но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России - безвременье вливало водку в нас. В. Высоцкий (4)
Надеюсь, наблюдательный читатель обратил внимание на красноречивую первую строфу приведенной выше исповеди. Так что, как говорят в Одессе: "Не надо "ля-ля!"
Владимир Семенович Высоцкий, став зрелым человеком, не был очарован ни коммунистическим, ни какими-либо религиозными мифами.
Бродский Дмитрий. Москва. 9 октября 2003 - 17 июля 2010 гг.
* Фрустрация - "состояние дезинтеграции сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий или противодействий мотив остаётся неудовлетворённым или его удовлетворение тормозится".(5).
** Депривация (потеря, лишение) - сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное или социальное (для человека) обеднение внешней среды.
P.S. Высоцкий узнал о войне в Афганистане в январе 1980 г., находясь в США. По свидетельству его друга художника Михаила Шемякина, когда поэт увидел по телевизору последствия обработки советскими солдатами НАПАЛМОМ афганской деревни, он закрыл лицо руками и закричал: "Я не могу после этого жить там! Не могу больше!" .(6)
Кабул "разорвал сердце" поэта. Вот строчки его майского (одного из последних) стихотворения:
Смелее! В облака!
Брат мой, ведь я - в сутане,
А смерть - она пока
ещё в Афганистане.(6)
Его страна вероломно напала на другое государство…
Но в СССР за "железным", в том числе и информационным, "занавесом" не произошло никаких демонстраций протеста послушного ("самого свободного") советского народа против очередной имперской бойни.
И мало кому было даже просто жалко жителей Афганистана - "духов", как их глумливо прозвали убийцы в камуфляже.
Войны затеваются и ведутся Россией и по сей день. А серьезного протестного движения народа против этих немотивированных агрессий, развязанных спецслужбами и военщиной России, так и не возникло. Теперь вот "под раздачу" попала родная сестра - Украина…
Если бы Владимиру Высоцкому было суждено дожить до наших дней, то его сердце, ещё несколько раз не смогло бы выдержать страданий от сознания того, что творят преступники от имени ЕГО народа.
Бродский Дмитрий. 18 июля 2010г.
_______________________
На фото ( http://piter.tv/event/Serial_Visockij_na_TV ): Владимир Высоцкий.