Бостон. "Лики романса"
Алла Цыбульская…Нынешний сезон 2015-2016 мы открываем литературно-музыкальной композицией "Лики романса". По этому камерному нежному роду вокального высказывания также проехало колесо истории. Романс, называемый городской, старинный, созданный в начале 19-го века композиторами А. Алябьевым, А. Варламовым, А. Гурилевым, П. Булаховым, А.Верстовским нашел свое продолжение в начале 20-го века, к огда музыку писали композиторы, не снискавшие впоследствии такую известность, но попавшие под гонения и репрессии сталинского режима…
_______________________
В фотоокне
Алла Цыбульская.
Выступая в Бостоне для русскоязычной аудитории, я знаю, что какой бы трудоемкой ни была подготовка новой программы, и какой бы она не оказалась содержательной и эмоциональной, предложить ее я смогу всего несколько раз. Только потому, что больше не найдется слушателей. И с болью в сердце я должна оторваться от подготовленной полюбившейся мне и публике композиции.
В этих литературно-музыкальных композициях неизменным участником, партнером и опорой является пианист Борис Фогель. По счастью, он не только хороший чуткий пианист, но и одаренный вокально человек. И когда мне нужно, чтобы звучали вокальные миниатюры, он их исполняет. Вот названия наших программ: "Пастернак и музыка", "Пушкин и музыка", "Ахматова и музыка", "Три Трагические актрисы" (новеллы о М.Ермоловой, А.Коонен, А.Тарасовой"), "Карточная игра в русском театральном искусстве" ( Пушкин - Чайковский, Сухово-Кобылин - Колкер, Лермонтов - Глазунов, Хачатурян, Глинка), "Отпусти народ мой" (программа, посвященная Холокосту), "Объяснение в любви" (артисты, музыканты, поэты в мгновенья высших признаний), "Влюбленный Шекспир" ("Девушки и женщины Шекспира"), "Романтическая драма - от Шиллера к Гюго и Ростану"…
Нынешний сезон 2015-2016 мы открываем литературно-музыкальной композицией "Лики романса". По этому камерному нежному роду вокального высказывания также проехало колесо истории. Романс, называемый городской, старинный, созданный в начале 19-го века композиторами А. Алябьевым, А. Варламовым, А. Гурилевым, П. Булаховым, А.Верстовским нашел свое продолжение в начале 20-го века, когда музыку писали композиторы, не снискавшие впоследствии такую известность, но попавшие под гонения и репрессии сталинского режима.
Их произведения стали называть мещанскими. Им официально отказано было в праве звучать потому, что все личное отметалось по советской идеологии, утверждалось все коллективное. Массовая песня должна была занять место лирического романса. Участь и композиторов, и исполнителей романса оказывалась трагической. Как и участь интеллигенции, этот жанр любившей. Сталин назвал интеллигенцию "гнилой". Об этом я рассказываю в новой программе.
Уточню, гонения не были отнесены к классическому романсу - старшему психологическому собрату, авторами которых были М. Глинка, П. Чайковский, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков. А старинный русский романс, проникнутый живым чувством, искренностью, порывами сердца остается жив. Появляются новые исполнители из молодых, привлекающие наше внимание. Мы видим их в телевизионном цикле "Романтика романса". Новые романсы пишут современные композиторы. Несомненно продолжением романсовой лирики можно считать многие чудесные песни Б.Окуджавы.
В нашей программе "Лики романса" мы не повторяем сказанного другими. Сколько
интересного неожиданного драматического оказалось и в судьбах певцов, и в судьбах композиторов ушедшего 20-го века! Как романс был связан с ушедшей эпохой… И какие нам на память остались разные по стилю, по манере, по характеру романсы, созданные именно в 20-ом веке… Ниточка преемственности прослеживается от начала 19-го… В программе прозвучат редко звучащие сегодня вокальные миниатюры и стихотворенья-признанья поэтов.