Атака мертвецов
Юлия Попова...Через девять лет под завалами крепости обнаружили русского солдата. "Стой! Кто идет?" - такими словами часовой встретил незванных гостей. Девять лет этот солдат нес свою вахту в кромешной темноте подземных складов, питаясь консервами и сгущенкой. Он отказывался покидать пост и сдаваться. Только когда ему сказали, что страны, за которую он воевал, уже нет, нет царя, и война давно закончилась, он вышел на поверхность, где мгновенно ослеп от солнечного света...
________________________
В фотоокне
Юлия Попова.
Я училась в школе во времена СССР. Тогда и о первой мировой войне в учебниках мало писали, а уж оботдельных ее событиях и подавно. Империя же! Царская Россия! Эту ошеломившую меня историю, названную атакой мертвецов, я узнала только через много лет после окончания школы от своего мужа. Необыкновенный подвиг русских солдат императорской армии б ыл забыт, ни одного памятника в честь его героев установлено не было. В этом году этой истории исполнилось ровно 100 лет.
Итак, Первая Мировая война. Германия объявила войну России. Взятие крепости Осовец, теперь находящейся на территории Польши,сулило немцам быструю победу, поскольку представляло собой кратчайший путь к важнейшим транспортным развязкам. Обойти крепость было невозможно:кругом одни болота. Немцы подтянули к Осовцу самую современную на тот момент технику: крупнокалиберные орудия "Берта". Перед самой атакой в крепость явились переговорщики и предложили русскому командованию в лице штабс-капитана Свечникова, сдаться. Взамен же они обещали выплатить 500 тысяч имперских марок. Практичные немцы рассчитали, что ровностолько потратят они на снаряды за двое суток. Именно за это время, как были уверены германцы, они возьмут крепость. Свечниковпротивникам отказал. И в январе 1915 года начались яростные атаки. Германцы бомбили крепость через каждые четыре минуты, сбрасывали бомбы с аэропланов. Днем и ночью. Только за одну неделю крепость приняла на себя удары более 200 тысяч крупнокалиберных снарядов. Пламя, дым и клубы пыли окутали Осовец. Русские понесли большие потери. Но крепость стояла, а главное - стояли люди.
Тогда немцы решили применить другое оружие. Несколько дней ждали они походящего ветра,и вскореиз нескольких тысяч баллонов на крепость был пущен смертоносный газ - смесь хлора и брома. Зеленая трава вмиг почернела, листья на деревьях пожелтели и свернулись. Противогазов у русских не было, поэтому люди спасались, как могли: обматывали лица мокрыми тряпками, прятались в помещениях, затыкая ветошью щели и проемы. Но все равно один за другим падали замертво. Газ оседал, задерживаясь в низинах. Многие из выживших наклонялись к воде, мучимые жаждой, и тут же гибли от повторного отравления. По свидетельствам очевидцев это было похоже на конец света: сумерки, хаос и смерть носились над землей.
Выждав некоторое время, германцы надели противогазы и двинулись к крепости. Нет, не в атаку. Они шли занимать отвоеванное ими оборонительное сооружение, будучи в полной уверенности, что все находившиеся там мертвы. Каков же был их ужас, когда они увидели, что навстречу им встают и идут в контратаку эти самые мертвецы - всего несколько десятков утомленных и отравленных ядовитым газом солдат. Многие из них были даже безоружны, как, например, подпоручик Котлинский, который повел свою роту в бой, имея в руках только полевой бинокль. Немцы бежали, яростно отстреливаясь: от их разрывной пули погиб и Котлинский. Ему был всего 21 год. Позже тех немногих, кому удалось выйти из боя живыми, перевезли в другое место, а остатки крепости были взорваны. Но задача командования императорской армии была выполнена с честью и невиданной отвагой.
Через девять лет под завалами крепости обнаружили русского солдата. "Стой! Кто идет?" - такими словами часовой встретил незванных гостей. Девять лет этот солдат нес свою вахту в кромешной темноте подземных складов, питаясь консервами и сгущенкой. Он отказывался покидать пост и сдаваться. Только когда ему сказали, что страны, за которую он воевал, уже нет, нет царя, и война давно закончилась, он вышел на поверхность, где мгновенно ослеп от солнечного света. Имя его так и осталось неизвестным.